Представьте себе современный аэропорт или железнодорожный вокзал. Самолеты и поезда ежедневно доставляют и увозят десятки тысяч пассажиров, тысячи тонн грузов. И каждому самолету надо обеспечить взлет или посадку, каждому поезду — свободный путь. На транспорте счет времени идет на минуты. Посмотрите на расписание. Время отправления и прибытия — будь то самолет или поезд — указывается с точностью до 1 мин. А ведь надо еще в кратчайшие сроки погрузить и выгрузить багаж, грузы, обеспечить посадку и высадку пассажиров. И вместе с тем необходимо контролировать движение других самолетов в зоне аэропорта и поездов на путях железнодорожного узла, чтобы предотвратить столкновение и аварии.
Этим занимается диспетчер — специалист, который управляет работой сложных объектов, где требуется непрерывная, ритмичная, согласованная и бесперебойная работа всех служб.
Очень сложна работа авиационного диспетчера. Он обязан знать, какие самолеты взлетают и идут на посадку, сколько самолетов находится в зоне аэропорта; необходимо указать пилотам высоту и направление полета, своевременно освободить взлетно-посадочную полосу, сообщить местные погодные условия.
Есть свои диспетчеры и на стройках. Они контролируют работу на каждом участке строительства, регулируют движение транспорта, доставку строительных материалов, подачу электроэнергии, работу машин и механизмов. Диспетчеры управляют работой электростанций, шахт, заводских цехов, автобаз, движением на дорогах.
Рабочее место диспетчера — диспетчерский пункт. Оборудован он аппаратами и устройствами дистанционного управления, там есть и портативные радиостанции, и телефоны для связи, например, с машинистом электровоза, пилотом воздушного лайнера или оператором в заводском цехе. На щите перед диспетчером — множество сигнальных ламп и измерительных приборов, по которым он может судить о состоянии контролируемого объекта. Современный диспетчерский пункт имеет также установку промышленного телевидения. На телеэкране можно видеть, что происходит на управляемом объекте. Например, при помощи установок такого рода диспетчеры метрополитена контролируют загруженность эскалаторов на многолюдных станциях метро.
Диспетчер — ответственное лицо в автоматизированной системе управления на любом предприятии, а диспетчерский пункт — своеобразный информационный центр, куда поступают все данные о состоянии объектов управления. Если предприятие большое и производственный процесс сложен, то контролируют его работу несколько диспетчеров, а вся информация о ходе процесса поступает на центральный диспетчерский пункт. Там установлены электронные вычислительные машины (ЭВМ). Электронный помощник обрабатывает поступающую информацию и дает диспетчерам рекомендации, но только опыт и знания помогут им при анализе этой информации принять правильное решение.