КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА

КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА

Канонерская лодка — боевой артиллерийский корабль, служащий для уничтожения береговых объектов и для поддержки флангов сухопутных войск своей артиллерией с XVII по XIX вв. С середины XIX в. на канонерках устанавливается паровой двигатель.

В европейских странах в период средних веков нередки были случаи военных действий между мелкими княжествами, которые располагались по берегам рек и озер. Именно тогда возникла необходимость создания морского судна, которое могло бы быстро подойти к противнику, обстрелять его и уйти в недосягаемое для береговых стрелков место.

Водоизмещение канонерской лодки достигало 2000 т при скорости передвижения 18 узлов. На каждом судне располагалось от двух до пяти орудий калибром от 76 до 152 мм.

Речные канонерские лодки с водоизмещением 1200 т при скорости до 15 узлов имели два-три орудия калибра 76—102 мм, а также автоматы и пулеметы.

Канонерские лодки чаще всего использовались для установки мин, для переброски десанта, несения конвоя небольших судов и выполнения дозор-но-пограничной службы. Среди парусно-винтовых канонерских лодок наибольшую известность получила лодка «Кореец», построенная в 1886 г. в Швеции инженером А. И. Мустафиным. Водоизмещение лодки 1213 т. Ее длина 63,7 м, ширина 10,7 м. Мощность паровой машины — 1150 кВт при скорости хода 13,5 узлов. Лодка была вооружена двумя 203-мм орудиями, одним 152-мм орудием, четырьмя 107-мм орудиями, одним 64-мм орудием, двумя 47-мм орудиями, четырьмя 37-мм орудиями и одним носовым торпедным аппаратом. Экипаж состоял из 179 человек.

С 1888 по 1900 г. лодка несла дозорную и исследовательскую службу в морях Тихого океана. Но после подавления Ихэтуаньского восстания в 1900 г. в форте Таку лодка была переведена в конвойное судно к крейсеру «Варяг».

27 января 1904 г. «Варяг» и «Кореец» были заблокированы шестью крейсерами и восемью миноносцами Японии. Ведя неравный бой, лодка прикрывала попытку «Варяга» пробиться сквозь японскую эскадру. Когда кончились снаряды, экипаж «Корейца» поднял Андреевский флаг и взорвал судно.

В честь погибшего «Корейца» была построена идентичная канонерская лодка в 1907 г. на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. Но судьба данной лодки повторилась, и 19 августа 1915 г., принимая участие в неравном бою с немецкой эскадрой, получивший повреждения «Кореец» по решению экипажа был взорван, чтобы не попасть в плен к врагу.

В наши дни речная канонерская лодка используется как речной буксир.