Реактор электрический — это электрическое устройство, основной задачей которого является контролирование величины токов короткого замыкания и сохранение состояния напряжения на шинах распределительных электрических устройств в условиях короткого замыкания в электрической сети.
Электрический реактор состоит из катушки, в которой отсутствует стальной сердечник. Индуктивность электрического реактора остается неизменной, и на нее не оказывают влияния изменение силы тока и другие явления. Электрические реакторы бывают линейными и шинными. Задачей шинных электрических реакторов является снижение токов короткого замыкания и в самой электрической сети, и в самой установке в условиях короткого замыкания в секциях сборных шин. В своей основе снижение напряжения в условиях короткого замыкания совершается в самом реакторе. Эта особенность как раз и поддерживает необходимое напряжение на шинах.
По своей конструкции электрические реакторы бывают сухими и масляными. Первые необходимы для установки в закрытых распределительных устройствах, напряжение которых составляет до 35 кВ. Взаимосвязь среди витков обмоток достигается с помощью бетонных колонн.
Изоляция фаз электрического реактора осуществляется с помощью опорных изоляторов. Для снижения электродинамических сил катушка центральной фазы электрического реактора имеет противоположное направление обмотки витков по отношению к катушкам крайних фаз.
Масляные электрические реакторы необходимы для установки в открытых распределительных аппаратах, напряжение которых — от 35 кВ. Эти реакторы составлены из 1—3 катушек, которые в свою очередь расположены в железном баке со специальным трансформаторным маслом.
Для недопущения перегрева бака используют компенсацию магнитного потока экранированием или при помощи дополнительного магнитопровода его шунтируют, что также делается в случаях применения магнитной защиты.
Использование электрического реактора позволяет улучшить надежность различных электрических аппаратов, а также разрешает использование оборудования, которое рассчитано на ограниченные токи короткого замыкания. Электрические реакторы нашли достаточно широкое применение при запуске синхронных двигателей и компенсаторов.
Запуск с помощью электрического реактора более дешев и прост, нежели применяемый до него запуск с использованием автотрансформаторов.
При использовании электрических реакторов необходимо учитывать их конструктивные особенности: сухие электрические реакторы удобны, просты, но могут использоваться только в закрытых помещениях, масляные сложнее и дороже, но у них нет ограничения по месторасположению во время их использования.