Несмотря на множество преимуществ перед дросселями, дешевые электронные пускорегулирующие аппараты (или покороче - электронные балласты) для люминесцентных ламп мрут, как мухи...
Устройство у них чаще всего довольно простое: входной фильтр и предохранитель (если повезет производитель не зажмет денег), выпрямитель со сглаживающим конденсатором, полумостовой инвертор с самовозбуждением (резонансный инвертор), выходной дроссель и конденсатор.
Инвертор преобразует выпрямленное напряжение в более-менее высокочастотное (f = 20-40 кГц). На такой частоте увеличивается эффективность работы лампы, плюс уменьшаются габариты токоограничительного дросселя (L1, L2) и мерцание становится невидимым человеческому глазу (в отличие от частоты 50 Гц сети).
Автогенератор рассчитан жесткое (скачкообразное) возбуждение и запускается открыванием одного из транзисторов. При включении питания конденсатор С1 заряжается через резистор R1. Когда он заряжается до напряжения, достаточного для открытия динистора DB1, происходит запуск генератора.
Зажигание лампы происходит благодаря сильному импульсу напряжения на выходном конденсаторе (С9, С11), возникающего из-за резонанса в колебательных контурах.
Когда лампа "разгорится", она зашунтирует колебательный контур, он выйдет резонанса, и значение напряжения снизится до номинального. ЭПРА войдет в рабочий режим.
Теорию чутка разобрали, перейдем к практике ремонта.
Вообще стоит проверить все элементы, и если их пострадало слишком много, стоит подумать, что проще - купить новый балласт или отремонтировать имеющийся.
Обратите внимание: Ремонт автомобиля.
У меня выбора чаще всего не было, так как в городе почти не осталось электротехнических магазинов :(Кто же самое слабое звено? Чей великий почин закончился пшиком?
1) Частенько кончает пшиком конденсатор в выпрямителе (их зачастую ставят из экономии на 400 В, а надо хотя бы на 450 :) Вместе с собой может забрать в электронную Вальгаллу диоды выпрямителя и предохранитель. Начинать диагностику лучше с этих элементов.
2) Транзисторы могло пробить. Протестить их, не выпаяв, нельзя, мешают обмотки дросселя (один из переходов будет "закороченным"). Вместе с ними могут пострадать и защитные диоды, и резисторы в базе.
3) Ну, остались пленочные конденсаторы, резисторы и дроссели генераторов. А, еще динистор.
4) Напоследок стоит проверить дорожки и пайку. Могут выгореть.
Методы ремонта довольно очевидные, но, надеюсь, кому-то такой разбор может пригодиться.
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: Ремонт ЭПРА.