Александр Новак поручил увеличить производство СПГ в России до 100 млн тонн в год. Но для этого необходимо решить несколько серьезных технологических задач.
Сжиженный природный газ (СПГ) — единственный вид российского топлива, еще не подпадающий под санкции. Поэтому правительство России решило значительно увеличить экспорт. Для этого, однако, необходимо разработать и внедрить собственные технологии сжиженного газа больших тоннажей.
7 марта вице-премьер Александр Новак провел совещание по развитию производства СПГ, на котором поручил создать дорожную карту размещения оборудования и технологий для производства 100 млн тонн СПГ в год в среднесрочной перспективе.
На «дорожной карте» место нашлось всем
На встрече с замглавы салона присутствовали не только представители Минпромторга, Минэнерго, «Газпрома» и «Новатэка», но и «Роснефти», которая уже работает над рядом крупных СПГ-проектов. Кроме того, были приглашены потенциальные разработчики технологий СПГ из Росатома и научно-образовательных центров. В частности, ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко.
Вице-премьер сформулировал стратегическую цель в экспорте СПГ — производить в среднесрочной перспективе (видимо, к 2030 году — прим. «Эксперт») «не менее 100 млн тонн в год». Это примерно в 3 раза больше, чем в прошлом году, поскольку, по словам Новака, «сегодня по реализованным проектам добыча составляет около 33 млн тонн». В более краткосрочной перспективе (вероятно, к 2026 году — прим. «Эксперта») Александр Новак надеется, что с учетом строящихся проектов, в том числе близких к завершению, таких как «Артик СПГ 2», а также уже запущенного в сентябре прошлого года завода в Усть-Каменогорске. - Луга, "Россия будет производить 66 млн тонн СПГ в год».
По словам Александра Новака, для реализации стратегической цели необходимо решить ряд предварительных задач. Первоначально «доизыскать ресурсную базу для проектов на дополнительные 34 млн тонн СПГ в год». Это, скорее всего, не станет существенной проблемой даже при вынужденном в текущих условиях сокращении добычи на месторождениях Газпрома. Вероятно, речь идет лишь о том, чтобы вернуться к объемам производства в 2021 году.
Сложнее локализовать разработку технологий СПГ и производство необходимого оборудования, особенно в сфере сжиженного газа больших тоннажей. Для решения этой проблемы Александр Новак предложил «организовать комплексное взаимодействие органов власти и компаний, обеспечить локализацию крупного и среднего оборудования для отрасли СПГ, подготовить меры по снижению административных барьеров».
Всем участникам мартовской встречи были поставлены конкретные задачи. Минэнерго при поддержке Минпромторга разработает дорожную карту проекта с долей отечественных технологий 80% от потребности отрасли, проведет мониторинг возможностей и рисков российского производства СПГ с учетом мирового спроса, закрепить планы компаний по созданию и закупке оборудования и технологий с последующей организацией их серийного производства.
По мнению Владимира Литвиненко, вузы должны обеспечить «человеческими ресурсами» развитие отрасли СПГ, а также участвовать в разработке «собственных технологий производства оборудования для СПГ — от теплообменников до турбин, которые затем можно будет запущен в серийное производство».
Александр Новак также поручил участникам встречи сформировать рабочие группы по направлениям для оценки уровня импортозависимости отрасли. Таким образом, правительство придумало схему увеличения производства и экспорта СПГ до 2030 года. По сути, предлагается создать некий национальный проект, объединяющий усилия государственного аппарата, частного и государственного, как энергетического, так и производители высокотехнологичного оборудования.
Этот шаг давно предлагался многими экспертами и работниками отрасли. При этом важно подчеркнуть, что реализация стратегического СПГ-проекта будет в основном финансироваться за счет внебюджетных средств. Это решение продиктовано сложным переплетением внутренних и внешних вызовов.
Глобальный рынок стремительно меняется
Между тем министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу, обсуждая десятый пакет санкций ЕС против России, предложил ввести новый потолок цен на СПГ. Это не исчезло. Но эта проблема, кажется, возвращается.
В 2022 году экспорт ПАО «Газпром» упал, по данным компании, на 46%. В начале этого года поставки по трубам рухнули в 8 раз. Вместо около 300 млн кубометров в сутки - в пределах 30 млн экспорт СПГ наоборот увеличился на 15%, превысив 20 млрд кубометров. В то же время европейская экономика напрямую зависит от сжиженного газа. По данным Международной группы импортеров СПГ (GIIGNL), в 2021 году этого вида топлива было завезено в Европу в объеме 102 млрд кубометров, а в 2022 году - 168 млрд вполне реально.
По данным Управления энергетической информации (EIA), спрос на весь природный газ в мире к 2030 году по сравнению с 2022 годом вырастет на 12,5% — с 4,037 трлн кубометров до 4,398 трлн. Добыча вырастет до 4,443 трлн кубометров. Небольшой профицит остается, но он уже наполнен дефицитом. Это означает, что есть вероятность роста цен, по крайней мере, на некоторых региональных рынках. Разумеется, большая часть добываемого газа продолжит поступать к потребителям по трубопроводам. Но мировые поставки СПГ также значительно вырастут. По данным аналитического агентства Rystad Energy, ежегодное производство СПГ в мире к 2030 году вырастет на 70% до 638 млн тонн. До 380 миллионов тонн в 2021 году.
По прогнозу Минэнерго России, в 2030 году объем производства СПГ составит порядка 700 млн тонн. Если перевести тонны в кубометры (1 тонна СПГ – это 1,38 тысячи кубометров), то получится почти 1 триллион кубометров. Почти четверть мировых запасов природного газа. Есть за что соревноваться. Особенно в связи с перераспределением мирового спроса на СПГ из Европы и США в Азию. По данным GIIGNL, в 2021 году в мире было продано 372 млн тонн СПГ, из которых более 70% поступило из Азии.
Правда, в 2022 году ситуация изменилась — Европа увеличила закупки СПГ на 60%, а в Китае спрос упал на 20 млрд кубометров из-за коронавируса. Но в этом году прогнозируется оживление китайской экономики, а значит, и рост потребления СПГ. По подсчетам GIIGNL, Россия заняла четвертое место в мире по экспорту СПГ в 2021 году после Австралии (78,5 млн тонн), Катара (77 млн тонн) и США (67 млн тонн). В 2022 году позиции России сохраняются. Но сменились лидеры. По ряду оценок, США вышли на первое место, оттеснив Австралию.
В правительстве готовят российский прорыв
По последней оценке вице-премьера Александра Новака, производство СПГ в России в прошлом году увеличилось на 8%, до 46 млрд кубометров, или 33,3 млн тонн. Почти все было экспортировано. Еще в феврале он прогнозировал, что «мировой рынок газа станет максимально глобальным, поэтому в будущем сжиженный газ за счет мобильности будет все более востребован».
В то же время вице-премьер уверен, что позиции России в мировой гонке будут укрепляться, поскольку «экономические показатели российских СПГ-проектов являются одними из самых конкурентоспособных в мире благодаря низкой себестоимости производства и низким затратам на логистические операции» в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Эти выводы основаны, в том числе, на расчетах Международного газового союза (МГС), неправительственного аналитического центра, основанного в 1931 году. Общая стоимость российского СПГ на целевых рынках составляет 3,7-7 долларов за 1 млн. Британские тепловые единицы (БТЕ). В США, Катаре и Австралии - 7-11 долларов. Для справки, 1 миллион BTU равен 28 263 кубометрам.
Однако внедрение технологий СПГ в ряде газодобывающих стран началось еще в 2000-х годах. Этому способствовал, в том числе, большой рост добычи нефти и газа из сланцевых пород. Российский ТЭК, по мнению многих экспертов, проспал сланцевую, а затем и «жидкую» революцию и оказался догоняющей стороной. Хотя, конечно, дело не стояло на месте. Десять лет назад Россия занимала 5-6 место по производству и экспорту СПГ, обеспечивая лишь 5% мирового потребления. К концу 10-х годов наша доля на мировом рынке увеличилась до 8%. Таким образом, как подчеркивалось выше, страна заняла четвертое место в мире по объемам поставок СПГ.
Но этого явно недостаточно. Минэнерго России планирует занять 2-3 место в глобальной конкуренции, заняв до 15-20% мирового рынка. В марте 2021 года правительство утвердило своим распоряжением «Долгосрочную программу развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации», рассчитанную на 2035 год. Разработчики документа предложили, в том числе, на основании данных МЭА, МГС , GIIGNL, два возможных сценария развития СПГ-индустрии.
По «низкому» сценарию в 2024 году прогнозировался выход на уровень добычи 46 млн тонн. По «высокому» сценарию в 2024 году ожидалось 65 млн тонн. Сразу бросается в глаза, что при сохранении текущих темпов роста (+8%) будет нереально достичь даже «низкого» показателя. На 2025-2030 годы на «низкий» период запланировано 63 млн/т в год.
Обратите внимание: Запчасти и комплектующие для пищевого оборудования от ведущих компаний ЕС, России, Беларуси и Тайваня.
По «высокому» — 102,5 млн тонн. В 2031-2035 гг., по "низкому" - 80 млн т/год. На "высоком" - 140 миллионов.Однако в распоряжении правительства, утвердившего перспективный план, оставался только один показатель – к 2035 году производство СПГ должно увеличиться в три раза по сравнению с 2019 годом (29 млн тонн). Но если пересчитать показатели программы, то темпы роста окажутся несколько другими. По «высокому» сценарию добыча увеличится не в 3, а в 4,5 раза. На "низком" - на 2,5.
Что касается количества предприятий, то в программе их было представлено 19, и они были разделены на четыре степени готовности: «действующие» (или почти готовые к запуску), «вероятные», «возможные» и, наконец, «те, которые трудно оценить».
В первую группу входят пять проектов: «Сахалин-2» (проектная мощность — 9,5 млн т/год, 11,2 млн т произведено в 2022 г.), «Ямал СПГ» (почти 20 млн т), «Выборг СПГ» (660 тыс т), «Арктик СПГ-2» (проектная мощность трех производственных линий – 19,8 млн т/год, запуски запланированы с 2023 по 2025 г.); Порт СПГ (1,5 млн т/ч).
Во вторую («вероятную») группу вошли еще 5 проектов. Они готовятся на уровне принятия инвестиционных решений (но на практике это делается не для всех проектов). Строительство там не началось. Речь идет об Обском СПГ (мощность 5-6 млн т в год, запуск не определен из-за задержки с принятием инвестиционного решения), газоперерабатывающем и газохимическом комплексе в Усть-Луге (13,3 млн т в год), запуск 2024-2025 гг.)), «Артик СПГ-1» (19,8 млн т, после 2027 г.), ЯТЭК (Саха-Якутия, 17,7 млн т/т, 2026-2027 гг.), «Дальневосточный СПГ в пределах Сахалина-1» (6, 2) млн тонн, запуск после 2027 г).
"Возможных" проектов всего два: третья производственная линия на "Сахалине-2" (5,4 млн т, запуск после 2027 г.), "Артик СПГ-3" - 19,8 млн т/год. Ресурсная база еще исследуется. Поэтому начало строительства не определено. Остальные 7 проектов настолько «сложны для оценки», что вряд ли будут запущены раньше 2030 года.
При этом стоит подчеркнуть, что среди «трудно поддающихся оценке» проектов два разрабатываемых «Роснефтью»: «Северная бухта» (Красноярский край, 35–50 млн т в год, запуск к 2030–2035 гг.) и «СПГ Кара" (Новая Земля, 3 - млн тонн, запуск в тех же пределах, что и первый).
Налоговое плечо оказалось узковато
Так или иначе, речь всерьез идет о значительном увеличении производства СПГ в обозримом будущем. Будем откровенны – добиться этого без применения действенных мер государственной поддержки, наверное, невозможно. Однако правительство до сих пор не выделяет значительных бюджетных инвестиций на развитие производства СПГ. И до прошлого года они в основном зависели от либерализации налогового режима.
Для начала была установлена нулевая экспортная пошлина на СПГ. Затем, в декабре 2017 года, были дерегулированы цены на газ, который в дальнейшем используется в производстве экспортного СПГ. Через год либерализуются цены на природный газ, который является ликвидным для внутреннего потребления. Кроме того, нулевую ставку НДПИ получил ПАО «Новатэк», разрабатывающее месторождения на полуостровах Ямал и Гыдан. Кроме того, субъекту Российской Федерации предоставлено право снизить региональную часть ставки налога на прибыль до нуля, а также предоставить льготы по налогу на имущество для СПГ-компаний на Ямале.
Эти налоговые льготы, безусловно, помогли России занять четвертое место в мировой конкуренции. Но они все же переборщили с налоговыми льготами. Федеральный бюджет на текущий год подготовлен с дефицитом в размере 2% ВВП. Но январь уже отнял 60% от годового плана, в первую очередь из-за падения рентабельности топливно-энергетического комплекса. Пришлось изменить налоговое законодательство, согласно которому ставка налога на прибыль при экспорте СПГ увеличена с 20% до 34%. Правда, предыдущую награду «Газпрому» вернули в феврале, уже перегруженном фискальными нововведениями.
Кроме того, налоговая либерализация стала менее эффективной после 24 февраля 2022 года. В апреле в рамках пятого пакета антироссийских санкций ЕС запретил поставки в Россию технологий и оборудования для производства СПГ. Аналогичные ограничения ввели США и Великобритания. В результате с внутреннего рынка ушли крупные патентообладатели и производители СПГ-оборудования: APCI (США), Linde (Германия), Shell (Великобритания-Нидерланды), Air Liquide (Франция).
Запад хочет затянуть технологическую петлю
Таким образом, Россия оказалась без технологий и оборудования для крупнотоннажного производства СПГ. Однако «Новатэку» удалось внедрить технологии среднетоннажного производства «Артик Каскад». На их базе в сентябре прошлого года был запущен завод СПГ «Портовая» мощностью 1,5 млн тонн в год. Ранее планировалось использовать Linde в качестве основы для разработки. После этого успеха отраслевые эксперты начали обсуждать возможность масштабирования среднетоннажного производства вместо нескольких крупнотоннажных проектов.
Но факт остается фактом. До начала санкционной войны полностью разместить современные технологии не удалось. Слишком долго власти и промышленность зависели от иностранных инвестиций. Для улучшения инвестиционного климата в 2015 году Кабмин даже обнулил ставку НДС на импорт оборудования для СПГ, не произведенного в России. В 2018 году Евразийская экономическая комиссия освободила от ввозной пошлины все товары, ввозимые в проект «Южно-Тамбейский СПГ.
Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач скептически относится к подготовке Кабинетом Министров СПГ-отрасли к внешним вызовам: «Работа ведется, но, к сожалению, с момента принятия решения о реализации проектов по производству СПГ на Ямале , много времени было потеряно на локализацию технологий и производственных ключевых испытаний оборудования для крупнотоннажных линий производства СПГ. А также объединить усилия крупных российских игроков для ускоренного развития российской технологической базы. Например, инвестиционное решение по «Арктик СПГ-2» не предусматривало высокотехнологичной локализации».
Эксперт считает, что «правительство изначально занимало довольно пассивную позицию в этой сфере, не ставило жестких задач по локализации и не контролировало их выполнение».
По словам замдиректора департамента энергетики и финансов по энергетике Алексея Белогорьева, «дело не в количестве бюджетных денег, которые могут инвестировать и «Газпром», и «Новатэк». Он считает, что «дело в конкретной разработке под конкретную технику». И тут есть проблемы, особенно с крупносерийным производством. При этом идея масштабирования среднетоннажных проектов на базе Арктического каскада, как предупреждает эксперт, «экономически невыгодна». Поэтому «запуск, например, «Артик СПГ-2», скорее всего, будет отложен на 2-3 года и более».
Основания для позитива есть
Однако ситуация в отрасли по-прежнему далека от безнадежной. Так, несколько лет назад ряд инфраструктурных проектов СПГ частично финансировался из федерального бюджета. По данным Минэнерго, в производственные мощности уже вложены значительные инвестиции в рамках долгосрочной программы развития СПГ. Например, для обеспечения серийной эксплуатации проектов большого тоннажа «Новатэк» завершает создание центра по строительству морских объектов большого тоннажа в поселке Белокаменка Мурманской области. Центр возьмет на себя функции интегратора оборудования, строительства отдельных модулей и окончательной сборки плавучих линий на гравитационных основаниях. Центр рассчитан на выпуск одной жидкостной линии мощностью 6,6 млн тонн за 18 месяцев.
Правительство также приняло решение о создании испытательного стенда для криогенного оборудования. Кроме того, в прошлом году Кабмин принял решение о субсидировании НИОКР в рамках СПГ в размере 1 млрд рублей. Этого, конечно, недостаточно. Например, совладелец «Новатэка» Леонид Михельсон оценил минимальные расходы только на НИОКР в ближайшее время в 24 млрд рублей. Но это, как обещает Минэнерго, только начало.
Кроме того, несколько лет назад Кабинет Министров привлек ряд компаний Росатома и Ростеха к разработке технологий и оборудования СПГ. Уже есть какие-то ходы. Например, АО «ОКБМ Африкантов», дочернее предприятие АО «Атомэнергомаш», разработало криогенный стенд, который также может быть использован для испытаний оборудования СПГ. На ПМЭФ-2022 «Газпром» и «Росатом» подписали соглашение о сотрудничестве. Это позволит «Газпрому» использовать эту площадку для испытаний собственного оборудования СПГ.
Кстати, в отрасли сейчас обсуждается и проблема замены четырех японских газотурбинных двигателей H100, которые Mitsubishi Heavy Industries должна была поставить на крупнейший в России комплекс по производству СПГ и ряда других газовых фракций. Есть предложение использовать газотурбинные установки ГТД-110М, которые уже прошли испытания на ОДК-Сатурн в Рыбинске (дочерняя компания Ростеха»).
В целом у Александра Новака есть основания для позитивного прогноза: «несмотря на внешние ограничения, приоритетом остается реализация всех запланированных СПГ-проектов». Он даже предполагает, на что именно пойдут миллиарды рублей бюджетной поддержки — на частичное финансирование четырех проектов по созданию СПГ-оборудования для среднего и крупного производства. Кроме того, по его словам, еще 18 проектов инвестируются из внебюджетных источников.
Резюмируя, можно констатировать, что ситуация в российской отрасли СПГ после введения запрета на поставку технологий и оборудования с Запада стала крайне сложной. Просто собственной техники и оборудования с большими тоннажами пока нет. Это ставит под сомнение полную реализацию долгосрочной программы производства СПГ к 2035 году. Практически все эксперты сомневаются, что по «высокому» сценарию удастся производить 140 млн т СПГ в год.
Однако итоги встречи с вице-премьером Александром Новаком все же внушают некоторую надежду, что совместными усилиями правительства, нефтегазовых компаний, Росатома и Ростеха, а также научных кадров задача-максимум - до 80% - Локализация сжиженного газа больших тоннажей будет решена до 2030 года. В результате годовое производство достигнет 100 млн тонн, а на карте мирового экспорта Россия поднимется выше нынешнего четвертого места.
Больше интересных статей здесь: Технологии.
Источник статьи: Александр Новак поручил довести производство СПГ в России до 100 млн тонн в год.