ИТ-решения российских компаний уже сейчас выделяются своей инновационностью и уникальностью. И несмотря на то, что после ухода западных вендоров еще остались отстающие, у участников рынка появляется уверенность, что у России не будет серьезных проблем в этой области.
Российская ИТ-индустрия уверенно движется к полному импортозамещению. Уже сейчас отечественному бизнесу предлагаются решения, которые не уступают, а во многом даже превосходят западные аналоги. В то же время ряд крупных российских компаний, основной бизнес которых не связан напрямую с ИТ, также включились в этот процесс и уже продвигают свои ИТ-продукты. Об этом накануне рассказали эксперты на пленарном заседании CNews Forume 2022.
Не стоит жить «вчерашним веком»
Вячеслав Солопов, директор по консалтингу ГК "Ланит", напомнил, что пока мало кто на российском рынке обеспокоен потерей западных партнеров, санкциями и другими угрозами. Что беспокоит отечественные компании, так это поиск альтернатив и аутсорсинг.
"Если посмотреть, как это было всего несколько лет назад, когда мы встречались здесь и говорили о перспективах, мы также говорили об импортозамещении, но ситуация была немного другой. Мы, как ИТ-специалисты, вероятно, продвигали решения для компаний, говоря, что вы должны перейти на наши технологии и использовать местные решения, и что опасно использовать западные решения. Но ответ мы получили следующий: "Слушай, у нас все работает. Именно поэтому мы пошли дальше, говоря о цифровизации, об Индустрии 4.0", - отметил он.
Вячеслав Солопов отметил, что после введения ограничительных мер с российского рынка начали падать куски спроса, затем производства, после чего начался массовый отток западных поставщиков и частичная потеря персонала. Это, в свою очередь, ударило по образованию.
"Итак, сейчас у нас есть спрос, отдельно существующий, но нет связи с рынком. Но у нас есть свободный сегмент, из которого вышли другие технофирмы, серьезный спрос со стороны бизнеса, но прежде всего необходимость создавать собственные технологии, даже не решения и платформы. Это требует гораздо больших усилий, чем покупка того, что уже есть", - добавил он.
Эксперт отметил, что сейчас как никогда важно экспериментировать, получать продукты, которые отличаются даже от того, что написано в техническом задании. И хотя это не самая простая задача, ее решение сначала даст гарантированный спрос, затем создаст экспериментальный слой и, наконец, перезагрузит утраченные рыночные связи.
В настоящее время в РФ вместо понятных, проверенных временем технологических решений появились другие, более современные и интересные. Например, из Китая. Но мы должны создавать собственные продукты на основе этих технологий.
"Это означает, что речь идет об открытых компонентах. Например, было бы здорово иметь возможность взять всего один компонент из какой-нибудь крутой платформы и встроить его в любое предприятие - это то, что нам нужно". - добавил эксперт.
Вячеслав Солопов считает, что создание монолита из тяжелых платформ - это уже даже не вчерашний день, а вчерашний век. В то же время создание открытых компонентов (в том числе отечественных), которые могут быть собраны в единое решение, создаст большую конкуренцию и предоставит хорошую возможность для реализации таких подходов.
"Нам также необходимо внедрить правильные рабочие процессы. Пусть они пока работают по старым технологиям, но при случае внедряют и переводят их на новые, национальные технологии и компоненты. И ни в коем случае не пытайтесь создавать старое, уже существующее программное обеспечение. В то же время очевидно, что скорость разработки новых продуктов - это то, в чем мы пока не очень преуспели. Его необходимо увеличить и довести до достаточно высокого уровня. Скорость - это важный элемент, без которого мы не добьемся успеха. Сегодняшний рынок не будет таким вечно. Да, у нас осталось немного. Но у нас также не так много времени для реализации всех инициатив, будут участники с Востока и другие из других стран", - заключил он.
Решения с претензией на уникальность
Однако российские ИТ-компании, похоже, быстро отреагировали на вызовы рынка. Например, компания Cloud (Cloud Technologies Ltd.) получила награду CNEWS Awards "Решение года для резервного копирования и DR на базе IAAS". Владимир Свиридов, руководитель линейки продуктов Enterprise, рассказал о выигрышном кейсе.
Таким образом, Cloud помогла своему клиенту организовать катастрофоустойчивую инфраструктуру, соблюдая RTO/RPO и другие требования заказчика. Для решения этой задачи использовалось решение по репликации виртуальных машин (ВМ) между двумя географически разнесенными центрами обработки данных Cloud. Всего к сервису подключено более 190 ВМ, а общий объем реплицируемых данных достигает 89 ТБ. По результатам предложенной схемы был проведен успешный тест обхода отказа инфраструктуры заказчика на резервное место, который подтвердил выполнение всех заявленных требований.
Cloud работает уже три года и является одним из ведущих облачных провайдеров в России. Как отметил Владимир Севидов, "Облачные технологии" уже второй год входят в тройку самых быстрорастущих ИТ-компаний на рынке.
"Но что сделало это возможным? Прежде всего, благодаря профессиональной команде и эффективной внутренней структуре. Сейчас в компании три ключевых направления бизнеса, которые имеют собственные команды и максимально сфокусированы на достижении результатов в своих областях", - сказал Владимир Свиридов.
Enterprise from Cloud - это платформа IaaS для крупных предприятий и государственных организаций, включающая резервное копирование, аварийное восстановление, информационную безопасность и дополнительные услуги. Он построен в соответствии со стандартными принципами архитектуры предприятия и использует аналогичный стек технологий. Платформа является гибкой для решения любых задач. В этом случае клиентам предоставляется легкий способ миграции, и они не испытывают больших трудностей при переходе на новый продукт, поскольку большинство используемых решений уже знакомы и привычны для них.
Вторая область, Advanced, включает более 50 облачных услуг для бизнеса: от вычислений и аналитики данных до разработки приложений. Как отметил Владимир Свиридов, на сегодняшний день это одно из лучших решений в Российской Федерации в своей области.
Третья область - ML Space. Это платформа для полного цикла разработки ML и сотрудничества между командами DS. По словам эксперта, она построена на суперкомпьютерах. "Это означает, что включенные услуги позволяют компании любого уровня зрелости внедрить в свои бизнес-процессы решение на основе искусственного интеллекта и машинного обучения. И на самом деле, вам даже не нужно иметь специалистов по Data Science, достаточно аналитиков, которые могут использовать решения и сервисы, предлагаемые платформой", - говорит Владимир Севидов.
По его словам, в компанию обращаются представители абсолютно разных сфер. В частности, предлагаемые решения особенно привлекательны для вендоров, которые, используя облачные продукты, могут легко масштабировать собственную инфраструктуру в соответствии с текущими потребностями.
Для клиентов работа с российским провайдером, таким как Cloud, стала гораздо более рентабельной. Существует также разница в стоимости, например, из-за более низкого налогообложения. Интересно, что отечественные решения начинают принимать и те, кто раньше был обескуражен такими переменами,
"Исторически сложилось так, что промышленные предприятия все делали сами, потому что у них есть ресурсы, они боятся безопасности и считают, что все безопаснее, когда делаешь сам. Но как бы то ни было, в последние несколько лет даже "закаленные" отрасли все чаще обращаются к новым решениям.
Обратите внимание: Запчасти и комплектующие для пищевого оборудования от ведущих компаний ЕС, России, Беларуси и Тайваня.
Оборудование устаревает. По мере прохождения цикла встает вопрос: покупать ли новое оборудование по более высокой цене или перейти к облачному провайдеру. С последним гораздо меньше проблем: нет риска, пробуешь новый проект, он не работает, ты все закрываешь". - Владимир Севидов сказал в комментарии Experian.Ряд инновационных решений для бизнеса представил также молодой холдинг Yoonion. Среди них - компания Test IT. Это российская система управления тестированием, включенная в национальный реестр программного обеспечения Минкомсвязи России.
"Система такого класса нужна для хранения тестовой документации, удобного ее ведения и работы с автоматизированными тестами и планами тестирования. В будущем мы сможем получать отчеты о планах тестирования, например, о качестве релизов, времени выполнения тестов и нагрузке на команду. Другими словами, мы стараемся собрать вместе всех сотрудников, вовлеченных в процесс тестирования, помимо QA-инженеров, включая аналитиков, разработчиков, менеджеров. Нашу основную задачу можно описать так: есть команда, в ней есть разные отделы, сотрудники используют разные инструменты и не хотят их менять. В результате у менеджера нет информации о готовности продукта, нет взаимодействия между отделами, нет прозрачности. Это наш продукт, который позволяет централизованно и быстро объединить различные отделы, участвующие в разработке программного продукта". - Сергей Марутько, старший инженер отдела внедрения тестовых ИТ, рассказал Experian в кулуарах форума.
Он отметил, что спрос на продукцию холдинга всегда рос. Однако с последними событиями она еще больше возросла, потому что, по его словам, бизнес понял: популярные зарубежные системы ненадежны, их можно вывести из строя в любой момент.
"Да, у некоторых есть возможность продлить лицензию, а у некоторых нет. Вот почему все больше и больше команд выходят на сцену. На российском рынке Test IT уже является отраслевым стандартом в области обеспечения качества. Из преимуществ, прежде всего, это функциональность. Например, при написании тестовой документации мы предоставляем множество полезных инструментов, чтобы максимально упростить процесс, по сути, решая сразу несколько задач. У нас также есть несколько классных функций, которые ускоряют процесс тестирования. При внедрении системы можно взять рекомендации у наших клиентов, которых уже немало, таких как ВТБ, РоссельхозБанк, Татнефть, МТС-банк, Ростелеком, а в последнее время VK, MOEX". - заявил он.
Еще один проект холдинга Yoonion - TeamStorm. Коммерческий запуск ожидается в декабре, но пилотные проекты уже проводятся в некоторых крупных компаниях. Инструмент TeamStorm подходит не только для ИТ-команд, но и для любого бизнеса в целом.
"Система позволяет управлять совместной работой, рабочими процессами и строить эффективное сотрудничество. Например, создать пространства, между которыми разграничены права доступа, создать иерархию в соответствии с задачами команды: 'делать', 'на работе' и т.д. Существуют различные представления информации, пользователь может выбрать наиболее удобное: таблицы, agile-доски, календари, канбан. Кроме того, можно управлять проектами и качеством на одной платформе благодаря бесшовной интеграции с системой IT Test", - отметила в комментарии "Экспертам" Тамара Сакварелидзе, системный аналитик TeamStorm.
В РЖД занялись ИТ
Российские крупные компании, для которых ИТ могут быть важной, но не основной частью бизнеса, также присоединились к программе импортозамещения. Например, Евгений Харькин, заместитель генерального директора ОАО "РЖД", отметил, что их компания не покупает иностранное программное обеспечение с февраля.
"Мы используем только независимые технологии. Мы активно работаем над тем, чтобы наши системы были сертифицированы как импортонезависимые. Сейчас у нас уже 40 таких систем, к концу года мы рассчитываем получить 87". - Он сказал, добавив, что доля расходов на отечественное программное обеспечение может увеличиться с 37% до 64% в этом году.
С помощью собственных ноу-хау РЖД разработали корпоративный коммуникатор, планируют дальнейшую работу с родной операционной системой Aurora, которая уже используется в нескольких случаях, и запустили систему электронной почты. И компания готова сделать некоторые из решений доступными для третьих лиц.
"Если говорить о цифрах, то более 90 процентов наших клиентов в сфере грузоперевозок работают с нами без бумажных документов. Мы очень серьезно увеличили количество документов, которыми мы обмениваемся с нашими партнерами в электронном виде. У нас около 24 000 контрагентов, и в прошлом году объем документов, поданных в электронном виде, достиг 11,2 миллиона. Кроме того, более 72 процентов билетов продается в электронном виде. Мы будем наращивать прогресс здесь, мы технологически готовы. Но здесь очень важно, чтобы люди также были полностью готовы уйти от общения с кассиром", - подчеркнул Евгений Чаркин.
Одним из основных ИТ-проектов ОАО "РЖД" является система управления корпоративными данными. По словам Евгения Чаркина, проект будет уникальным в мире, поскольку вряд ли кто-то еще обладает таким количеством данных, как компания. Система обрабатывает более 2,5 миллионов показателей и работает на технологически независимом стыке технологий.
ОАО "РЖД" активно участвует в системной работе по импортозамещению отраслевых решений. "Во-первых, нам было поручено выступить в роли якорного лидера клиентов. В этом году, в соответствии с указом президента, мы не только завершим разработку "дорожной карты", но и закончим проектирование целевой системы. Затем, с учетом установленных сроков, мы перейдем от систем иностранного производства к отечественным решениям. Ведется большая работа по консолидации требований, и здесь мы рассчитываем на то, что к этой работе подключатся крупные заказчики из разных областей. Кроме того, по функциональности она будет более эффективной, чем имеющиеся на рынке решения", - пообещал заместитель генерального директора ОАО "РЖД".
Искусственный интеллект также важен для компании. У нее уже есть ряд собственных проектов в этой области. Например, она имеет интеллектуальную систему коммерческой инспекции и систему голосового обслуживания. В результате 40 процентов запросов пользователей обрабатываются без участия человека. Система беспилотного наведения поездов "Ласточка" на МЦК проходит испытания. Ведется работа с персоналом - технологии искусственного интеллекта могут предсказывать настроение и поведение сотрудников компании. Расширяется область робототехники. Кроме того, ОАО "РЖД" продолжает развивать проект "Путешествуй с РЖД", который может заменить ушедший из России Booking.com, заключил Евгений Чаркин.
Больше интересных статей здесь: Технологии.
Источник статьи: Решения российских компаний в области ИТ уже отличаются своей инновационностью и уникальностью.