Траншейный копатель Бакай был очень хорош, но имел главный недостаток, как и колесные бронеавтомобили - его проходимость по полю бо...лота оставляла желать лучшего. Джеймс Б. Хилл не смирился с этим и сделал то, что военные взяли на вооружение только через 10 лет - поставил свой траншеекопатель на гусеницы. А так как в 1907-м году гусеницы были еще новым словом в технике, то на них изобретатель получил патент.
Buckeye Tracked Ditcher/Гусеничный траншеекопатель Бакей
Страна Выпуска: США
Год начала выпуска: 1907-1914
Производитель: Buckeye Traction Ditcher Company
Кол-во выпущенных: 1000?
Вооружение и бронирование: не использовались
В 1894-м году американский изобретатель и промышленник Джеймс Б. Хилл (James B. Hill, годы жизни 1856-1945) построил, а в 1894 году и запатентовал первую работающую траншейную машину машину (U.S. Patent 523-790; July 31, 1894). В это время в САСШ реализовывался "национальный" инфраструктурный проект - осушение огромного Великого Черного Болота (Great Black Swamp) площадью 5000 квадратных километров прямо в центре страны, в самом населенном и плодородном её поясе. В 1902-м году Хилл переехал в город Финдли, где на литейном заводе (Van Buren, Heck and Marvin Company) начал серийное производство траншеекопателей, завод стал называться Buckeye Steam Traction Company. Машины выпускались огромными для тех времен партиями - по 100 единиц в год и стали одним из главных орудий по превращению САСШ в то, чем они стали к середине 20-го века.
Buckeye Steam Traction Ditcher в работе.Паровые колесные траншеекопатели Бакей имели в качестве рабочего механизма ротор - большое колесо с размещенным на нем ковшами. Все бы было хорошо, но, так как агрегат проектировался еще в конце 19-го века он изначально имел два конструктивных "недостатка". И если использование паровой машины было недостатком спорным - в случае частного хозяйства зачастую такие приводы были более экономичными чем машины с ДВС, то колесное шасси однозначно нужно было чем-то заменять - в 100% случаев работы проходили на болотах или на полях с высоким уровне воды. 24 сентября 1907-го года Джеймс Б. Хилл получил патент на гусеничный ход (Патент США 866-647).
Изобретенный Джеймсом Б. Хиллом гусеничный движитель был оригинален и для своего времени достаточно совершенен, в чем то предвосхитив будущие движители английских "ромбов". Основу движителя составляла рама с направляющими для роликов. Гусеничная лента представляла собой гусеничные траки собранные вместе посредством пальцев-осей. Главным отличием от современных гусениц было, то что у Хилла данные пальцы-оси были роликами, которые и должны были перемещаться по раме и служили для зацепления ведущего колеса для придания им движения. Ведущее колесо приводилось цепью от ременного редуктора. Вторым изменением, которое ввел изобретатель в в траншеекопатель была замена парового двигателя на газовый мотор в небольших моделях. Для средних и тяжелых траншеекопателей паровой двигатель еще долго был без конкуренции. С одной стороны обслуживание упростилось, но с другой стороны нагрузка на переднюю ось упала и только гусеницы с их большой площадью соприкосновения с грунтом давали возможность работать устойчиво для относительно небольших машин.
Около 700 траншеекопателей Buckeye Ditchers было продано до 1910 года, а всего машин такого типа было построено около 2000 различных типов и размеров. К 1910-му году во многом благодаря агрегатам Бакей Великое Черное болото было осушено, предоставив американским фермерам гигантские пространства для выращивания кукурузы, ну или что там они выращивают. Несмотря на окончание "национального" проекта, куда уходила основная масса техники, запросы на Buckeye Ditchers стали поступать из Флориды, из Африки и Южной Америки, Канады. Продажи снизились, но не упали до уровня нерентабельности. Buckeye Traction Ditcher Company несколько раз меняла владельцев, пока изобретатель на заработанные от продажи фирмы и патента деньги занимался выведением новых сортов кукурузы, и до сих пор на рынке предлагаются экскаваторы под маркой Бакей.
Вплоть до середины 60-х имя Buckeye было связано с широким спектром колесных и лестничных траншеекопателей, которые пользовались большим спросом у подрядчиков, специализировавшихся на рытье канав и мелиорации. В первые десятилетия 20-го века ассортимент продукции охватывал диапазон от небольшого колесного экскаватора Buckeye Model O с бензиновым двигателем мощностью 10 л.с.
Обратите внимание: Рейтары русской армии в Сибири.
до огромных машин с паровым приводом, способных рыть траншею шириной 140 см и глубиной до 3,65 метров. Самой большой машиной выпущенной в 1919-м году был паровой экскаватор массой в 70 тонн, длиной 16 метров и с гусеницами шириной в 2,5 метра.Несмотря на интересные решения и возможность практического применения на военной службе роторные экскаваторы Бакей так и не нашли применения и не были использованы военными. Казалось бы Buckeye Ditchers имеет все необходимое для военных - самую высокую производительность, гусеничный привод для использования на любых типах грунта. Как оказалось в Первую мировую войну траншеи на фронте были нужны не только для окапывания пехоты, но и для прокладывания телефонных кабелей, трубопроводов снабжения топливом. Думаю многие видели фотографии легковых машин времен Первой мировой оборудованных специальными направляющими рельсами, идущими практически от земли, поднимающимися до верха машины и уходящие над пассажирами. Вот эти приспособления были сделаны отнюдь не для борьбы с колючей проволокой, а именно для того, что бы едущая машина не рвала телефонные и электрические кабеля. Укладка кабелей в канаву решала эти проблемы. Но в военном деле применялись более простые цепные траншеекопатели в частности от фирмы Парсонс, а не роторные от Бакей.
Фирма Buckeye продолжал разрабатывать машины для рытья канав различных размеров и типов на протяжении 1920-х и 1930-х годов 20-го века. К началу 1940-х годов ассортимент включал 10 колесных и шесть гусеничных траншеекопателей. Самая совершенная машина копала траншею глубиной в 2,5 метра и шириной 1,20 метров со скоростью 3
метра в минуту. Модель Buckeye 260 начала 1940-х годов была оснащена дизельным двигателем мощностью 125 л.с. и могла копать трнащею глубиной 7,5 метров и шириной 1,5 метра. копания 24 фута для траншей шириной до 52 дюймов. История машин под маркой Buckeye окончательно закончилась в 1972-м году. Тем не менее несколько машин выпуска 1907-1914-х годов с гусеничным приводом сохранилось в частных руках и принимает участие в слетах исторической сельхозтехники в США.
Но дело Джеймса Б.Хилла забыто не было. Мощные и скоростные роторные траншеекопатели после второй мировой войны появились в разных странах. Но конечно самым впечатляющим стала машины БТМ для Советской Армии выпускавшиеся на Дмитровском экскаваторном заводе. Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории имела ротор с 8-ю ковшами емкостью по 160 л. Максимальная производительность траншеекопателя при ширине траншеи по верху 1,1 м, по дну - 0,6 метра и при глубине 1,5 метров была 800 метров в час. БТМ первые 20-лет с 1957-го года выпускался на шасси АТ-Т.
БТМ-4, https://www.techstory.ru/exco_mn/btm2_3.htmО первых паровых траншеекопателях можно почитать здесь:
Роторный траншейный экскаватор на пару. Buckeye Steam Traction Ditcher. 1894.
Другие статьи о ранних американских машинах:
Винтоход Пиви. Peavey Snow Locomotive. 1900-1907. Применения не нашел.
3.4. Lombard Steam Log Hauler - Рождение гусениц. 1901
Hornsby Chain Track Tractor - Часть 1. Полудизель на гусеницах. 1904
George Minniss (Паровой гусеничный трактор, 1869) - Гусеничный трактор до нашей эры
Phoenix Centipede log hauler - гусеничный паровоз. 1904
Гусеницы Бимонда. Часть 2. Frank Beamonds Tracked Motor Lorry. 1908-1909
Источники:
www.hcea.net.
https://patents.google.com/patent/US866647
https://www.techstory.ru/exco_mn/btm2_3.htm
Еще по теме здесь: История.
Источник: Роторный траншейный экскаватор на гусеницах.. Buckeye Tracked Ditcher. 1907. в армии не пригодился.