Сбербанк уже готов предложить массовому потребителю собственные информационно-технологические решения, способные полностью заменить западные аналоги. Однако отечественные эксперты уверены, что для перехода широких масс на российские альтернативы потребуется время.
Андрей Белевцев, старший вице-президент, технический директор, руководитель блока технологий ПАО «Сбербанк», рассказал эксперту-корреспонденту об ИТ-продуктах, предлагаемых финансовым конгломератом в рамках импортозамещения общесистемных направлений.
Популярность отечественных решений будет расти
«У нас есть решение для видеоконференцсвязи наподобие SberJazz. На мой взгляд, из того, что есть на рынке, это наиболее близкий вариант по функционалу и удобству использования. Пользователям не нужно ничего делать дополнительно: скачиваете приложение и можете уже создавайте конференции с компьютера, с телефона, что хотите. SberJazz бесплатен и не требует регистрации. Им пользуются и компании, у нас тоже есть бизнес-заказчики. Кроме того, ведется работа с вузами: МГУ, например , недавно выбрал Jazz в качестве площадки для внешнего общения преподавателей и студентов, — рассказал генеральный директор Сбера.
По словам Андрея Белевцева, недостаточно высокая доля использования отечественных решений в рамках общесистемных направлений связана с тем, что российский рынок заняли другие игроки. «Кроме того, многие не могли серьезно вкладываться в такой бизнес-кейс. Сейчас есть рынок, бизнес-кейс тоже. К примеру, в конце прошлого года «СберДжаз» перенял аналогичные зарубежные решения в наше отечественное пользование. Причём естественным образом, так как мы в Сбербанке ничего другого использовать не запрещали. И я думаю, что к концу этого года она будет абсолютно доминирующей», — добавил он.
Андрей Белевцев уверен, что популярность отечественных решений будет расти. «Раньше у нас было так: были практичные продукты, были отечественные, но в них не вкладывались. Сейчас все по-другому, есть хорошие команды с хорошими исследованиями, они производят достойные услуги», — резюмировал старший вице-президент Сбербанка.
Напомним, на этой неделе в ходе панельной дискуссии на «Инфофоруме-2023» Илья Массух, директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, отметил, что по некоторым позициям, включая офисное ПО, коммуникационное ПО, операционные системы, использование российских разработок не не более 53%.
Гарантии от сервисов важнее всего
В интервью «Эксперту» специалисты ИТ-рынка заметили, что нововведением Сбербанка они пока не воспользовались. В то же время, как подчеркнул аналитик «Финама» Леонид Делицын, он вполне может оказаться близким аналогом Zoom, а возможно, даже намного лучше.
«Но для того, чтобы я им воспользовался, я должен либо получить такой приказ от начальника, либо попросить коллег, либо уговорить друзей или членов семьи. Есть инновации, которые явно превосходят стандартные решения. Например, QWERTY-клавиатура, которой мы все пользуемся, была специально изобретена, чтобы снизить скорость набора текста машинистками и уменьшить залипание клавиш, с которыми предприятия не могли справиться при ремонте пишущих машинок. С тех пор проблема залипания механических клавиш исчезла, но исчезла и необходимость печатать со скоростью профессиональной машинистки. Как и конкуренты Zoom — может быть, они даже лучше, но пользователи вполне довольны. Но когда Zoom или другие уже популярные продукты недоступны, перед конкурентами открываются возможности. Вопрос в том, кто готов инвестировать в маркетинг и сколько.
Обратите внимание: Решение проблем с пожаробезопасностью фасадов найдено - использование метталокассет.
Он считает, что совершенство самой программы сейчас будет играть не самую важную роль.
Кроме того, Леонид Делицын считает, что широким массам достаточно сложно перейти на отечественные альтернативы, особенно если старые аналоги еще работают. «Для того, чтобы сменить Ubuntu на отечественный линукс, то есть южноафриканско-британский линукс на отечественный, я должен собраться с силами, набраться терпения и, возможно, взять недельный отпуск, потому что мне предстоит возиться с системными функциями и установить весь софт Мне нужно. Точно так же мне пришлось бы мучиться с созданием не отечественной, а любой другой версии операционной системы от другого производителя, а не той, к которой я привык. Что уж говорить о тех, кто привык к Windows. Поэтому большинство людей переходят на новый софт — отечественный или любой другой — очень долго и мучительно. По его словам, пионеры рынка, которые первыми предлагают популярное решение, часто получают большую фору по сравнению с теми, кто приходит позже.
В свою очередь, блогер и эксперт по цифровым технологиям Сергей Вильянов предоставил статистику использования западных услуг связи. Их популярность в России снижается. Так в начале года Redex «упал» на 81%, Teams — на 39%, Zoom — на 16%, Skype — на 10%. «То есть, как мы видим, падение Zoom остается некритичным, потому что еще есть возможности его оплатить. И пока они есть, продукт будет использоваться. В основном общественные организации переходят на отечественные решения из-за возникших сложностей.Чаще всего решения "Группы Вебинар" - прирост 44%, "Яндекс.Телебридж" - 32% и "ВКонтакте Звонки" - 23%.СберДжаз почему-то не появляется в этот список, — сказал он в комментарии «Эксперту».
По словам Сергея Вильянова, основная проблема с услугами связи в России заключается не в создании самого решения для видеоконференцсвязи, ведь на данный момент общаться можно в любой социальной сети. «Главное в том, что западные приложения были аппаратными и программными. В любое время дня и ночи можно было начать конференцию, которая точно не прервется, не станет «кубиками». То есть эта гарантия обслуживания и была основным преимуществом зарубежной разработки. И до сих пор отсутствует. Потому что все, что предлагают нам наши компании, — это программные системы. Они не могут гарантировать, что конкретное оборудование обеспечит многочасовую связь. То есть тонкостей много, даже банальный вай-фай может быть самым разным. Таким образом, они должны соответствовать аппаратным и программным комплексам с обеспечением непрерывности обслуживания. Когда это произойдет, мы заменим весь импорт, — предложил он.
Больше интересных статей здесь: Технологии.