Всё, о чём мечтали раньше, о чём мы мечтаем сейчас. Как выглядело будущее в глазах предков? Что сбылось из давних мечтаний? /Sci-Fi #5/
Жанр научной фантастики на первый взгляд кажется более менее однозначным. Но на самом деле он за последний век стал абстрактнее, породив немало направлений. Это при том, что за ХХ век фантастика быстро догнала по популярности детективы и романы, а потом и вовсе опередила их. Новый технократический миф рождался в просторах космоса, в скрипе шестерёнок (так говорил стимпанк), в неоновом свете киберпанка.
Люди продолжали отходить от милитаристских волнений, фантастика пришлась весьма кстати как иллюстрация мира мечты. Если была популярна «мягкая» научная фантастика с социо-футуристическим уклоном, то «твёрдая» фантастика шла в сторону науки и техники.
Этот поджанр научной фантастики был старым как мир по причине близости повествования к реальности. В основе произведений твёрдой научной фантастики лежит естественнонаучное допущение: например, научное открытие, изобретение, новинка науки или техники.
Ещё полтора века назад Жюль Верн написал книгу «Двадцать тысяч лье под водой», где апогеем научно-технического прогресса стала подводная лодка «Наутилус» с капитаном Немо. Писатель настолько оказался внимательным к деталям, что привлёк к себе большое внимание ученых и исследователей.
В "твёрдой" научной фантастике ценятся точность и логичность событий // UnsplashГлавный редактор первого в мире Sci-Fi журнала «Amazing Stories» Хьюго Гернсбек верил в поучительность подобных произведений. Но, поняв, что такой подход не сработает, стал писать комиксы, чем обеспечил популярность фантастике. Так, по словам критиков, ближе к середине 20 столетия наступил Золотой век научной фантастики.
Основой "твердой научной фантастики" строгий стиль точного, логичного, надёжного и строгого повествования о технологиях, явлениях и событиях. К примеру, космическая программа США в 1950-х и 1960-х годах повлияла на широкое распространение космических историй в жанре hard Sci-Fi.
Более поздние открытия не обязательно лишают законной силы ярлык hard SF, о чем свидетельствует история романа Артура Кларка 1961 года "Падение лунной пыли". Так продолжается до сих пор, хотя важнейший элемент сюжета - существование глубоких очагов "лунной пыли" в лунных кратерах - теперь отрицается.
Есть определенная степень вероятности в том, как далеко от "реальной науки" может уйти история, прежде чем она покинет сферу «твёрдой научной фантастики». Представители поджанра порой описывали более спорные моменты по технике, когда идеи опираются на хорошо известные научные и математические принципы. Напротив, авторы, пишущие более мягкую фантастику, используют такие аспекты без научной основы (иногда их называют "разрешающими", поскольку они позволяют истории быть более читабельными).
Sci-Fi в виде комиксов сильно повысило популярность фантастики // Public domain vectorsЧитатели "hard SF" часто пытаются найти неточности в рассказах. Например, группа Массачусетского технологического института пришли к выводу, что планета Mesklin в романе Хола Клементса 1953 года «Миссия гравитации» имела бы острые края на экваторе, и школьники из Флориды подсчитали, что во романе Ларри Нивенса 1970 года «Мир-Кольцо́» верхний слой в почве скатился бы в море через несколько тысяч лет. В сиквеле «Мир-Кольцо инженеров» Нивен в предисловии отметил, что исправил эти ошибки .
Фильмы, снятые в космическом пространстве и претендующие на «твёрдость» SF, стараются свести к минимуму художественные вольности ради практичности эффекта. Факторы включают:
- Как фильм показывает невесомость в космосе.
- Как фильм демонстрирует звук, несмотря на космический вакуум.
Как говорилось ранее, в период размытия каких-либо границ и отличий «мягкая» фантастика имеет больше сходств с «твёрдой», но всё же оставила в сохранности свои козыри и по-прежнему раздует кинозрителей.
А какие ваши любимые фильмы на подобную тематику? Комменты сюда, лайки сюда))
#фантастика #sci-fi #космос #литература #книги #искусство #наука и техника #наука #технологии
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: /Sci-Fi #5/ Эстетика Sci-Fi: строгость и точность стиля "твёрдой" фантастики.