Нашего читателя Андрея Барсукова я знаю заочно уже много месяцев. Мы регулярно обсуждаем с ним наш материал в комментариях. Недавно Андрей Васильевич поделился важным событием. Победитель конкурса профессионального мастерства «Учитель года». Это само по себе сенсационное событие, и когда я узнал, что он был учителем в младших классах, мое любопытство полностью улетучилось. Я задал ему несколько вопросов. Я хочу, чтобы вы знали этого человека.
- Андрей Васильевич, расскажите о себе. Откуда ты?
- Живу и работаю в деревне Третьяки Борисоглебского района Воронежской области. Этот уголок Хопёрского района стал моим домом 24 года назад. А моя маленькая родина - село Губари в 15 км от Третьякова.
- Вы школьный учитель в деревне?
- Школа, в которой я работаю, одна из многих сотен сельских школ. Но у нас тоже есть изюминка. Около 20 лет назад усилиями нашего соотечественника, выпускника школы Николая Ивановича Третьякова в здании школы была открыта Малая Третьяковская картинная галерея. Здесь представлены картины не только основателя галереи, но и известных художников Борисоглебска и Воронежа. А три года назад он же организовал Третьяковский пленэр. Воронежское телевидение не раз снимало сюжеты о нашей местной достопримечательности.
Школьный коллектив – это сообщество единомышленников, основанное на взаимопомощи и взаимопомощи друг другу, а также ценящее успехи и опыт своих товарищей.
- Очень хорошо, но, на мой обывательский взгляд, в начальных классах традиционно работают учителя-женщины. Как вы пришли учить детей?
- Несколько факторов заставили меня выбрать свою специальность. Во-первых, по семейным обстоятельствам, летом я был занят с племянниками, пока родители были на работе.
Когда я пошел в школу, большое влияние на меня оказали первые учителя: Шишкина Людмила Петровна и Кутепова Наталья Васильевна. Их тихую, невозмутимую речь, любящее, почти материнское тепло и в то же время требовательное отношение ко мне я запомнил на всю жизнь. И сейчас, спустя почти 40 лет, я стараюсь использовать коммуникативные навыки, которые привили мне школьные мамы. Это второй.
В-третьих, когда я подрос, в 7-8 классе, я жил с младшими учениками во внеурочном отделении. Одно время я пробовал не только брать с ними уроки, но и ставить небольшие капустники, разучивать песни (хотя сам пел и пою как Денис Кораблев - главное громко). Я всегда любил читать, так как моя мама работала библиотекарем, а это значит, что вся деревенская библиотека была в моем распоряжении. И тут встал вопрос: идти на филфак или на главфак? Физика и математика мне не нравились из-за моего гуманитарного мышления, а ученая степень казалась мне чем-то запредельным.
Выбор все же пал на педагогический факультет. И я не ошибся! За 24,5 года я ни разу не пожалел о своем выборе.
Какой класс вы сейчас преподаете?
Обратите внимание: Стальной канат. От истории создания до нашего времени.
Расскажите об этом.- На данный момент у меня первый класс, в котором учится 11 человек. Для сельской школы такое количество детей считается почти большим.
- Какие методики, собственные разработки вы используете в своей работе?
- За годы работы я в полной мере научилась справляться с трудностями обучения и воспитания детей. Существуют определенные методы воздействия на ребенка, который слишком активен или наоборот. Честно говоря, они не всегда работают, но у меня не было отъявленных хулиганов или угнетенных тихоней. Стараюсь относиться ко всем одинаково, хотя иногда это сложно, например, если ученик способный (ну, в быту, "любимый"). С одной стороны, надо не показывать, что я кого-то выделяю, жалею (есть такое в силу характера), с другой стороны, проявлять аккуратность, чтобы не перейти границу между эмоциональными напряжение самого ребенка и стремление «выжать» из него возможность правильно выполнить задание.
Что касается «средних», то я стараюсь распределять задания равномерно, чтобы они могли «додумать» ответ самостоятельно. В этом мне помогают мимические способности: когда читают стихи и забывают слова, показываю жестами «небо», «лес», «холод». Начнем с того, что такие подсказки, конечно, не у всех "достаются", но в третьем классе у нас уже есть игра. Причём такой серьёзный, на уровне соревнований. Я замечаю, как театральное мастерство помогает моим выпускникам школы поставить даже мультфильм «Лебединое озеро» и довольно серьезную пьесу «Завтра была война".
Да и сам я, признаюсь, выступаю на сцене в клубе с монологами или в пародиях. Это помогает отвлечься и в то же время придает энергии всему учебному процессу.
Мои родители очень помогают мне в работе. Недаром треугольник педагог-ребенок-родители, основанный на доверии, дает много успешных достижений.
- Честно говоря, когда я говорил с вами в комментариях, я думал, что вы учитель истории, настолько вы разбираетесь во многих темах.
- Моя любовь к истории проявилась в профессиональной сфере, хотя, кажется, начальная школа тут мало при чем. На уроках русского языка я часто рассказываю детям об этимологии слов, фамилий, по искусству - об особенностях культуры разных народов. Я стараюсь уделять больше внимания литературным памятникам нашей Родины, чем тому, что отражено в чтении учебников. Учебник «Азбука» дает первые представления о Москве как столице, Петре I как главе государства, но нужно углубиться в тайны истории, чтобы дети поняли разницу между «столица области» и «столица», «король» и «президент".
Сложность предмета «Окружающий мир» требует основательных знаний с дошкольного детства. Но в то же время это одна из самых плодотворных тем, когда речь идет об исторической информации. Единственное, что мне не нравится, так это то, что эти знания даются так скупо и в сжатые сроки по мерке учебного года, что портретная разница между Суворовым и Ушаковым дается немногим.
- Как вы реагируете на такие трудности?
- Это обстоятельство в какой-то мере вынудило меня составить собственную программу досуга «Я, моя семья, Россия». Здесь я пытаюсь в концентрическом аспекте (как это было раньше, в советской школе) осознать ценность знаний о себе, семье, малой родине и большой родине и их месте для каждого. Пока рано что-то говорить о результатах, но что-то уже происходит.
- Я понимаю, что вы скромный человек, но несколько слов о конкурсе, который вы выиграли.
- Участвовал в областных конкурсах «Учитель года» в 2001 и 2005 годах. И если в первом конкурсе был награжден только дипломом, то во втором занял почетное второе место. А через полгода фрагменты моей статьи о любви учителя к детям появились в журнале «Начальная школа». Ну а на обложке того же номера была фотография со студенткой. В 2016 году повторить успех не удалось, он не дошел даже до полуфинала.
Но в этом году он стал победителем 1-го территориального конкурса. Двигаясь вперед - региональная сцена.
- Желаем удачи! Не только в соревнованиях, но и в важнейшем деле воспитания и образования молодежи!
Ставьте лайки, пишите комментарии - нам приятно. Подписывайтесь и делитесь с друзьями в социальных сетях. Также ждем вас на нашем Telegram-канале.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Нашего читателя Андрея Барсукова я знаю заочно уже много месяцев.