Скитания израильтян

(От исхода до перехода через Иордан; 1491-1451 гг. до н.э.)

I. ОТ КРАСНОГО МОРЯ ДО ГОРЫ СИНАЙ (Исход 15—18)

1. Песнь избавления (Исх. 15)

Эмоции народа израильского на восточном берегу Красного моря трудно не только описать, но даже представить себе. Прежде всего, это должно было быть чувство смиренной, но торжествующей благодарности. Гордости места не было. Опасность была настолько велика, а их избавление - таким полным и так явно пришедшим исключительно от Господа, что восхваление только Его и никого другого слышится в этой великолепной оде, дошедшей до нас, как один из памятников избавлению.

2. Поход в Рефидим

Но народу Израилеву некогда было прохлаждаться, празднуя победу. Утверждение народа должно было завершиться на горе Синай. Часть маршрута в том направлении проходит по восточному берегу моря: по “пустыне Сур” - так называется северная часть этой местности, и по “пустыне Син” - ее южной части. В самом начале их путешествия происходит превращение горькой воды в сладкую в Мерре, и затем они располагаются на ночлег в Елиме с его двенадцатью источниками и семьюдесятью финиковыми пальмами. Но проходит месяц от начала их путешествия. Они входят в ужасную пустыню Син. Продукты, прихваченные с собой из Египта, заканчиваются, и к стонам от жажды прибавляется страшное предчувствие голода. Забыв о недавнем избавлении и Божьих обещаниях, которые всегда сбываются, люди начинают бросать горькие упреки в адрес Моисея за то, что тот привел их в пустыню на погибель. И тут начинается чудо милосердия Божия, манна небесная, которое повторялось ежедневно в течение сорока лет скитаний, и которое Иисус использует, как прекрасный символ, называя Себя “хлеб, сошедший с небес”.

3. Расположение на ночлег в Рефидиме

Затем Израиль покидает суровую каменистую равнину в пустыне Син и располагается лагерем в долине Рефидим. Они вышли на подступы к гористому району, известному под названием Хорив. И опять они страдают от жажды. Моисей ударяет по скале, открывается источник, и они в изобилии получают воду. Здесь амаликитяне совершают свое жестокое, ничем не спровоцированное нападение. Иисус Навин во главе с отборными воинами отбивает атаку, в то время как Аарон и Ор держат руки молящегося Моисея. Здесь также Моисей воссоединяется со своей семьей, которая оставалась с Иофором в течение великого противостояния и исхода. Иофор помогает Моисею ценным советом по установлению правосудия.

II. ГОД НА СИНАЕ

От Рефидима Моисей повел народ Израилев к горе Синай. Выбранный путь - через глубокие расщелины - был призван привести людей в трепет. Наконец, они остановились и разбили лагерь на равнине у подножия Святой горы, которая, подобно огромному гранитному жертвеннику, круто поднималась вверх на четыреста пятьдесят метров.

1. Заключение Завета с народом (Исх. 19, 20)

Завет с Авраамом, так часто обновлявшийся в патриархальный период, и совсем недавно обновленный с Моисеем у горящего куста, был здесь еще раз торжественно обновлен и расширен до завета с народом. Тот, кто призвал Авраама и заботился о патриархах, кто слышал стоны своего народа в Египте и освободил его из рабства, кто направлял, кормил и защищал свой народ в походе, теперь предлагал этому народу установить особые взаимоотношения с Собой посредством завета. Завет, предложенный Богом через Моисея, был принят народом, записан в книгу и торжественно ратифицирован жертвоприношениями и окроплением кровью. Завет был дополнен Десятью заповедями, первоначально провозглашенными с вершины горы Синай в сопровождении грома, молний и землетрясения. Позже они были записаны Богом на каменных скрижалях. Вот эти Десять заповедей:

(1) Да не будет у тебя других Богов пред лицом Моим.
(2) Не делай себе кумира.
(3) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
(4) Помни день субботний, чтобы святить его.
(5) Почитай отца твоего и мать твою.
(6) Не убивай.
(7) Не прелюбодействуй.
(8) Не кради.
(9) Не произноси ложного свидетельства.
(10) Не желай... ничего, что у ближнего твоего.

Таким был величайший свод законов, данный на горе Синай за тысячу дет до XII таблиц Древнего Рима и за пятьсот лет до появления законов Ликурга. Этот декалог составил основу детально разработанных гражданских и церемониальных (относящихся к культовым отправлениям) законов.

2. Всенародное священство

Во времена патриархов глава семьи выполнял также и обязанности священника. После исхода весь народ стал почитаться святым, первородные же считались особо священными (Исх. 13:2, 11-15). Позже, вместо первородных, в особый род священников было выделено колено Левия (Чис. 3:5-13). Род Аарона был освящен на собственно священнослужительство, а сам Аарон, его старший сын и все первенцы этой линии по нисходящей занимали наивысшее положение в иудейском народе, становясь первосвященниками.

3. Всенародные праздники

Было учреждено три ежегодных праздника. Все они отмечались в память о важных событиях в истории народа, а по времени проведения совпадали с празднованием успешного завершения определенных этапов сбора урожая.

а. Пасха, или Праздник опресноков. Этот праздник был установлен в ночь исхода и знаменовал избавление от рабства. Так как этот праздник приходился на 14-21 число месяца Авива (по-нашему это начало апреля), то в этот день праздновали также начало сбора урожая. Главной особенностью праздника был пасхальный ягненок, которого ели с пресным хлебом и горькими приправами, кроме того, размахивали снопом зрелых колосьев в знак благодарности Богу за урожай.

б. Праздник семи недель, или Пятидесятница. Этот праздник отмечали на пятидесятый день после Пасхи, и он знаменовал окончание сбора хлеба. Позднее евреи стали рассматривать его и как день памяти о получении закона Моисеева, которое пришлось приблизительно на пятидесятый день после первой Пасхи. Главной религиозной церемонией было принесение в жертву первых плодов в форме выпеченного каравая.

в. Праздник кущей или сбора плодов в конце года. Этот праздник отмечали между пятнадцатым и двадцать вторым числом седьмого месяца. Это был своего рода иудейский День благодарения. В память о сорокалетнем проживании в шатрах в пустыне, в течение недели иудеи жили в шалашах, сооруженных из веток.

4. Всенародное святилище

В течение года, проведенного у горы Синай, была сооружена скиния. Она представляла собой небольшой передвижной храм-шатер размером 4,5 на 15 м и состояла из двух помещений: “святого места” размером 4,5 м на 10 м, где размещались жертвенник для курения, стол для хлебов предложения и семилампадный светильник, всё из золота, и “святая святых” - помещения в форме куба, длина одной грани которого составляла 4,5 м. Внутри него ничего не было, кроме священного ковчега, в котором хранились таблички с десятью заповедями, горшок с манной и посох Аарона, пустивший побеги. В “святая святых” никому не разрешалось входить, кроме первосвященника, да и то только в великий День очищения, когда он приносил ежегодную жертву за грехи народа. На открытом дворе вокруг скинии находились жертвенник для всесожжений и сосуд для омовения. Скинию переносили с собой во время скитаний по пустыне, а затем установили в Силоме, который был местом всенародного поклонения на протяжении четырехсот с лишним лет вплоть до строительства храма Соломоном.

5. Всенародные жертвоприношения

Центральное место в богослужении иудеев занимали жертвоприношения. В качестве жертвы мог приноситься скот или плоды земные. Жертвоприношения животных можно разделить на три группы:

а. Жертва всесожжения. Эту жертву приносили ежедневно, утром и вечером. Жертва сжигалась полностью и служила символом полной преданности Богу.

б. Мирная жертва. Отличительной чертой этой жертвы было сохранение части жертвы для пиршества, на которое человек, принесший жертву, мог пригласить своих друзей. Такие жертвы, как правило, выражали единение и общение с Богом. Иногда их приносили в больших количествах.

в. Жертва за грех. Такие жертвы могли быть как от одного человека, так и от всего народа. В любом случае в жертву приносилось одно жертвенное животное. Часть его сжигалась на жертвеннике, часть могла быть съедена священником, но сосуд, в котором жертва готовилась, нужно было затем тщательно вычистить, если он был сделан из металла, или разбить, если он был сделан из глины. Внутренности сжигались отдельно, вне поселения. Сам ритуал принесения жертвы за грех был призван показать людям, что грех оскверняет.

6. Народное отступничество

У подножия горы Синай произошло первое нарушение обета, данного народом. В отсутствие Моисея, взошедшего на гору, народ потребовал сделать им бога, который бы шел перед ними. Аарон поддался их требованиям. Подражая поклонению тельцу в Египте, он отлил золотого тельца, и израильский народ предался идолопоклонническому пиршеству. Это было прямое нарушение второй заповеди. Моисей возвращается, держа в руке скрижали. Люди нарушили завет с Богом, и Моисей разбивает скрижали, на которых он был записан. Благодаря его ходатайству за идолопоклонников народ получает прощение, но только после того, как три тысячи из них пали жертвами в наказание за свое преступление. Завет был обновлен, и были подготовлены новые скрижали.

III. ОТ СИНАЯ ДО КАДЕСА

1. Перепись

Перед тем, как сняться со стоянки у Синая, была проведена перепись колен Израилевых. Через 38 лет, когда период скитаний подходил к концу, была проведена вторая перепись. По этим двум переписям книга Числа и получила свое название.

2. Поход в Кадес

Через год после исхода народ Израилев отправился от горы Синай в Кадес, что на южной границе Ханаана. Путь, пролегавший через пустыню, был утомительным. В Тавере народ возроптал. И тогда огонь начал истреблять людей. Перед возобновлением похода израильтяне, провоцируемые сопровождавшими его племенами, начали ругать манну, с вожделением вспоминая египетскую пищу. В ответ на это с неба было послано огромное количество перепелов, но вместе с ними пришла и великая язва, от которой множество людей погибло. А лагерь в Тавере стали называть Киброт-Гаттаава (“гробы прихоти”). Другим неприятным событием на пути было возмущение Аарона и Мариами. Мариамь тут же была поражена проказой, но по ходатайству Моисея исцелена.

3. Вера сломлена

Из Кадеса было послано двенадцать лазутчиков, которые должны были высмотреть землю Ханаан. Они вскоре возвратились, единодушно прославляя землю и неся невиданные огромные плоды в доказательство ее плодородия. Однако, все лазутчики, кроме Халева и Иисуса Навина, в один голос говорили о невозможности завоевания тех просторов. Вера народа не выдержала. Было выдвинуто предложение избрать другого вождя и возвратиться в Египет. Халев и Иисус Навин, пытавшиеся ободрить людей, едва избежали побития камнями. И раньше часто случалось, что вера народа израильского ослабевала и колебалась. Но ни разу до этого они намеренно не отворачивались от земли обетованной и не направляли свои взоры в сторону дома рабства. Это была вершина неверия Израилева (Евр. 3:19). И еще на долгих тридцать восемь лет было приговорено к странствиям неверящее поколение, покуда, один за одним, не сложило свои кости в пустыне. Халев и Иисус Навин были единственными, кто пережил эти годы и вошел в землю Ханаанскую. Об этих тридцати восьми годах нам практически ничего не известно. Вот единственные события за этот период, о которых мы знаем: наказание нарушившего субботу, восстание Корея, Дафана и Авирона и подтверждение права Аарона быть первосвященником тем, что жезл его расцвел. В конце этого периода народ Израилев опять собрался в Кадесе, чтобы, наконец, войти в Ханаан.

IV. ОТ КАДЕСА ДО ИОРДАНА

Во время второй остановки в Кадесе Моисей и Аарон согрешают своим неверием, когда во второй раз ударяют по скале, чтобы из нее хлынула вода. Из-за этого им не разрешается войти в землю обетованную. Здесь умирает Мариамь. Едомиты, потомки Исава, отказывают в пропуске через свою территорию, и израильтяне идут в обход на юг, вплоть до побережья восточного залива (залива Акаба) Красного моря. Во время перехода умирает Аарон, и его хоронят на горе Ор. За новый всплеск неверия послано нашествие змей. Моисей устанавливает медного змея, явившегося средством исцеления и прообразом распятого Христа. Израиль завоевывает Ога и Сигона, могущественных вождей аморрейских племен, живших к востоку от реки Иордан. Колена Рувима, Гада и половина колена Манассии обосновываются на их территории. Валак, царь моавитский, обеспокоенный победным шествием Израиля, подкупает известного прозорливца Валаама, чтобы тот наложил проклятие на этот народ. Но каждый раз проклятие из его уст превращается в благословение. Все же ему удается, пусть косвенно, сделать то, чего он не смог достичь напрямую. Он вводит Израиль в грех с моавитянами и мадианитянами, и тысячи из народа Божьего становятся жертвами поражения, посланного в качестве наказания. И вот, наконец, несмотря на все опасности бесплодных пустынь, на свирепых врагов и на свое собственное неверие, Израиль разбивает лагерь на восточном берегу реки Иордан. Моисей произносит свое прощальное слово, занимающее большую часть Второзакония. С вершины горы Фасги, что к востоку от Мертвого моря, ему открывается видение земли обетованной. Здесь он и умирает, и похоронен, и место его погребения остается доныне неизвестным. Его работа выполнена. Он освободил свой народ, превратил его из рабов в цивилизованную и организованную нацию и привел его к воротам земли обетованной. Его жизнь и его миссия завершились.

См. также СБОРНИК УРОКОВ: ЛЮДИ БИБЛИИ

#история #история израиля #израиль #израильтяне #христианство #религия #библия #ветхий завет #тора #история древнего мира

Еще по теме здесь: История.

Источник: Скитания израильтян.