Весталки в живописи эпохи рококо - почему древнеримские жрицы стали таким популярным амплуа в 18 веке?

Античные и библейские героини или же просто прекрасные дамы - вот те привычные амплуа, в которых изображались женщины на портретах в европейской живописи Нового времени. Однако в первой половине 18 века огромную популярность завоевал ещё один необычный образ - целомудренной весталки. Почему же амплуа римских гражданских жриц стал так популярен?

Жан Рау. Древние девы (весталки), 1727. Дворец изящных искусств, Лилль. (с) Palais des Beaux-Arts de Lille.

Весталки - жрицы древнеримской богини Весты, которая покровительствовала очагу как домашнему, так и общегосударственному (в более широком смысле). Институт весталок считался основополагающим для процветания и благополучия Рима, поэтому шесть жриц пользовались невероятным почетом и уважением. Их служение длилось 30 лет, на протяжении которых им следовало сохранять целомудрие и было запрещено вступать в брак. Главный атрибут весталок - длинные белые одежды и покрывала, а также священный вечный огонь, который они поддерживали в храме.

Воскресить их славу накануне эпохи Просвещения помог театр: в 1721 году во Франции с огромным успехом прошла премьера оперы-балета композитора Андре Кардиналя Детуша «Стихии». В постановке участвовал сам юный король Людовик XV! Четыре основный акта спектакля были посвящены четырем стихиям - воздуху, воде, огню и земле. В посвященном огню акте главной героиней выступала юная целомудренная весталка Эмили, которая готовится оставить служение ради замужества и случайно гасит священный очаг, но Купидон помогает любви восторжествовать и спасти божественный огонь.

Жан-Марк Натье. Дама в образе весталки, 1759.

Обратите внимание: Почему на самом деле королева Елизавета наказывала придворных за браки.

Художественный музей Северной Каролины, Райли. © North Carolina Museum of Art Foundation.

Влюбленная героиня балета породила моду на аристократические портреты в образе непорочной девы, весталки, на чем специализировались художники вроде Жана-Марка Натье или Жана Рау, которого называют одним из основоположников галантной портретной живописи на мифологические сюжеты. Последний написал цикл из двух картин (первые две иллюстрации) - "Девы (весталки) древности" и "Девы современности" - проводящий параллель между благочестивыми жрицами Древнего Рима и идеализированными невинными и грациозными современницами живописца.

К началу XVIII столетия аллегорический портрет в виде героев мифов древности (а на самом деле героев балетов и опер) был невероятно моден. Аристократия и даже нарождающаяся буржуазия стремилась быть запечатленной в виде галантных персонажей - девушки и женщины примеряли образы Помоны, Венеры, Гебы, Амфитриты и множества других олицетворений чувственности и юности, фигурирующих в многочисленных галантных пьесах. Судите сами: матери семейств, принцессы, фаворитки и придворные дамы, все позируют подле горящего очага подобно прелестным весталкам.

Георг Давид Матьё. Портрет Магдалины Шарлотты фон Олтофф в образе весталки с дочерью Элеонорой, 1760-е. Частная коллекция. (с) VAN HAM Kunstauktionen

Не миновала эта мода и российский двор - в 1764 году в собрание Екатерины II по совету Вольтера была приобретена "Весталка" Жана Рау (третья иллюстрация в галерее). Картина до сих пор хранится в Эрмитаже, но, к сожалению, не представлена в постоянной экспозиции.

Волнующее сочетание невинности и фривольной прелести крайне характерно для визуальной культуры рококо (вспомнить хотя бы знаменитые "Качели" Жана Оноре Фрагонара). Как и представление о женщине как о более близком к природе созданию. Из этого следовало, по мнению Руссо, что женщины ближе к изначальному, естественному состоянию внутренней непорочности и чистоты (как и, допустим, "дикари"), к органическому единству телесного, чувственного и духовного, возвышенного. Не потому ли на хрупкие плечи весталок возложена вся ответственность за благополучие римских граждан?

Ну а идеальной даме XVIII века следовало быть одновременно благочестиво-скромной и кокетливо-обольстительной. Поэтому совсем не удивительно, что такой образ пришелся впору и праздным аристократкам и придворным, и богобоязненным матронам среднего класса, и неопытным девицам на выданье.

***

Если вам понравился этот материал, поддержите сайт лайком, подпиской или комментарием - это поможет его развитию!

Ещё больше заметок, картинок и беспощадной искусствоведческой иронии - в моем телеграм-сайте. Присоединяйтесь!

Источники и материалы по теме:

https://www.theartnewspaper.ru/posts/8256/

#история искусства #история живописи #весталки #мифология #галантный век #рококо

Еще по теме здесь: История.

Источник: Весталки в живописи эпохи рококо - почему древнеримские жрицы стали таким популярным амплуа в 18 веке?.