Четыре стелы были найдены у входа в кирпичную часовню семьи Сайи, жреца бога Амона, жившего во второй половине 22-й династии.
ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Все стелы сделаны из дерева, окрашены с использованием зеленого, красного, желтого и черного цвета на белом гипсовом грунте.
#история древнего египта
Стела Сайи, около 825-712 гг. до н. э.Эта стела, написанная для самого Сайи, жреца - уаба, (особая категория низшего клира, в чью обязанность входили поддержание чистоты ритуальных предметов), расписана с обеих сторон. На лицевой стороне умерший, справа от зрителя, представляет предмет в форме сердца фигуре бога с головой сокола, Ра-Харахте-Атуму, который сидит на царском троне и вдыхает роскошный букет.
#боги египта #египетские боги
Перед богом стоит стол, заполненный подношениями, а за спиной стоит благая богиня Запада, Аментет, которая приветствует усопшего. Ведь именно на Западе закатывается Солнце, там же египтяне размещали гробницы.
В люнете стелы изображен крылатый солнечный диск, два глаза Уджат и два шена кольца, символы вечности.
Надпись над столом для подношений просит Ра-Харахти-Атума, владыку Двух Земель и Иуну (Гелиополя), принять жертвенные дары. Над головой Сайи написано: "Осирис ( упокоившийся в боге), жрец Амона, у которого нет греха, Сайя, сын Джед-Бастетанха".
На обороте-два регистра. В нижнем регистре богиня сикоморы стоит и наливает животворящую воду в протянутую руку мужской фигуры, сидящей справа от зрителя, скорее всего, самого Сайи; вторая идентичная мужская фигура сидит слева, но пространство между богиней и человеком повреждено, сохранилась лишь небольшая часть сосуда для возлияний:
Выше изображена солнечная ладья (главный объект египетского культа, триумфальное воплощение мощи Верховного бога), которую поднимает коленопреклоненный бог Нун в присутствии двух богинь, Исиды и ее сестры Нефтиды. Так в египетском искусстве обычно изображают восход Солнца, подразумевая, что умерший воскреснет, подобно тому, как ежедневно воскресает, восстаёт над миром Животворное Светило. У богинь тела зелёного цвета- цвета Жизни, победы над хаосом и небытием.
Стоящие фигуры Сайи с поднятыми в молитве руками обрамляют верхний регистр; перед фигурой слева начертано: "Поклонение жреца Амона, Сайи":
Инаменнаефнебу, сын Сайи и высокопоставленный чиновник на службе бога Амона, стоит перед статуей Ра-Харахте-Атума и поднимает руки в позе поклонения. Бог здесь имеет некоторые атрибуты Осириса, бога усопших, в частности, его корону.
Между двумя фигурами находится подставка для пожертвований; по бокам сцены расположены эмблемы востока (справа от зрителя) и запада (слева от зрителя), поддерживающие изогнутую линию неба.
Обратите внимание: Проклятие гробницы Тутанхамона.
Задняя часть стелы не украшена:около 825-712 гг. до н. э.Стиль стелы Инаменнаефнебу менее элегантен, чем у его отца, Сайи, с цветами, нарисованными сплошными блоками в толстых черных контурах. Фигура владельца, облаченная в плиссированное праздничное одеяние, широкая и тяжелая.
А здесь Джедбастет, сын Пенби, воздевает руки в поклонении перед соколиной головой Ра-Харахте-Атума. Над богом и поклонником парит крылатый солнечный диск- символ победы над хаосом и злом.
Надпись идентифицирует его как жреца Амона и писца Божественной Супруги Амона. Отношения Джедбастета с семьей Сайи не ясны.
стела Джедбастета , около 825-712 гг. до н. э.Заклинательница Амона, Татиасет, была дочерью Сайи. Она была замужем за писцом божественной Супруги Амона. На одной стороне ее стелы изображена покойная, которого Анубис, бог-покровитель умерших, ведет к сидящей фигуре Ра-Харахти и просит принять её, как праведницу, в Блаженные Пажити:
На другой - она и ее муж, каждый из которых сидит на стуле, получают святую воду из сосудов, которые держит благая богиня. Эта вода Иного Мира, очищающая от зла и дающая силы для новой жизни.
Такие стелы являются свидетельством того, как трепетно и жадно египтяне желали преодолеть Смерть и обрести Вечность.
Еще по теме здесь: История.
Источник: Стелы из гробницы Сайи.