Шедевры из гробницы Нахта и Тауи

Можно задаться вопросом: если западный берег Нила в Луксоре полон большим количеством царских гробниц и величественных заупокойных храмов, зачем тратить время на посещение иных, не царских, гробниц. В конце концов, по большей части они намного меньше, чем величественные усыпальницы в Долине царей, и во многих случаях художники, украшавшие эти гробницы, не были столь же искусными.

Нахт и его супруга приносят жертвы богине Хатхор.

Тем не менее, эти гробницы высокопоставленных чиновников и местной знати уникальны. Да, их росписи обязательно включают религиозные сюжеты, но они также включают сцены из обычной жизни и в ярких цветах. Они представляют собой один из самых важных источников информации о быте, работе и праздниках египтян.

#история древнего мира #история древнего египта #боги египта

Изобилие в загробной жизни.

Нахт (чье имя означает "сильный") был искусным, высокообразованным писцом, носившим титул "Звездочёт бога Амона" и служил жрецом в храме Карнака, во времена 18-й династии.

ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Его работа состояла в том, чтобы изучать расположение звезд, движение солнца и луны, её фазы, что позволяло точно планировать праздники и ритуалы для храма. Его жена, Тауи, была музыкантшей бога Амона.

Нахт и его супруга.

Богатое художественное оформление небольшой гробницы включает сцены заупокойных жертвоприношений и погребальных обрядов. Однако здесь также показаны картины мирной, размеренной сельской жизни, включая выращивание зерна, рытье небольших каналов для орошения, сбор богатого урожая, удачную рыбалку и весёлую охоту в дельте Нила.

Мы видим крестьян, сеющих семена. Затем их сажает глубже в землю второй крестьянин, используя деревянную утварь:

Во второй сцене показана вспашка полей деревянным плугом, запряженным двумя волами:

Посевы всходят, созревают- и их жнут, складывая в большие корзины:

Наконец, показаны две группы крестьян, которые, перед взором своего господина, подбрасывают зерно в воздух, чтобы его просеять:

Древние египтяне верили, что мертвые могут проходить через фальшивую дверь, чтобы получать погребальные подношения. Эта идея подкрепляется на двери изображениями шести слуг, которые, стоя на коленях, предлагают усопшим свежую прохладную воду, вкусное пиво, изысканное вино, отрезы тканей, дорогой парфюм, спелые фрукты и овощи:

Богиня Нут внизу изображена дважды, фланкируя богатый жертвенный стол. Египтяне верили, что она выйдет из священного древа, когда душа умершего отдохнет в его тени на пути к обители мертвых, и даст усопшему подкрепляющие пищу и питье. Она держит в руках простую трапезу из хлеба, лука, пива и винограда.

А вот изображение заупокойного пира:

В верхнем регистре изображена нагая служанка, если не считать украшенного драгоценными камнями пояса на бедрах, помогающая трем знатным дамам с их роскошными украшениями. Рядом три других красавицы, в полупрозрачных платьях, вдыхают ароматные цветы и делятся фруктами.

Мы видим сидящего слепого арфиста, который поет, аккомпанируя себе на инструменте.

Обратите внимание: Проклятие гробницы Тутанхамона.

Его слепота выражается изогнутой линией вместо настоящего глаза.

Арфист исполняет особые заупокойные песнопения, рассказывающие о счастливой жизни на Полях Тростника- блаженных пажитях Иного Мира, куда попадают праведные:

Это- одна из самых известных фресок Древнего Египта. Три юных музыкантши, одетые соблазнительно и смело, умело играют на лютне, арфе и двойной флейте. У каждой своя прическа:

Интересна сцена охоты. Эта тема является классическим украшением, найденным во многих гробницах со времен Древнего царства.

Восхитительная природа долины Нила, какой она была три с половиной тысячи лет назад!

Нахт изображен со своей женой и детьми в лодке из папируса, ловко метающим охотничью палку, дабы сразить дичь. Да, да, пусть вас не вводят в заблуждение законы древнеегипетского искусства: и справа, и слева- Нахт и его семья. Однако, в одном случае он метает палку, а в другом- длинным копьём пронзает рыб.

Следующая сцена делится на два регистра. В верхнем изображены крестьяне, собирающие спелый виноград, в то время как другие весело прессуют его ногами в точиле, чтобы выдавить сок, из которого затем сделают ароматное и вкусное вино:

В нижнем регистре охотники вытаскивают дневной улов дичи, попавшей в сеть, в то время как другие слуги тщательно ощипывают и очищают птиц:

Гробница не была завершена, и мы можем проследить за различными этапами работы художников, включая разметку на квадраты и последовательность нанесения пигментов.

Волосам пары не был придан цвет, создан только контур, их глаза тоже остались незаконченными. Нахт одет в свой обычный короткий белый килт с полупрозрачной одеждой на верхней части туловища и до лодыжек. На нем, как обычно, два браслета и широкое ожерелье. Тауи носит свое облегающее белое платье во всю длину, которое доходит ей до лодыжек и даже (на этот раз) прикрывает грудь. У нее три браслета на правой руке, в то время как ее левая рука нежно покоится на плече Нахта:

Здесь фигуры выполнены полностью, но нет иероглифов- имеются лишь вертикальные полосы, где были бы размещены надписи:

Наслаждайся собой, взирай на прекрасные вещи, приносимые тебе продукты полей и виноградников, о Нахт, со своею любимой, чьё место всегда в твоём сердце...

Еще по теме здесь: История.

Источник: Шедевры из гробницы Нахта и Тауи.