Шедевры из мастабы Рахотепа

Название “мастаба” происходит от арабского слова “скамья”, поскольку эти гробницы напоминают большую скамью, если смотреть на них издалека.

ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Это прямоугольное сооружение (длина которого обычно примерно в четыре раза превышала ширину) прикрывало и защищало глубокую траншею, в которой хранились погребальные принадлежности умершего.

#история древнего египта

Такая форма гробницы предпочиталась фараонами додинастического периода и эпохи ранних династий, но редко использовалась для царских захоронений после строительства первой пирамиды архитектором Имхотепом, для царя Джосера, во времена Древнего царства.

Тем не менее, мастаба оставалась популярной среди элиты.

Мастаба.

Самые ранние мастабы расположены в Гизе, Накаде, Тархане и Саккаре. Они украшены изображением фасада дворца (серех), который не предусматривал входа в гробницу для поминальных священнодействий после захоронения.

Ко Второй Династии внешняя стена мастабы была упрощена, но включала две ложные двери, чтобы можно было приносить подношения умершему (который часто изображался на двери вместе со столом для подношений). Со времен Третьей династии фальшивые двери размещались уже в маленьких, красиво расписанных часовнях. ( помещении в наземной части мастабы)

Мастабы часто строились из кирпича-сырца, который со временем имеет тенденцию разрушаться. В результате мы знаем, что мастабы стояли во многих некрополях (например, в Абидосе), но не пережили разрушительного воздействия времени. К счастью, некоторые из мастаб в Гизе и Саккаре построены из камня, и, поэтому, хорошо сохранились.

Мастаба Рахотепа в Мейдуме

Стела с изображением Рахотепа.

Некрополь в Мейдуме включает в себя одну пирамиду и несколько гробниц и находится к югу от Мемфиса.

Рахотеп.

Обычно считается, что Рахотеп (“Ра доволен”) был сыном фараона Снофру, хотя также возможно, что на самом деле он был сыном Хуни и, следовательно, братом Снофру. Рахотеп носил титул Верховного жреца Ра в Иуну (Гелиополь). Иными словами, был не только богатым вельможей царского происхождения, но и высокопоставленным администратором могущественной жреческой корпорации, стремившейся в то время религиозно объединить страну.

Он был женат на Нофрет (знатной женщине, родители которой неизвестны) и имел трех сыновей (Джеди, Иту и Неферкау) и трех дочерей (Меререт, Неджемиб и Сеттет)

Снаружи мастаба Рахотепа украшена “серехом” (фасадом дворца). Внутри находится небольшое святилище для Рахотепа и, отдельно, для его жены.

Ложная дверь в святилище Рахотепа указывает его титулы “Царского сына” и “Жреца Гелиополя”, а стены богато украшены цветными рельефами со сценами охоты и рыбной ловли.

Два святилища были запечатаны и поэтому удивительно хорошо сохранились. Они веками хранили две невероятно красивые статуи, изображающие благородную чету.

Древнее царство, Четвертая династия, правление Снофру (ок. 2575 - 25551 до н. э.) Происхождение: Мейдум, гробница Рахотепа,

Фигуры Рахотепа (121 см) и Нофрет (122 см) являются классическими проявлениями строгих правил, которые регулировали искусство этого периода. В отличие от греческой скульптуры, которая вырезана для просмотра со всех сторон, эти сидящие статуи выполнены так, чтобы их можно было увидеть спереди.

Рахотеп и его супруга изображены сидящими на белых кубических тронах, на спинках которых их имена и титулы написаны черными иероглифами. В надписи Рахотеп идентифицируется как “Сын царя, от его тела, Рахотеп”. Это, в сочетании с расположением гробницы Рахотепа к северу от гробницы Снофру, позволяет предположить, что он был сыном Снофру и, следовательно, братом Хуфу, владельца Великой пирамиды в Гизе. Нофрет идентифицируется как “знающая царя”, что свидетельствует о её высоком статусе.

Минимализм искусства Древнего Царства в этих статуях достигает уровня, который смело можно назвать "реализмом". В самом деле, две компактно расположенные фигуры на фоне естественной белизны известняка однозначно имеют портретные черты лица.

Но главным элементом, придающим статуям столь выразительное живоподобие- это глаза, собранные в технике сложной, из разных компонентов, инкрустации. Особенно важна здесь роль горного хрусталя.

Свет факелов, отражавшийся в инкрустированных глазах этих двух статуй, заставил рабочих, которые впервые взглянули на них, испугаться.

Одеяния довольно строги, хотя именно этим подчёркивается мужественная красота Рахотепа и чувственная женская фигура Нофрет. Принц носит короткие волосы и усы, на его шее - лишь амулет в форме сердца.

Что касается Нофрет, то она одета в белое платье-футляр с двумя бретельками, прикрытое белой шалью, плотно обернутой вокруг тела, подчеркивающей ее пышную фигуру. Она носит тяжелый парик, под которым видна ее естественная линия волос. Ее голову венчает цветочная диадема, а шею украшает широкий воротник. Эти два аксессуара буквально оживляют почти однотонную фигуру.

У Рахотепа красновато-коричневая кожа, а у Нофрет кремово-белая.

Такая окраска отражает распространенную в египетском искусстве практику изображения мужчин с более темной (обычно с красным оттенком) кожей и женщин со светлой (часто с желтым оттенком) кожей.

Еще по теме здесь: История.

Источник: Шедевры из мастабы Рахотепа.