Авиакомпания «Дагестан» прекратила полеты в декабре 2011 года. Все, что осталось от перевозчика — несколько самолетов Ту-154 и Ту-134 — сейчас хранится в аэропорту Махачкалы. А в Минеральных Водах остался только один самолет. Об этом Ту-134 с бортовым номером RA-65569 пойдет речь далее.
Самолет был выпущен в 1980 году и с завода поступил в состав Рижского объединенного авиаотряда. Затем лайнер получил номер СССР-65700. После распада Советского Союза ОАО "Рига" стало авиакомпанией Latavio, а самолет получил новую регистрацию - YL-LBH.
В 1993 году самолет оказался другой латвийской авиакомпании Smartlynx Airlines, которая специализировалась на чартерных рейсах. Спустя 4 года Ту-134 отправился в другую постсоветскую страну, пополнив флот грузинской авиакомпании «Сухумские авиалинии», не имевшей никакого отношения ни к Сухуму, ни к Абхазии. Здесь плата получила новое оформление — 4L-AAB.
Самолет получил российскую регистрацию RA-65569 в 1999 году и одновременно начал выполнять рейсы российской авиакомпании «АвиаэкспрессКруиз». Через 3 года лайнер пополнил флот авиакомпании «Дагестанские авиалинии".
Весной 2007 года возобновила работу грозненский аэропорт, который более 10 лет не обслуживал пассажирские самолеты.
Обратите внимание: У учёных появились доказательства столкновения двух соседних галактик.
На тот момент еще не успели создать свою авиакомпанию в Чечне (Грозный-Авиа начал летать только в 2008 году), поэтому на маршруте Грозный-Москва работали Дагестанские авиалинии. Основной рабочей лошадкой в этом направлении стал борт 65569, где на фюзеляж нанесена надпись «Вайнахавиа» и флаг Чеченской Республики. В таком виде самолет летал до 2009 года.Последний рейс самолет совершил в июне 2011 года, прилетев в Минеральные Воды для продления срока службы. Здесь Ту-134 застал авиакомпанию банкротом.
Однако с прекращением полетов «Дагестанских авиалиний» история самолетов прежней авиакомпании не закончилась. В середине 2010-х самолет хотели вернуть в Республику Дагестан, причем обязательно в технически исправном состоянии. Представители авиакомпании отказались от ремонта самолета, не имея на это средств (работа только на одном из самолетов Ту-154 оценивалась почти в 400 млн рублей) и предложили забрать самолет в его нынешнем состоянии. Министерство недвижимости Дагестана, со своей стороны, отказалось принимать самолеты, и судебный процесс по этому делу затянулся на несколько лет.
В случае с Ту-134 RA-65569 восстановление было признано нецелесообразным, поскольку стоимость ремонта превышала стоимость самолета. При этом еще в 2012 году лайнер был признан непригодным к полетам, что однозначно указывало на его дальнейшую судьбу – утилизацию. Так что все, что удерживает доску 65569 от сокращения прямо сейчас, это продолжающийся судебный процесс.
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: Жизненный путь одно из последних уцелевших "свистков" дагестанской авиакомпании.