В 1923 году некто барон Адольф-Виктор фон Кербер опубликовал первую исчерпывающую биографию Адольфа Гитлера под названием «Адольф Гитлер: Его жизнь и речи». Книга странным образом похожа на Mein Kampf самого фюрера. Исследуя документы, связанные с «Жизнью и речами», немецкий историк Томас Вебер понял природу этого сходства.
На основе речей будущего нацистского диктатора, Кербер первым составил его литературный портрет, который впоследствии растиражировали в Третьем Рейхе: простой немецкий гражданин, неутомимый самоучка, противостоящий «нападкам левых», мыслитель, чья личность «полностью сформировалась к двадцати годам».
Кербер описывал основу взглядов Гитлера: противостояние немецкого духа жадному мировому еврейству. Барон восхищался его подвигами на полях Первой мировой, отмечая, что тот являл собой воплощение хладнокровия, мастерства и храбрости. На этом дифирамбы не заканчивались. Описывая пребывание Гитлера на лечении в госпитале города Пазевальк в ноябре 1918 года, автор биографии сравнивал нациста с Христом: дескать, в стенах больницы ему было дано божественное откровение.
Многое у Кербера пересекается с тем, что сам Адольф Гитлер писал в своем труде Mein Kampf («Моя борьба»): попытка его ареста 27 апреля 1919 года, участие будущего диктатора в комиссии его полка по расследованию коммунистической деятельности после подавления Советской республики, работа в качестве пропагандиста. Здесь же упоминается миф, связывающий первый и второй тома Mein Kampf: о том, что Гитлер — седьмой член партии.
Книга Кербера пользовалась большой популярностью в кругах националистов и положила начало формированию публичного образа фюрера. Ее положения стали каноническими, и до недавнего времени считалось, что Гитлер скопировал их в Mein Kampf. Интересно, что в тексте «Жизни и речей» напрочь отсутствовало описание детства и юности главного героя. Не потому ли, что эту книгу написал сам фюрер?
Человек-псевдоним
Именно к такому выводу пришел немецкий историк Томас Вебер из Абердинского университета, изучив документальные свидетельства, обнаруженные им в архиве в ЮАР. Подбирая материал для своей новой книги, Вебер наткнулся на упоминание о частных документах Кербера, которые находятся в архиве Витватерсрандского университета в Йоханнесбурге (ЮАР). Историк направился в Южную Африку и, изучив бумаги, понял, что личность барона, который некоторое время сотрудничал с нацистами, служила лишь ширмой для истинного автора «Жизни и речей»
Вебер обнаружил документ, скрепленный подписью жены издателя книги, в котором она заявляла о том, что Кербер не писал этот труд. Поставить свое имя на обложку «Жизни и речей» его попросил генерал Людендорф, соратник Гитлера, искавший писателя-консерватора, не имевшего связей с НСДАП.
Историк нашел письмо барона, в котором он упоминал, что истинный автор книги — сам фюрер. Наконец, в Германии Вебер отыскал документ 1938 года, где барон сообщает, что книга была написана «по инициативе и с активным участием Адольфа Гитлера».
По словам историка, книга очень похожа по стилю на письмо, отправленное в 1921 году фюрером одному из основных денежных доноров партии, в котором он рассказывал о своем пребывании в госпитале в Пазевальке и «политическом пробуждении». Позднее этот нарратив повторялся как в «Жизни и речах», так и в Mein Kampf.
Очаровать консерваторов
В книге «Жизнь и речи» содержатся нелепые заявления о том, что она станет «современной библией», используются термины «священный» и «спасение» в той части, где говорится о приходе будущего диктатора в политику. Это, по мнению историка, показывает, насколько хорошо Гитлер понимал политические процессы и нарративы задолго до того, как написал свою первую официальную биографию (Mein Kampf).
Кроме того, книга опровергает мнение некоторых специалистов, считающих, что в то время нацист еще не имел диктаторских амбиций и не видел себя во главе немецкой национальной революции. «В последние годы популярно представление, согласно которому Гитлер, только что вступивший в партию, выполнял поручения других, был лишь яркой фигурой для привлечения внимания общественности, и только после написания Mein Kampf принял роль мессии немецкого народа», — говорит Вебер. Но то, как скрупулезно он, под чужой личиной, собирал свои речи и комментировал их, свидетельствует, что роль «спасителя» он примерял на себе давно и составил хитрый план по манипуляции общественным мнением для достижения своих целей.
Выявление истинного авторства «Жизни и речей» чрезвычайно важно. Эта биография сыграла ключевую роль в формировании публичного образа Гитлера в немецких консервативных кругах, ждущих национальной революции. Фон Кербер был специально выбран в качестве «автора» этой книги и представлен фюреру генералом Людендорфом, активно покровительствовавшему ему в то время.
Барон, немецкий аристократ с арийской внешностью, герой войны и писатель — отличная кандидатура на роль автора книги, в которой утверждалось, что Гитлер уже пользуется широкой поддержкой среди консерваторов-традиционалистов. Это было важно, поскольку тогда НСДАП имела влияние только в Мюнхене (Бавария), где располагалась штаб-квартира партии. Гитлер не был готов выступить в качестве единственного лидера движения, и потому он, искусно манипулируя общественным мнением, создал в обществе ожидание такой объединяющей фигуры, пришедшей не из кругов политической элиты, а снизу, из народа.
Виктор фон Кербер
Кто же такой Виктор фон Кербер? Он родился в 1887 году (на два года старше Гитлера). В Первую мировую был одним из первых немецких военных пилотов, а после, покинув воинскую службу, занялся поэзией, драматургией и художественной критикой. Когда его представили Гитлеру, Кербер работал корреспондентом в трех финских газетах. Он считал, что Людендорф и Гитлер станут отцами нового немецкого консерватизма, который вдохнет жизнь в ослабленную Германию.
Но в середине 1920-х Кербер порвал с фюрером. В последние годы Веймарской республики он работал сайтистом и считал как нацистов, так и большевиков угрозой для мира. В 1938 году он сообщил британским военным атташе, ссылаясь на свои источники, о том, что мировая война неминуема, а после Хрустальной ночи укрывал у себя в квартире еврейского медиамагната Германа Ульштейна и помог ему потом бежать в Великобританию.
20 июля 1944 года он участвовал в покушении на жизнь Адольфа Гитлера, после чего из тюрьмы гестапо был этапирован в концлагерь. После окончания войны Кербер помогал союзникам в реализации плана Маршалла и восстановлении демократии в стране, работал пресс-секретарем американского госсекретаря в Германии. В 1950-е годы барон разочаровался в Европе, которая, по его мнению, переживала закат своей культуры, и уехал с женой в ЮАР, где и умер два десятилетия спустя.