Если внимательно посмотреть на мультсериал «Том и Джерри», созданный в начале шестидесятых годов, можно заметить странную особенность: стиль мультфильма (рисунок, музыка) сильно отличается от американской мультипликации, но больше напоминает Польские и чехословацкие изделия тех лет - "Крот", "Рекс", "Лолек и Болек".
И это не случайно. В 1960 – 1962 годах мультсериал «Том и Джерри» фактически снимался в коммунистической Чехословакии. История создания этого сезона просто детективная. Но обо всем по порядку.
Джин Дейч
Жил-был в США художник-карикатурист. Его звали Жан Дойч. Снимал различные мультфильмы, а также рекламные ролики. В 1959 году он решил создать короткометражный мультфильм «Манро» — сатиру на призыв в армию. Некая компания Rembrandt Films согласилась профинансировать эту ленту".
Просто компания располагалась далеко от США, да еще и в стране, где к власти пришла коммунистическая партия. Это была Чехословакия. Туда и отправился Дойч — вести переговоры о финансировании своего нового мультфильма. Сначала он хотел провести в Праге всего несколько дней, но вдруг женился на местной девушке — и остался в Чехословакии навсегда.
Ханну и Барберу выгоняют из студии
В эти же годы два других режиссера — Ханна и Барбера — уже давно успешно создают мультсериал «Том и Джерри». Но в конце пятидесятых руководство студии вызвало их «на ковер» и настойчиво попросило покинуть помещение. Скажем, мультик-долгожитель про кота и мышонка уже устарел и потому «не нужен» массовому зрителю.
Ханна и Барбера так не думали, поэтому начали искать нового продюсера. В США не нашли..но вдруг вспомнили о Джине Дойче, который успел побывать на другом континенте. Они подошли к нему и предложили сотрудничество.
Интересно, что Дойч сначала отказался. Ему не понравился «Том и Джерри»: в мультфильме, говорят, много насилия, примитивного юмора, а негритянка («Мамочка два тапочка») показана в явно оскорбительном духе.
Обратите внимание: Что происходило в мире в 80-х годах до нашей эры?.
Но создатели сериала его переубедили (говорят, что все изображенное в мультфильме не более чем ирония), и даже разрешили снимать сериал на свой лад. Дойч передумал и принялся за работу.Том, Джерри и чехословацкий социализм
Не надо думать, что все страны "соцлагеря" были на одно лицо - эдакий совок, растянутый до чудовищных размеров. Польша, Венгрия и Чехословакия были достаточно либеральными странами - с частной собственностью, мягкой цензурой, отсутствием ярко выраженного "железного занавеса" и активным культурным и экономическим обменом с "капиталистическими странами".
А в Болгарии и ГДР пытались построить "капитализм без капитализма": частная собственность запрещена, у власти всесильные "вожди", но уровень жизни населения поддерживается вполне на уровне развитых стран. В Чехословакии и ГДР была даже многопартийность, хоть и "фальшивая".
В то же время Чехословакия представляла собой своеобразное зрелище. Народ хотел, чтобы было так же, как в либеральной Польше и Венгрии, а правительство, наоборот, хотело угодить властям в Кремле - и заодно набить себе карманы; в стране была широко распространена коррупция. Отсюда и постоянные облавы на частных предпринимателей, попытки их контролировать и «закручивать гайки». Так, помимо раздутых государственных предприятий и неустойчивого частного сектора, процветало множество нелегальных и полулегальных организаций.
В такой реальности пришлось жить Жану Дейчу и его жене Зденке. Днем они официально работали на государственной киностудии — снимали чешские мультфильмы, в том числе участвовали в создании «Крота». А в свободное время на своей земле нелегально снимали сериал «Том и Джерри». К работе они привлекли знакомых из чешских аниматоров. Поэтому эти эпизоды «Тома и Джерри» больше напоминают «Крота» и другие «социалистические» мультфильмы.
Отснятые эпизоды отправлялись в США через ту же полулегальную чешскую компанию "Rembrandt Films" и там показывались в кинотеатрах..тоже полулегально. Американская общественность в то время была напугана «призраком коммунизма» и не могла принять продукцию, произведенную в коммунистической стране. Поэтому исследования были сделаны таким образом, что по ним невозможно было понять, в какой стране снят фильм.
Зрителям в целом понравился новый сериал, хотя некоторые были удивлены его новаторством. Некоторые критиковали их за «примитивность» (помните — сам Дейч впервые обвинил мультсериал в целом в «примитивности») и не очень высокое качество. Дойч объяснил, что получает слишком мало денег, поэтому ему приходится экономить — отсюда и низкое качество серий.
Сам Джин Дойч по праву может считаться эталоном абсолютной свободы и независимости. Он смог остаться самим собой и заниматься своим делом, несмотря на тоталитарный (хотя и достаточно «мягкий») государственный режим и бессмысленные политические поселения больных чиновников в обоих «лагерях".
Впоследствии Дойч приложил руку к созданию некоторых эпизодов «Моряка Попая".
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: В 1961 - 1962 годах мультсериал "Том и Джерри" снимался в коммунистической Чехословакии.