Осенью лосось в магазинах крупных торговых сетей может существенно подешеветь. Но он может не подешеветь, говорят скептики, а может и не подешеветь еще долгое время. Так или иначе, соглашение между рыбаками и продавцами предусматривает глубокое изменение коммерческих и технологических способов реализации лосося, а это не может быть сделано без проблем, вопрос в том, можно ли это решить или нет?
Трансформация рыбы
Рыболовные компании и торговые сети запустили крупный проект. Цель — сделать лосось в магазинах более доступным для потребителей.
Об этом проекте, а он называется «Рыба Камчатки», и о присоединении к нему федеральных торговых сетей, газете «Известия» рассказал глава Союза рыбаков Александр Панин. Новая инициатива, по их словам, позволит этой осенью снизить розничную цену на "красную рыбу" на 10-25%.
Механизм снижения цен следующий: ритейлеры будут покупать лосось напрямую у рыбаков (что само по себе является важным фактором), да еще и продавать его с минимальной наценкой. Прямая доставка не только обеспечивает более разумную цену, но и обеспечивает лучшее качество рыбы на прилавках.
Газета также напомнила, что с июня 2020 года по инициативе губернатора Камчатского края аналогичный проект в регионе начал реализовываться в Приморье. В него входило более широкое разнообразие рыбы и морепродуктов: белая рыба, горбуша, кальмары.
Стоимость рыбной продукции по проекту оказалась в среднем на 20%, а по некоторым видам - на 50% ниже оптовых цен компаний. А в магазинах оно продавалось с минимальной торговой наценкой. Тогда ряд рыбопромысловых компаний стали партнерами проекта и поставляли продукцию напрямую в торговые сети региона.
Сейчас к «Камчатской рыбке» присоединились федеральные торговые сети «Глобус», «Магнит», «Ашан», «Окей», «ВкусВилл», и, как сообщается, список не исчерпан. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) изданию сообщают, что торговые сети заинтересованы в сотрудничестве с потенциальными поставщиками качественной продукции, в том числе в прямых поставках от производителей.
"Предпосылками успешного сотрудничества должны быть достаточные мощности переработки и мощности предпродажной подготовки, а также цены, делающие продукцию максимально доступной широкому кругу покупателей", - добавили в АКОРТ.
Но есть и трудности. По мнению Александра Панина, поэтому розничным сетям очень сложно покупать рыбу напрямую у рыбаков по ряду причин.
Например, «рыбаки обычно производят и продают рыбу замороженную крупными блоками (10–30 кг). Сети не могут купить такую продукцию без упаковки, а рыбаки не готовы взять на себя эту функцию, сказал он. Однако ситуация не безнадежна, иначе проекта не было бы.
«Сейчас некоторые ритейлеры нашли решение этой проблемы самостоятельно — например, «Глобус» имеет возможность самостоятельно упаковывать и разделывать рыбу. Другие сети могут пойти по тому же пути или выбрать дистрибьютора-переработчика, который возьмет на себя функция преобразования рыбы из замороженных блоков в форму, приемлемую для продажи в сетях», — раскрыл секрет глава Ассоциации рыбаков».
Опять за рыбу деньги?
"Не хочу быть пессимистом, но такая программа и подобные ей обречены на провал", - заявил "Эксперту" основатель и директор АльфаБрокерс.рф Владислав Бурбеев. — Нечто подобное уже произошло в Приморском крае несколько лет назад.
Красную рыбу продавали по низким ценам в магазинах района. Праздник закончился через несколько недель, после того как вышли все телерепортажи и статьи в прессе».Почему это не сработает? Ответ кроется в самой постановке проблемы, говорит Владислав Бурбеев. Магазины будут покупать товары напрямую, а не через дистрибьюторов. Почему раньше этого не сделали без всяких программ?
«Наверное, потому, что рыболовный бизнес поделен между несколькими крупными игроками, которые просто не дают никому покупать напрямую. А потом вдруг берут и отпускают. Да, для отчетности. И тогда все придет в норму", - прогнозирует эксперт.
"Государству нужно не создавать программы, а следить за соблюдением антимонопольного законодательства, а правоохранители должны обеспечить свободный доступ компаний на рынки страны", - советует Владислав Бурбеев. — 90-е годы для нас, конечно, закончились, но, к сожалению, не во всех отраслях и регионах. И это основная задача государства. А бизнес-сообщество само поймет, у кого покупать продукцию в стране и по каким ценам", - уверен он.
Цена+качество
"Это отличный проект, мы начали его обсуждать, когда я работал в одной из упомянутых федеральных торговых сетей", - утверждает Станислав Наумов, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике. "Для того, чтобы стороны смогли взаимно договориться и об объемах, и о ценах, необходимо иметь основу не в виде запретов и штрафов, а в виде грамотного саморегулирования и стимулирования».
Важно, отмечает Станислав Наумов, что развивается государственно-частное партнерство в логистике. К ним относятся современные распределительные центры, парк рефрижераторов и предсказуемые тарифы на перевозки.
«Прямые контракты между торговыми сетями и производителями гарантируют качество продукции в рыбных отделах супермаркетов. И конечно, рыбу следует включить в программу прямых грантов семьям с детьми и пожилым людям. Каждый должен иметь возможность включать рыбу в свой рацион хотя бы два раза в неделю, считает эксперт.
И он прав. Как известно, в неделе два разгрузочных дня: среда и пятница.
Больше интересных статей здесь: Промышленность.
Источник статьи: Осенью лосось в магазинах крупных торговых сетей может довольно-таки заметно подешеветь.