Среди ночи над морем внезапно раздался оглушительный рев двигателя. Ослепительная вспышка от торпедного следа.

Затем со стороны вражеского корабля послышался грохот, и оттуда хлынул столб огня. И эти маленькие серые тени исчезли на горизонте...
Так действуют советские торпедные катера — скрытные, быстрые и беспощадные морские хищники.
История создания и развития торпедных катеров в СССР
Их история начинается в трудные 1920-е годы. Страна все еще не оправилась от последствий Гражданской войны, и люди могли только мечтать о сильном флоте.
Инженеры придумали блестящее решение: строить небольшие, дешевые, но чрезвычайно эффективные лодки.
Первым, кто прославился в этом деле, был Андрей Туполев. В 1925 году его команда представила GANT-3 — планер из дерева и металла, который мог развивать скорость до 70 км/ч. В то время это была просто скорость водной вселенной!

ГАНТ-3
Настоящий прорыв произошел с появлением подводной лодки SH-4 в начале 1930-х годов.

Торпедный катер Ш-4
Леонид Умянов и его конструкторы придумали сделать фюзеляж из авиационного дюралюминия. Результат превзошел все ожидания — лодка буквально летела по воде.

К 1933 году на вооружение поступил легендарный G-5. Легкий, быстрый, оснащен двумя торпедами.

Г-5
В удачный день эти малыши могут развивать скорость до ошеломляющих 65 узлов — быстрее, чем многие современные военные корабли!

Д-3
Накануне начала войны флот пополнился самолётами серии Д-3 и «Комсомолец». Сильнее, надежнее, с лучшим вооружением.
Боевое применение в годы Великой Отечественной войны
Они стали настоящими ночными охотниками. В темноте их крошечные фигурки исчезли в волнах. Основной принцип действия — «бей и беги".
Дистанция атаки была крайне короткой, всего 2–3 кабельтовых. На таком расстоянии промахнуться практически невозможно.

Они работают отрядами по 3–5 транспортных средств. Первый отвлекает, второй наносит основной удар.
После залпа продолжайте движение на полной скорости и совершайте маневры уклонения. Отступление прикрывалось дымовыми шашками. Такая тактика озадачила даже опытных немецких моряков.
Успех часто зависит от сотрудничества с авиационной отраслью. Самолеты отвлекали охрану, пока наши солдаты успешно проникали на главную цель.
Немцы называли их «неуловимыми дьяволами".
Северный флот: охота на конвои
В ледяных водах Баренцева моря моряки писали одну героическую историю за другой. Здесь они преследовали немецкие конвои, направлявшиеся в Норвегию и Финляндию.

Погодные условия были невыносимыми — штормы, лед, полярная ночь. Но лодочники превратили эти трудности в преимущества.
Немцы не ожидали, что их поразит шторм в 8 баллов, однако советские корабли вышли в море даже в таких погодных условиях.
Знаменитая 1-я Кушнирская лодочная бригада стала настоящим бичом немецких моряков. Летом 1943 года они отправили на дно океана семь транспортных судов противника.
Каждый выход требовал особого мужества — холод сковывал движения, волны били в борта лодки, но лодочники все равно упорно двигались вперед к своей цели.
Балтийский флот: бои в прибрежных водах
Балтийское море представляет серьезные испытания для судоводителей. Минные поля, вражеские батареи на берегу и узкие водные пути. Но это не остановило моряков.

Под Ленинградом корабли стали настоящими героями блокады. Они нашли проход, невидимый для врага. Ночью, в тумане, в шторм — в то время как другие корабли оставались в бухте.
К моменту снятия блокады балтийские лодочники полностью контролировали прибрежные районы. Они лишили противника возможности эвакуироваться по морю и заперли его в прибрежных городах.
Черноморский флот: удары по вражеским коммуникациям
Особую роль миноносцы сыграли в Новороссийском и Севастопольском сражениях.

Корабль на фоне крейсера «Киров
Немцы боялись даже приближаться к побережью — настолько внезапными и смертоносными были атаки с кораблей. За одну ночь наши солдаты могли потопить несколько кораблей и скрыться в морском тумане, прежде чем противник успевал отреагировать.

Без лодочников ни одна крупная десантная операция в Черном море была бы невозможна. Они прикрывали высадки, провоцировали атаки противника и даже топили транспортные суда.
Морские пехотинцы знали, что если в операции будут задействованы торпедные катера, то все пройдет гладко.
Герои-катерники и их подвиги
У штурвала этих морских стрел — отчаянные парни. Дважды Герой Александр Шабалин может пройти через любой контрольно-пропускной пункт. Даже немцы знали его имя и организовали за ним настоящую охоту. Но поймать его не удалось — морской волк оказался слишком хитрым.
Владимир Алексеев стал легендой Балтийского моря, когда под его командованием три небольших катера разгромили флот из 18 кораблей противника. Немцы были очень озадачены: как такое возможно? Мы знаем: важны не цифры, а смелость и мастерство.

Василий Буслаев совершил бессмертный подвиг у берегов Ялты. Когда у него закончились торпеды, он нацелил свой корабль прямо на вражеский транспорт.
Его последними словами по радио были: «За Родину! Прощайте, братья!» Транспортный самолет, перевозивший боеприпасы, взорвался.
Многие лодочники не вернулись из армии. Но их имена высечены на гранитных плитах прибрежных городов, а их колесницы все еще стоят на постаментах в гаванях — молчаливые свидетели подвигов тех, кто умел побеждать.
Великую историю этой войны написали малые корабли. На каждые пять потопленных кораблей противника приходилось одно, потопленное торпедным катером. Это уникальное достижение для столь небольшого боевого подразделения.
проходить
Образование Солдат Флот Все, что я хочу знать Советские корабли Торпедные катера Военная техника Великая Отечественная война Техника Второй мировой войны Яндекс Дзен (ссылка) Длинный пост 9 мая - День Победы 80-летие Победы Флот 5Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Торпедные катера СССР.