Сибирский тракт — великая дорога, соединявшая европейскую часть Российской империи с Сибирью.
Этому пути посвящено много стихов и произведений. Многие судьбы решил Сибирский тракт.
Первоначальное название Сибирского тракта — Большая Столбовая дорога.
В 1764 году Екатерина Великая повелела установить верстовые столбы на всех крупных дорогах Российской империи.
Было приказано сделать столбы по простому образцу из камня. Изначально все вехи делались в Петербурге в мастерских Исаакиевского собора.
Они были огромные, в стиле барокко, украшенные наверху флюгером с изображением лошади. Такие колонны были чрезвычайно красивы и прочны, но очень требовательны к казне.
Поэтому после восшествия на престол любимый внук Екатерины, Александр Первый, заказывает изменение проекта изготовления вех.
Каменные колонны были упразднены и стали устанавливаться простые деревянные колонны с косыми монохромными полосами.
Таким образом, расписные колонны было видно издалека при любой видимости: будь то метель, туман или сильный дождь.
Длина Сибирского канала, по некоторым оценкам, составляла 11 тысяч километров.
Поскольку в 1918 году впервые была введена «километровая» мера, по примерным подсчетам на Сибирском тракте было установлено около 10 000 верстовых столбов.
Среди огромного множества столбов Сибирского тракта наиболее выделяется один верстовой столб, расположенный на границе бывших Пермской и Тобольской губерний.
Этот столб называется «Сибирь». Это была граница двух совершенно разных миров в Российской империи.
С одной стороны находилась цивилизованная часть империи, включая Пермскую губернию. С другой стороны, Сибирь дикая, суровая и холодная.
У этого столба многие осужденные падали ниц и со слезами на глазах шептали: «Прощай, Россия-матушка!».
Американский журналист и путешественник Джордж Кеннан в своем произведении «Сибирь и изгнание» писал, что у этого столба разыгрывались душераздирающие сцены.
Люди безудержно плакали, становились на колени и целовали землю. Многие брали горсть земли со столба, набивали ее с собой и долго носили на груди.
Это была единственная веха, которая видела так много человеческих страданий.
Но со временем веха была разрушена.
Обратите внимание: Сибирский Зимний дворец.
Лишь в 2003 году в рамках краеведческого проекта «Пограничный каменный столб «Россия-Сибирь» был заложен фундамент.Через три года после обнаружения фундамента столб был восстановлен. Но из-за отсутствия нормального съезда с асфальтированной дороги организовать экскурсии на нее было невозможно.
Расстояние от поля до стойки составляло 450 метров. Только в 2014 году был организован съезд на отметку от федеральной трассы. После этого популярность аттракциона возросла в несколько раз.
К нему организуются школьные экскурсии. Многие приходят сами и по традиции оставляют поблизости монетки.
Тюменское телевидение уже сняло два документальных фильма об этом событии. Веха «Россия – Сибирь» включена в реестр памятников истории муниципального уровня.
Уважаемые читатели! Если вам понравилась статья, ставьте лайк, оставляйте комментарии, делитесь публикацией с друзьями, подписывайтесь на сайт.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Сибирский тракт – великая дорога, соединившая Европейскую часть Российской Империи с Сибирью.