Ушедшие в историю марки. История Saab(часть 1)

Я думаю, что у многих сегодня маленькая Швеция ассоциируется с чем угодно, но никак не с автомобилями, которые там сейчас производят. Volvo, которая уже 10 лет принадлежит китайцам конечно пользуется спросом, однако нынешнее поколение машин полностью лишено того, что изначально было заложено у них в ДНК, а именно шведского консерватизма и монументальности. Есть конечно ещё довольно маленький производитель гиперкаров Koenigsegg, однако, как бы он не был крут, он известен в основном только фанатам спортивных машин. Но самое главное, что эти автобренды живы по сей день, чего не скажешь о Saab Automobile AB, который давно уже в могиле. И пусть его ещё не забыли, я предлагаю вспомнить вам, с чего всё начиналось.

История ведёт нас в далёкий 1937 год, когда 2 августа в результате слияния двух крупнейших шведских авиапроизводителей- Svenska Aero AB из города Тролльхеттан и ASJA из Линчепинга появляется компания SAAB с штаб-квартирой в Тролльхеттане. Первые годы своей жизни она занималась только военными самолётами, причём до 1940 года это были лицензионные американские и немецкие модели, пока шведами не был разработан лёгкий бомбардировщик Saab B17. И хотя история про машины, я не могу не отметить того факта, что Saab был ведущим производителем воздушной техники в Швеции. Однако к середине 40-х годов оборонные заказы значительно сократились, и шведы решили войти на рынок очень популярных в то время микролитражных легковых автомобилей, при этом производство воздушной техники не прекращалось.

Не думайте ломать голову над тем, чтобы понять, что значит название марки. Дело в том, что Saab-это аббревиатура, которая расшифровывается как Svenska Aeroplane Aktiebolaget, что дословно означает АО "Шведские самолёты"

В 1945 году создаётся автомобильное подразделение фирмы Saab: Saab Automobile AB. В новое предприятие приходит группа из 16 человек, что интересно эти люди были авиаконструкторами, все до одного, и опыта в создании легковых автомобилей у них не было от слова совсем. Но тем не менее все они совершили достойную работу, создав к 1947 году первый ходовой прототип новинки, получивший название Ursaab.

Ursaab- самый первый автомобиль марки, пусть и прототип. Он за всё время своего существования проехал более 500 тысяч километров и сейчас хранится в музее Saab

И здесь авиаторы оторвались по полной! На момент своего выхода эта машина была самой обтекаемой в своём классе. Надо отдать должное главному конструктору машины- Гуннару Юнгстрему, который проектировал крылья для самолётов. Коэффициент аэродинамического сопротивления был лучше, чем у многих спортивных машин тех годов и составлял всего 0,33(!!!!), он был достигнут благодаря округлой форме кузова без острых граней, сильно заваленному лобовому стеклу и покатой задней стенке. Также нельзя не отметить то, что это была одна из первых неспортивных машин в мире, которую испытывали в аэродинамической трубе. Из внешних особенностей этой машины можно также отметить раздутые колёсные арки, которые полностью закрывали колёса как сзади, так и спереди, причём с ними были раздуты и двери, которых было 2. Крыша представляет из себя большой аэродинамический колпак, сужавшийся к задней части. Всего в 1947-1949 годах было построено 4 прототипа Ursaab, каждый из них отличался внешним оформлением и был покрашен в чёрный цвет. К серийному производству готовили два варианта Сааба- базовый и люксовый, всего в 1948-1949 годах было построено 20 предсерийных машин обоих вариантов, 18 люксовых и 2 базовых. В серию решили выпустить люксовый вариант с хромовой отделкой.

12 декабря 1949 года на конвейере завода в Тролльхеттане стартовало серийное производство первой модели марки, которой стал SAAB 92.

Если скрестить нашу ГАЗ М 20 "Победа" и Volkswagen Kafer, то получится... Saab 92!!!

Наверное у вас возник вопрос: почему модели дали индекс 92 и что он означает? Всё просто- индексы от 1 до 91 уже были присвоены самолётам SAAB, поэтому получается, что легковушка стала 92-й моделью марки, но первой легковой. Эта модель имела 2-дверный 4-местный несущий кузов седан каплевидной формы, сами двери к слову открывались против хода движения и имели цельные стёкла без форточек(напомню что на дворе стоял 1949 год, и мало кто в автоиндустрии мог освоить их в производстве), его прогрессивный дизайн разработал очень опытный Сикстен Сасон, но это лишь псевдоним, его настоящее имя Карл Эрик Сикстен Андерсон, на момент выхода машины ему было уже 37 лет и с 1930 года он работал над дизайном авиатехники, мотоциклов и даже домашних пылесосов! Доступа к багажному отделению снаружи вначале не было, вместо этого была ниша за откидывающейся спинкой заднего ряда сидений, а её место снаружи прямо по центру занимала горловина бензобака. Машина получила закрытые передние и задние колёсные арки, а также лобовое стекло из 2 половинок. Под капотом, который открывался вперёд и имел характерный горб, скрывался 2-тактный 2-цилиндровый двигатель объёмом 764 "кубика" и развивавший мощность в 25 л.с. Вопреки распространённому мнению, агрегат не был скопирован у DKW, а был создан шведами самостоятельно, назывался он Saab 2-Stroke. Имевший термосифонное охлаждение и устанавливавшийся поперёк моторного отсека, двигатель был вынесен далеко вперёд моторного щита, чтобы система охлаждения уместилась под капотом, кстати радиатор был расположен не перед двигателем, как у обычных машин, а за ним. Стыковался с 3-ступенчатой механической коробкой передач(с синхронизаторами на всех скоростях, кроме первой), которую оснастили обгонной муфтой, дабы избавить 2-тактный движок от масляного голодания, следовательно и от повышенного износа. Что касается динамики, то 25-сильный агрегат мог разогнать лёгкую машину массой 880 кг до 105 километров в час. А вкупе с торсионной подвеской Saab 92 имел ещё и отличную управляемость.

Двигатель Saab 2-Stroke вместе с КППСборка автомобилей Saab 92. Большая часть операций по сборке модели выполнялась вручную, поэтому объёмы производства этой модели были очень невелики.Задняя часть у машины была покатой, а вместо багажной ниши по центру располагалась горловина бензобака.

Электронная начинка, как и двигатель, конечно не могла похвастать своей продвинутостью. 6-вольтовая система питала только зажигание, фары и... поворотники, которые представляли собой механические флажки, спрятанные в средних стойках! Больше никакой электрики в машине не было вообще. Первое время покупатель не мог выбрать даже цвет машины: все Saab 92 красили в тёмно-зеленый камуфляжный цвет, изначально предназначеный для самолётов. В салоне царил минимализм: помимо самых необходимых вещей, в нём присутствовали салонное зеркало и часы на приборной панели, обшивка была из недорогой ткани, были карманы в дверях. Но благодаря поперечному расположению силового агрегата вместе с трансмиссией в салоне отсутствовал центральный тоннель, что значительно увеличивало свободное пространство для передних пассажиров. Тогда Сааб ещё был весьма дёшево отделан, в 92-й модели не было ни радио, ни крышки бардачка. Впринципе мы эту машину обошли вокруг да около, про тормозную систему говорить нечего- один контур на 2 моста, барабанные тормоза на всех колёсах, без усилителя, но для машины с максимальной скоростью чуть выше сотни(по факту на ней конечно никто не выжимал такую скорость)хватало и этого. Уже через пару недель после дебюта 2 автомобиля Saab 92 принимают участие в чемпионате по ралли, к слову один из двух автомобилей занял на нём второе место в своём классе. В 1950 году модель расходится в Швеции тиражом 1,2 тысячи экземпляров. В 1951 году машине меняют приборную панель и электронную начинку в связи со сменой поставщика.

В 1952 году случается очень важное событие: в этом году Saab впервые участвует в международном соревновании, а если быть точнее, то на ралли "Монте-Карло"! Знаменитая шведская автогонщица Грета Моландер на Saab 92 белого цвета смогла одержать победу в женском кубке!

Обратите внимание: ИСТОРИЯ РОССИИ.

Правда ради этого машине пришлось увеличить мощность двигателя до 35 л.с., также пришлось доработать светотехнику, но всё равно победа стоила того: о марке узнали за рубежом.

Грета Моландер и её белый Saab 92

В 1953 году появляется так называемая вторая серия автомобиля Saab 92, которая называется Saab 92B. Теперь модель лишилась своего главного недостатка, а именно отсутствия доступа к багажной нише снаружи. Сзади не только внедрили крышку багажника, но и увеличили заднее стекло, горловину бензобака пришлось перенести на левое крыло, при этом спинку заднего дивана по-прежнему можно было сложить. Но машина получила и ещё одну крутую фишку- спинки передних сидений можно было откинуть, если это сделать, то в машине получалась отличная двуспальная кровать!

Saab 92B 19Saab 92B 1953 года

Saab 92 1954 года получил новый головной свет от фирмы Hella, который был более безопасным для встречного движения. Также была увеличена мощность двигателя с 25 до 28 л.с. благодаря внедрению нового карбюратора. Внешне модель стала смотреться богаче,чем раньше, ведь ей добавили хромированные молдинги над колёсными арками, а за доплату появилась возможность заказать тентованный люк в крыше. Всего к тому моменту начиная с начала выпуска в 1949 году было реализовано около 15 тысяч автомобилей Saab 92 второй серии.

За доплату с 1954 года Saab 92B можно было оснастить большим люком в крыше

Современный аэродинамический каплевидный кузов, очень прогрессивная для тех лет переднеприводная компоновка, высокое качество сборки и цена при этом всего в 900 долларов США, а самое главное-уникальный подход к её созданию-ни один из людей, кто разрабатывал столь прогрессивную машину, не имел опыта конструирования легковых автомобилей.

Saab 92 оказался весьма успешным автомобилем на территории Швеции, но стало очевидным, что машине требовалась модернизация, в первую очередь нуждались в доработке такие важные узлы, как двигатель и подвеска. С двигателем всё просто: он был слишком слабым, а вот торсионная подвеска вкупе с узкой колеей и узенькими покрышками делали автомобиль очень неустойчивым на высоких скоростях. Эти, а также многие другие недоработки шведы решили устранить уже в середине 1950-х годов. Результатом всех изменений стала новая модель- Saab 93, которую представили широкой публике 18 августа 1955 года, а уже в декабре 1955 года с конвейера в Тролльхеттане сходят первые экземпляры новой модели.

Saab 93

Saab 93 представлял из себя глубокую модернизацию Saab 92. Новую модель стали оснащать более компактным и мощным двигателем, объём у него был на 14 "кубиков" меньше, чем у старого, зато новый был 3-цилиндровым и развивал мощность в 33 лошадиные силы, он стыковался с 3-ступенчатой механикой(инженеры Saab судя по всему очень любили цифру 3), которую так и не оснастили синхронизатором первой передачи. Поскольку трёхцилиндровый двигатель уже не удалось разместить поперёк моторного отсека, его разместили продольно, причем на удивление он в сборе с коробкой оказался настолько компактным, что не пришлось городить центральный тоннель в салоне, рычаг КПП по прежнему у руля. Однако новый агрегат так и остался двухтактным, из-за чего бытует ошибочное мнение, что это лишь модернизация старого двигателя. Но теперь вы знаете, что на самом деле это совсем не так. Для более сбалансированной работы двигателя внедрили регулировку воздушной заслонки карбюратора и электрический топливный насос(кстати внедрённый и на Saab 92).

Новый двигатель-новая компоновка. Радиатор с щитом по-прежнему находятся за двигателем, капот открывается вместе с передом- очень удобное решение для обслуживания двигателя.Интерьер Saab 93, правда уже более поздней модификации, т.к. хороших фотографий интерьера раннего Saab 93 1956-1957 годов мной обнаружено не было. Но до начала 1960-х годов интерьер на Саабах выглядел так. Простецкий руль с логотипом тоже заменили на более цивильный

Салон получает новый дизайн обшивок, на приборной панели появляются новые функции, пожалуй самая главная из них это отопитель, управление которым располагалось слева от руля. Отдельно можно выделить подвеску: она в этой машине разработана с чистого листа. Торсионы, которые устанавливали на Сааб 92, как я уже говорил оказались неудачным решением, поэтому в новой модели перешли на пружинную подвеску:спереди двухрычажная, сзади балка. Вместе с новой подвеской автомобиль обзавёлся и бескамерной резиной, которую незадолго до выхода модели внедрили и на Saab 92. Из-за расширенной колеи спереди пришлось отказаться от эффектно выглядевших закрытых колёсных арок. Но самым главным внешним отличием стала очень модная в то время решётка радиатора спереди. На мой взгляд, конечно, с ней автомобиль стал выглядеть более консервативным и старомодным, но для своего времени машина смотрелась весьма свежо и современно.

Согласитесь, Саабу 93 очень идёт красный цвет

В 1956 году Saab с этой моделью выходит на рынки Бенилюкса, Финляндии, Норвегии, Франции, Испании, Португалии, ФРГ и многих других европейских стран . Видят в машине потенциал и гонщики, новая подвеска и более мощный двигатель вкупе с очень обтекаемым кузовом полностью отвечали запросам раллистов. В 1956 году машина участвует сразу в нескольких международных соревнованиях, участие в ралли помогает продвижению Saab 93 за рубежом. Машина участвует в норвежском Ралли Викингов, где 3 машины занимают 1,2 и 4 места, призовые места в нём завоевали такие выдающиеся гонщики заводской команды Saab, как Карл Магнус Ског и Эрик Карлссон, которые в дальнейшем стали настоящими легендами автоспорта. Карлссон, пришедший на Сааб в 1955 году выиграл в том году шведское ралли Rikspokalen. Также стоит отдельно отметить Рольфа Мелде, который пришёл на Сааб ещё в 1946 году и не только занимался доводкой двигателей дорожных Саабов и подготовкой спортивных машин, но и сам принимал участие в гонках. Это он был самым первым гонщиком в фирме, ещё в 1950 году Рольф впервые для Saab принимал участие в Rikspokalen, и тогда он занял второе место. В дальнейшем он принимал участие в нём вплоть до упразднения в 1961 году, а Карлссон и Ског начали участвовать в международных соревнованиях. Также Saab 93 в том году принимают участие на соревнованиях в Германии и Голландии, везде модель завоёвывает призовые места. Но была у Saab машина и покруче. Ещё с начала 1950-х шведы занимались под руководством Мелде занимались созданием лёгкого родстера для шоссейных кольцевых гонок на узлах и агрегатах основной модели. К 1956 году была готова машина, получившая название Saab Sonett.

Saab Sonett, в переводе со шведского "So nett" означает "Такой прекрасный"

Sonett была максимально обтекаемой и лёгкой, кузов был стеклопластиковый и устанавливался на несущую раму. Агрегат был заимствован у Saab 93, но был форсирован с 33 до 55 л.с., при этом машина весила лишь 500 кило, что вкупе с аэродинамичным кузовом позволяло набирать спорткару с двухтактным двигателем аж 190 километров в час! Наверняка Сааб Сонетт является самой быстрым автомобилем с двухтактным двигателем, когда либо выпущенным за всю историю мирового автопрома, и было бы интересно посмотреть на успехи Прекрасного Сааба в гонках. Однако пойти в серийное производство машине было не суждено из-за изменения регламента, всего с 1955 по 1957 годы было изготовлено 6 экземпляров, хотя изначально планировали собирать по 2 тысячи таких машин в год. Все они были отданы сотрудникам Saab, до наших дней дошло 5 машин этой уникальной модели. Продолжение следует...

#сааб #история автомобиля #история марки #прошлое

Еще по теме здесь: История.

Источник: Ушедшие в историю марки. История Saab(часть 1).