Нонконформисты, мат Хрущева, "Бульдозерная" выставка, Кабаков, Булатов и др.: история русской живописи второй половины xx века

Советская живопись 1960-1970х годов стремилась к динамичности, общественности при яркой эмоциональности и остроте самого характерного.

Художники Е. Моисеенко и К. Ударов продолжали в то время создавать работы военной тематики.

"Суровый стиль" в живописи складывался как реакция неприятия социалистического реализма. Художники этого направления стали обращаться к сдержанной обобщенной форме.

М. А. Савицкий. Партизанская мадонна. 1966-1967. Холст, масло. Москва. Государственная Третьяковская галерея О. П. Филатчев. Автопортрет в красной рубахе. 1965. Холст, масло. Собственность художника

П. Никонов, Т. Салахов, Д. Жилинский, М. Савицкий, братья А. и П. Смолины, В. Попков, Н. Андронов в своих произведениях показывали героическое начало суровых трудовых будней. В суровом стиле было создано очень много портретов.

Произведения В. Попкова-невероятно остросоциальны: триптих "Ой, как всех мужей побрали га войну" "Хороший человек была бабка Аксинья", "Пушкин в Михайловском".

К 1970м годам в портрете все больше преобладает камерность. Темой изображения все чаще становится дом, семья, любовь.

П. Д. Корин. Портрет итальянского художника Ренато Гуттузо . 1961. Санкт-Петербург, государственный Русский музей

С 1960х активнее стал развиваться пейзажный жанр. Многие художники побывали на севере.

Д. Д. Жилинский. Портрет семьи художника Н. М. Чернышева. 1969. Древесностружечная плита, темпера. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Так же художники нередко обращались к искусству лубка, народной игрушки. В живописи тех лет появляется тема праздника, маскарада: "Встреча Нового года", 1976 г. Т. Назаренко.

О. П. Филатчев. Казаки Дона. Роспись в Совхозе "Сармат" в Новочеркасске. 1968. Темпера, левеас

В связи с интенсивным строительством в последние десятилетия СССР для художников-монументалистов появилось множество возможностей. Создавались витражи, мозаики, рельефы.

Значительное место в монументальной живописи представляли произведения , входившие в комплекс мемориплов, как, например, мозаика Памятного зала памятника Победы в Ленинграде "1941год" и " Победа " (С. Репин, И. Уралом, 1974-1978).

А. В. Васнецов. Человек и печать. Мозаика в холле конференц-зала редакции газеты "Известия" в Москве. 1978. Мрамор, натуральный камень. 500х1500. Фрагмент. В. К. Замков. Франциско Миранда. Флорентийская мозаика. 1976. 116х100

В лучших традициях школы Фаворского выполнена мозаика "История печати" А. Андронова и А. Васнецова в здании "Известий". В чем-то она напоминает графику 20х годов.

"Второй авангард" возник в стране сразу после смерти Сталина. Дополнительный толчок к развитию нового искусства дал Фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957). В ходе фестиваля была организована выставка современного зарубежного искусства. Она произвела на советских художников сильное впечатление. В это же время возродился интерес к авангардному русскому искусству. Художники в своём творчестве стали отражать сложные реалии современности и внутреннее состояние людей.

Л. П. Соков. Хрущев-неваляшка. 1983. Дерево, краска, свинец. 97х60

Но в начале 1960х власти не собирались освобождать искусство от цензуры. Свободное творчество вызывало неприятие. В 1962 году на выставке, посвящённой 30-летию организации Союза Художников, Н. Хрущеву были показаны работы молодых художников, которые пришлись ему не по вкусу. Хрущев, малообразовпнный в сфере искусства человек, нецензурные высказался о работах современных художников. Таким образом, любые новаторские поиски в искусстве были объявлены вне закона, а Академия художеств продолжала пожинать лавры за свои достижения в области соцреализма.

До 1975 года художники-нинконформисты устраивали неофициальные выставки в клубах. В 1964 году выставка группы "Санкт-Петербург " открылась в Эрмитаже. Некоторые художники группы работали в хозяйственной отделе музея и воспользовались этим. Чиновники, увидев выставку, закрыли её, а директора Эрмитажа сняли с должности.

О. Рабин. Автопортрет с пятью волками. 1997. Холст, масло

Нелегально переправляя работы заграницу, художники проводили там выставки. Например в 1965 году Оскар Рабин с успехом выставился в Лондоне, а Анатолий Зверев во Франции. Так же во многих западных странах проходили групповые выставки художников-нонконформистов.

О. Рабин. Я голоден. 2000. Холст, масло

В России же были организованы выставки -квартирники, куда приходили только посвящённые люди. Впервые открыто выставка нонконформистов прошла в московском клубе "Дружба" .

Обратите внимание: ИСТОРИЯ РОССИИ.

Выставку посмотрело около 2 тысяч человек. Однако эта выставка была запрещена властями прямо в день открытия. А выставка Олега Целкоаа в Доме архитекторов в 1971 году работала и вовсе 15 минут, после чего была запрещена.

И. И. Кабаков. Измерения высоты варнометра. 1961. Цветной карандаш, пастель.

Советская власть видела в творчестве современных художников угрозу своему режиму. Так как творчество многих нонклнформистов отражало конфликт личности и советской действительности.

Нонконформистов запрещали, а иногда и наносили вред их здоровью. Многих открыто заставляли уехать из союза. В прессе до 1970х годов о нонконформистском искусстве не упоминали вовсе.

И. И. Кабаков. Фрагмент номер 5. 1987. Холст, масло.100х160

В знак протеста художники решили провести выставку (она вошла в историю как "бульдозерная") на открытом воздухе в микрорайоне Беляево. Разместившихся на пустыне художников забрали в полицию, а их работы уничтожили 3 бульдозера. Часть картин было конфисковано, а часть - демонстративно сожжена. Однако художники не отступили и заявили о новой выставке, которая благодаря давлению общественного мнения состоялась через две недели. На протяжении 4 часов картины, выставленные в Измайловском парке Москвы, посмотрело около 10 тысяч человек.

Э. В. Булатов. Революция-перестройка. 1988. Холст, масло. 200х200

В конце 1974 года выставка нонконформистов прошла в Ленинграде, во Дворце Культуры им. Газа. В ней приняло участие 50 художников.

Объединения художников тех лет теперь уже вошли в историю. Одно из самых известных неофициальных объединений 1960-1970х - "лианозовская группа". Жизнь лидеров группы Оскара Рабина и Евгения Кропивницкого была связана с подмосковной станицей Лианозово. Влианозовскую группу так же входили Валентина Кропивницкая (жена Рабина), Владимир Немухин, Лидия Мастеркова и другие художники.

О. Рабин - неоэкспрессионист. В своих работах он показывает мрачные уголки провинциальной России. В натюрмортах он показывает зрителю предметы убогого быта. Рабина лишили гражданства, когда он уещжал во Францию. Поэтому он вынужден был остаться заграницей.

Самые знаменитые художники современной России - Илья Иосифович Кабаков (род.1933), Эрик Владимирович Булатов (род. 1933), скульптор Эрнст Неизвестный и другие - в 1970х образовали в Москве так называемую "группу Среткнских бульваров". Их объединило скорее место жительства, чем общие взгляды на искусство. Однако почти всем художникам группы не чужд концептуализм, а Илью Кабакова называют "отцом русского концептуализма". Основная тема творчества И. Кабакова-абсурдность жизни. Его излюбленный приём: использование привычных предметов обихода , включение в композицию текстов, которые не имеют явных связей с изображением: "Вопросы и ответы " 1962; "Коммунальная кухня", 1974.

Концептуализм был присущ и Эрику Булатову ("Вход", "Входа нет"). Позже он примкнул к "соц-арту".

М. Шемякин. Туша. 1996. Холст, смешанная техника. 300х200

Михаил Шемякин (род. в 1943) был лидером объединения "Санкт-Петербург ", образованный в Ленинграде в 1964 году. Свой подход к искусству художники объединения называли "метафизическим синтетизмом". Их увлекали древние каноны, магия, культура. Даже Петр I в работе Шемякина представлен в образе уродца. Сейчас скульптура установлена на территории Петропавловской крепости. Творчество художников "Санкт-Петербурга" было несовместимы с советской доктриной. Большинство из них покинули Союз в 1971 году.

М. Шемякин. Пётр Великий. 1992. Алебастр. 25х35х10

Гарри Файф (род. в 1942) был лидером московской группы "Мир", возродившей конструктивизм.

В картинах Олега Целкова (род. в 1934) люди предстают перед зрителем с неподдельной тупостью на лице ("Групповом портрет с арбузом", 1963), в котором глаза-зеркало человеческой души.

Борис Свешников (род. в 1927) в своём творчестве работает с пессимистическим настроением. В 1950х годах он сидел в лагерях ГУЛАГа и единственным способом достижения внутренней свободы для него было рисование.

Анатолий Зверев (1931-1986) - легенда московского неофициального искусства, один из ярчайших представителей экспрессионизма.

А. Т. Зверев. Автопортрет. 1958. Бумага, масло. 57х39,5. Москва. Частное собрание.

Важная страница в истории русского искусства - отточенные до совершенства натюрморты Дмитрия Краснопевцева (1925-1994). Пейзажи России были главной темой творчества Василия Ситникова (1915-1987). Любимый мотив его работ-поле, поэтика скромной обыденности.

В. А. Комар и А. Д. Меламид. Душа Нортона Доджа. Из серии "Продажа американских душ". 1978-1979. Конструкция из дерева и металла, белый шнурок, сертификат. 16,9х25,6х12,9

В 1971 году Виталий Комар (род. в 1943) и Александр Меламид (род. в 1945) изобрели "соц-арт". Их первая выставка прошла в Нью-Йорке в 1965 году, году художники ещё жили в СССР. Идея использовать недоверие штампы советской агитации пришла к художникам, когда они рисовали плакаты для пионерского лагеря. Их стилистика напоминала американский прп-арт. Иронические эффект соц-арта был огромен. Он стал особенно популярен после падения советского режима и отмены цензуры. Комар и Меламид эмигрировали на Запад. А в начале 1980х заявили, что "соц-арт умер". В их творчестве появились новые мотивы, но принципы иронии сохранились.

В. А. Комар и А. Д. Меламид. Двойной автопортрет в виде пионеров. 1982-1983. Из серии "Ностальгический социалистический реализм". Холст, масло. 180х125.

С середины 1970х годов многих художников свободного современного искусства выгоняли из страны. СССР заявил, что "неофициального" искусства больше нет: осталось только "официальное". Тем не менее борьба власти искусства продолжалась, пока история не положила конец советскому режиму, и победа оказалась за искусством.

Подписывайтесь на мой канал, что не пропустить новые статьи об искусстве!

#история искусства #советская живопись #соцарт #живопись #история живописи #нонконформизм

Еще по теме здесь: История.

Источник: Нонконформисты, мат Хрущева, "Бульдозерная" выставка, Кабаков, Булатов и др.: история русской живописи второй половины xx века.

Написать комментарий