31 января 2000 года самолет DC-9 авиакомпании Alaska Airlines потерял контроль над тангажем над Тихим океаном. Пока пилот в кабине отчаянно пытался удержать борта ровно, нос машины нырнул, а затем внезапно перешел в полное пикирование. Планка упала в море на скорости 400 км/ч.
Расследование показало, что причиной крушения стал отказ механизма регулировки стабилизатора. Из-за халатности сервисных служб интервалы между осмотрами были увеличены самостоятельно, винтовые домкраты не смазывались, из-за чего резьба в муфте изнашивалась и механизм работал вхолостую.
В результате из-за отсутствия смазки погибли 83 пассажира, 3 бортпроводника и 2 пилота.
«Когда человек самодовольен, он подвергается бесчисленным унижениям, главным из которых является незнание самых обычных явлений и вещей» — Сэмюэл Джонсон
Как вы уже знаете, сегодня мы поговорим о смазочных материалах и их значении в нашей жизни. Всех, кто готов пошло посмеяться, я вас разочарую, речь пойдет очень серьезно об очень серьезных технических смазках. В качестве небольшого эпиграфа я еще раз процитирую известное высказывание Сэмюэля Джонсона: «Самое сложное и интересное часто скрыто у нас под ногами, скрыто в вещах, которые мы делаем каждый день.
На самом деле, идея о том, что нам нужно что-то смазывать, чтобы облегчить движение, нам очень интуитивна. Это часть нашего умозрительного опыта, который состоит из самых элементарных установок, таких как «Если что-то бросить, оно упадет», «Если кольцо не сходит с пальца (при разводе), смойте его». " ". «Чистить мылом» и так далее. Итак, история технических смазок очень и очень давняя, но изучение принципов смазки и ее научных основ появилось не так давно.
Итак, как всегда в любой научно-популярной теме, возникает дилемма: рассказать историю предмета или его теории. Мы попытаемся охватить понемногу и то, и другое, то есть мы собираемся рассмотреть историческое развитие смазочных материалов и масел, мы собираемся разбросать несколько терминов, мы собираемся встретиться с некоторыми замечательными людьми и, как всегда, мы собираемся использовать забавные моменты из жизни и менее интересные примеры, чтобы дополнить все это, например, крушение рейса 261. Хорошо, поехали.
Скользя сквозь время. Древний мир.
Итак, наша первая крайняя точка. Месопотамия, 3500 г до н.э. Где-то недалеко от города Хит обнаружили то, что местные жители называют фонтаном смолы, а мы называем натуральным асфальтом. Битум – В нашем случае, грубо говоря, это вытекшая и выветрившаяся нефть.
Липкий битум издавна применяется в качестве клея, судового герметика и при изготовлении посуды. Но нас интересуют другие вещи. Самое главное, что 3500 год — это первая достоверная дата использования битума для смазки тележек. В целом, активная история смазочных материалов явно тесно связана с историей колес. Так как это уже простой механизм, он установлен прямо на валу и легко подгорает от трения. Поэтому удивительно, что здесь мы начинаем официальную историю смазочных материалов – начиная с нефтепродуктов. Хотя победа масла как источника смазки остается недостижимой.
Ну, это не просто асфальт, который далеко не универсален. Кроме того, археологи обнаружили остатки жирного вещества на колеснице египетского фараона, датируемой 2600 годом до нашей эры. Анализ показал, что это смесь говяжьего и овечьего жира. Поэтому наши египетские друзья использовали жир в качестве смазки.
В Китае во времена династии Чжоу пробовали смесь растительного масла, нарезанных овощей, листьев и.. свинца. Это можно считать первым историческим свидетельством существования композитных смазочных материалов.
Примерно сто лет спустя греки уже использовали свои штандарты для смазки колесниц во время олимпийских соревнований. Как мы помним, греки немного помешаны на оливковом масле, да. Они смешивали его с чем угодно и мазали все, что могли: колесницы, еду, ворота, самих себя... Хитрые были люди.
Последняя тема, которую я хочу упомянуть о древнем мире, — это римляне. Как и греки, они активно используют в качестве основы оливковое масло, но для более сложных продуктов. Как известно, греки много натворили, и римляне много натворили. Ну посмотрите на этих греков. Так, греки обнаружили первые описания подшипников и прототипы, а сами римляне открыли первые рабочие шариковые и роликовые подшипники и подобрали для них специальные смазочные составы. Они используют оливковое масло, которое смешивают с солями кальция для достижения желаемой вязкости. И, по некоторым данным, смешанный с пчелиным воском. Еще несколько примеров — деготь и мыло, но из-за нехватки времени я не буду обсуждать их подробно.
Здесь самое время немного отвлечься на тему классификации смазочных материалов. Как видите, люди инстинктивно используют в качестве смазки все, что кажется немного жирным. Поэтому в зависимости от происхождения масла подразделяют на минеральные, растительные, животные и синтетические. В большинстве случаев растительные масла в обычных условиях являются жидкими и требуют дальнейшего загущения, а животные масла, наоборот, более твердые. Исключения составляют какао-масло и рыбий жир.
В соответствии с этим мы можем даже классифицировать известные нам древние смазочные масла по этой классификации: асфальт — минеральное смазочное масло, оливковое масло — растительное, сало и жир — животные масла, а синтетических приходится ждать.
Скользя сквозь время. Темные века
А теперь давайте быстренько оглянемся на Темные века: хоть историки и обиделись на меня, ничего интересного по смазочным материалам я не нашел. Сам способ смазки с древнейших времен не изменился, но используемые материалы иные, а именно сами растения и животные, пропитанные жиром. Например, в Северной Европе растительные смазки практически не используются, зато активно используются жиры морских животных. Это вещество загущают глиной или известью для получения необходимой вязкости и используют для смазки подшипников, осей и механизмов открывания ворот на мельницах.
В это время также стоит отметить викингов. Ну, в этом участвуют все. Конечно, они не могут использовать рыбий жир, как нормальные люди, они используют китовый жир. На Руси его называют ворванью. Запомните этот восхитительный момент истории, ведь мы снова встретимся с китами. Северные народы использовали китовый жир для смазки валов корабельных рулей и шарнирных опор парусов. Я не буду распространять этот миф, но, по-видимому, они также могли использовать ворвань в качестве широко разрекламированного «гасителя нефтяных волн», как они позже сделали с нефтью, но я, конечно, этого не знаю, просто как историю.
Раздражающее слайд-шоу
Обратимся теперь, наконец, к более конкретным и интересным вещам, которые начинаются, как обычно, с эпохи Возрождения. К тому времени, как известно, животные жиры и вообще любые примитивные маслянистые соединения были легко доступны, и мы вспомнили о своем интуитивном стремлении к смазке. Но теоретической базы вообще нет. Все осуществляется по железному закону «сначала плюнь, когда папа скажет, потом вставь». Первый шаг (точнее, первый шаг, как мы его знаем) к тому, чтобы наконец начать работу над этим материалом, был сделан Леонардо да Винчи, человеком многих талантов и ажиотажа.
Леонардо да Винчи пришел к выводу, что трение между двумя скользящими объектами эквивалентно нагрузке, сжимающей эти объекты. Удивительно, но это не зависит от площади контакта между ними (технари, молчите! Мы рассматриваем самый простой случай). Позже Гийом Амонтон вспомнил о своей работе и выразил ее в терминах трех фундаментальных законов трения (Кулон остался там, но дело не в этом).
Так где бы был Леонардо без своего механизма? В целом Леонардо стоит выделить, потому что он не чурался собирать вещи руками и не рассматривал трение как неприятный побочный эффект несовершенного мира (как у Ньютона). Он просто изучал это, проводил эксперименты.
Теперь те из вас, кто был травмирован школьными уроками механики, поймут, о чем мы говорим. Эти знаменитые изображения деревянных брусков, которые тянут по столам для определения коэффициента трения, были найдены даже в дневниках Леонардо да Винчи. Еще до того, как это стало мейнстримом, он волочил ноги по столу и задавал стандарты вопросов ЕГЭ.
Если отбросить смех, Леонардо да Винчи сделал много заметок о трении в целом и о способах его уменьшения. Он также описал первую теоретическую концепцию использования смазочных материалов между движущимися поверхностями: он предположил, что масло покрывает поверхности деталей, заполняя неровности и тем самым «сглаживая» контакт. Это уже не совсем верно для современных смазочных материалов, но в целом это очень верная теория.
DaVinci создал полноценную систему, которая независимо смазывает оси и подшипники. В своих экспериментах он использовал животный жир и опиумное масло.
короче говоря, этот человек стал настолько хорош, что его записали первым трибологом. Вы понимаете науку? трибология? Честно говоря, когда я впервые услышал это слово, я немного растерялся. В принципе, это слово может указывать на ваше отклонение, так как слово «триббинг» имеет один и тот же корень на популярных черно-оранжевых сайтах, что дает очень интересные результаты
(Пожалуйста, не ищите в Google в общественных местах)
ну, по существу: трибология – от слова триб – трение, логос – наука. Официально это слово появилось в Великобритании только в 1966 году благодаря ученому Питеру Йойцу, который ввел его в Оксфордский словарь, а затем и в другие языки.
Трибология – междисциплинарная наука. Основное направление ее исследований — взаимодействие поверхностей, находящихся в относительном движении, и последствия этого взаимодействия. Поэтому она изучает как физические свойства поверхности, так и химические свойства смазки и наоборот. Короче говоря, это перекрестная наука. Что-то очень модное в последние десятилетия. Таким образом, триболог – это человек, изучающий науку о трении, износе и смазке. Здесь все очень логично, поскольку трение вызывает износ, уменьшить который можно с помощью смазочных материалов.
Мой любимый повседневный пример — утреннее бритье мужчины. Две поверхности – лезвие и кожа – взаимодействуют. Основные исследования в этой области направлены на снижение износа лопаток и тем самым продление срока их службы. И уменьшите трение, чтобы избежать дискомфорта при бритье. Уменьшаем трение, используя в качестве смазки пену или гель. Это простой пример трибологической системы.
Итак, мы обнаруживаем, что о смазочных материалах есть своя (ну почти) наука, а ее основоположником считается Леонардо да Винчи. Он был первым человеком, который не пробовал играть с кубиками и записывать свои наблюдения. На этом первая часть о битуме, оливках и китах закончена.
Скользя сквозь время. Новое время
Теперь мы отойдем от науки и вернемся к исторической перспективе. Фактически в какой-то момент существующие смазочные композиции перестают отвечать необходимым требованиям. Что может пойти не так? Промышленная революция началась.
Первые колокола прозвенели с самого начала, когда деревянные части машин стали заменять металлическими из-за их большей прочности. Это существенно меняет условия работы смазки: теперь механизмы работают при больших нагрузках, быстрее двигаются и в большей степени нагреваются. При этом смазочный материал остается неизменным, так как известно, что натуральные масла имеют свойство окисляться при высоких температурах или непосредственно разлагаться после длительного использования.
Затем появился паровой двигатель, затем станок, а затем началось массовое горение. В первых паровых машинах в смазке нуждались подшипники качения, втулки маховика, нужно было срочно что-то изобретать, но было одно «но»: ничего :)
В целом процесс создания первых «смазочных составов» (очень претенциозное название соответствующей им каши) сводился к смешиванию различных веществ с одинаковыми животными и растительными маслами.
Некоторые добавки, или добавки, как их можно назвать сегодня, вполне разумны. Например, соли квасцов или кальция загущают масло и усиливают его «сцепление» с металлами, и их используют до сих пор. Однако некоторые рецепты больше напоминают ингредиенты зелий средневековых алхимиков. Например, в таблице выше перечислены ингредиенты запатентованной смазки англичанина Джозефа Долана. Там был лавр, плющ, ртутная соль, китовый жир, белый перец (зачем нужен был перец, кто знает) и т д.
Глядя на все это извращение, было очевидно, что это тупик и нужно что-то еще и нашел решение. Началась эпоха вымирания китов 👍
Как уже говорилось, китовый жир известен с древних времен, но с появлением масляных ламп он стал незаменим в повседневной жизни. Кроме того, ворвань использовалась в фарах шахтеров, системах освещения маяков и стала стандартной смазкой для оружия, часов, швейных машин и пишущих машинок. Конечно, это катастрофа для китов и их жира. Его главное преимущество – термостойкость – ключевой параметр для других смазочных материалов.
Китовый жир использовался в большей части оборудования промышленной революции. Чтобы дать вам представление о том, как мы в последнее время отошли от этого материала: первые жидкости для автоматических трансмиссий были основаны на китовом жире и были заменены синтетическими маслами только в конце 1960-х годов. Еще дольше китовый жир использовался в качестве трудноочищаемой смазки для уплотнений гребных валов советских подводных лодок, в том числе атомных. Его синтетическая замена была создана только в конце восьмидесятых годов.
Что ж, одна из самых загадочных историй об использовании китового жира — это история Хаббла и Вояджера, в которой НАСА якобы использовало китовый жир, несмотря на то, что его использование запрещено законом. Непонятно, что реально, а что миф, у НАСА большой скандал с теоретиками заговора, об этом даже сняли документальный фильм, но использование натуральных смазочных материалов в космосе все равно может оказаться большой проблемой.
Я сейчас немного перенесу дату, но это просто для того, чтобы показать, что смазочные материалы на основе китового жира существуют уже очень, очень долгое время после индустриализации. Однако, несмотря на то, что он появился на рынке XIX века, его модернизированная замена уже находится в стадии разработки. Нефть наконец переживает момент славы.
В принципе, в настоящее время предпринимаются попытки использовать масло в качестве смазки. Первый пример — фабрика в Пенсильвании. В 1845 году владелец фабрики начал смешивать сырую нефть с китовым жиром, чтобы снизить затраты и улучшить характеристики смазочных материалов. Он использовал ее для смазки шпинделей машин и продолжал тайно использовать эту смесь в течение десяти лет.
Но для счастья все же не хватает одного: нормальной переработки. Черное липкое вещество вряд ли вызывает сильное желание смазать им детали. Но когда научились его чистить, произошло чудо и случился нефтяной бум. К сожалению, мне совершенно некогда рассказывать о том, как мы научились получать рафинированную нефть, это огромный отдельный пласт истории, который нам не совсем интересен в контексте смазочных материалов. Так что поверьте мне на слово, через 20 лет после того, как в стандартные смазочные материалы были добавлены первые масляные присадки, появились первые смазки на основе самого масла, и китовый жир, слава Богу, был заменен в лампах керосином. Да вовсе не потому, что киты начали исчезать.
Короче говоря, прорыв случился! Теперь на рынке появляются первые минеральные масла, необходимые для промышленности. На фото ниже Джон Эллис, отец коммерческих минеральных смазочных материалов. По сути, он изначально был американским врачом, но ему пришла в голову идея высоковязких смазок для паровых двигателей. Он основал компанию непрерывной нефтепереработки в США и год спустя разработал цилиндрическое масло на нефтяной основе, которое назвал Valvoline или валволин — производное от слова клапан, клапан. Качество этого масла было настолько хорошим, что 50 лет спустя Valvoline стало первым маслом, рекомендованным Ford Motor Company для использования в Ford Model T.
Сразу отметим дату появления первого синтетического масла и еще один очень важный момент. В 1877 году Чарльз Фридель и Джеймс Крафтс смогли собрать в лаборатории первое искусственное масло, подобное Лего, такого же или даже более высокого качества, чем минеральное масло. В то время ей не было уделено того внимания, которого она заслуживала, но всего 100 лет спустя синтетическая вода объявила войну минеральной воде, а сейчас все внимание сосредоточено на натуральных маслах.
Короче говоря, если где-то до 17 века мы снимали растительные и животные жиры, а нашими планирующими друзьями стали киты, то к середине 19 века произошла нефтяная революция, дошедшая до того, что повернуть назад стало невозможно. Теперь принцип «плюй и притыкайся» больше не работает. Качество смазки начинает иметь значение, и это хорошо.
Теперь немного отойдём в сторону и поработаем над материалом. Как вы помните, мы остановились на том, что Леонардо да Винчи и его последователи изучали законы трения. Они сосредотачиваются на повседневных вещах, которые другие ученые сочли бы просто неприятными. Следующий учёный опустился, так сказать, на «более низкий» уровень. Я начал смотреть непосредственно на смазку и ее поведение, а не на само трение.
Познакомьтесь с профессором Осборном Рейнольдсом. Ирландский инженер и физик. Те, кто связан с авиацией, возможно, знают это название по числу Рейнольдса — безразмерной величине, характеризующей течение газов и жидкостей, а именно их переход между ламинарным спокойным течением и хаотичным турбулентным течением. Рейнольдс интересен нам еще и тем, что он опубликовал в 1886 году статью с очень длинным заголовком, и я не смог ее прочитать, посмотрите на картинку. Кстати, эту статью я неожиданно нашел в виде статьи об озоне, чтобы оценить уровень нашего российского интернет-маркетинга.
Фактически в этой статье Рейнольдс впервые рассматривал смазку как отдельный объект исследования. На основе уравнений Навье-Стокса (возможно, они известны вам как одна из 7 нерешаемых математических задач века) он сформулировал уравнение Рейнольдса, которое вы можете увидеть на слайде. Я прекрасно понимаю, что сейчас из-за этого слайда половина людей выйдет на перекур и больше не вернется (читатели закроют длинный пост), но все же поясню.
Помните, как Леонардо да Винчи предположил, что смазочные материалы сглаживают шероховатости материала, заполняя его неровности? И, как и окантовка, защищает поверхность детали. Рейнольдс показывает в этой ерунде, что мы можем сделать кое-что еще более крутое: мы можем удерживать смазку под некоторым давлением между деталями, создавая плотную жидкую подушку между валом и подшипниками. Тонкий слой масла будет поддерживать валы и предотвращать их прямой контакт.
Эта статья по существу заложила основу гидродинамической теории смазки. Стоит отметить, что в нашей литературе основоположником этой теории считается русский учёный Петров, но их расчёты, скорее всего, проводились независимо друг от друга.
Наконец, что касается окончательных разъяснений по поводу поставок, я вам скажу сегодня и больше не буду вас мучить. Оказывается, теперь мы понимаем два разных принципа смазки. Первый – когда поверхности соприкасаются друг с другом и изнашиваются, но за счет смазки изнашиваются менее сильно. Второй – когда между деталями имеется достаточно толстый слой смазки, которая из-за слабой сжимаемости раздвигает поверхности, не давая им соприкасаться. Во втором случае трение представляет собой преимущественно внутреннее трение масляного слоя. Осталось только как-то систематизировать эти схемы смазки, и вот пришло время третьего героя нашей лекции.
Ричард Стрибек. Немецкий инженер и профессор университета. В начале 20 века он провел масштабные эксперименты по изучению смазываемых подшипников.
Таким образом, при различных рабочих скоростях, частичных нагрузках и различных смазочных материалах коэффициент трения образует на графике красивую кривую, на которой четко видны различные области. Это наблюдение привело к разработке одной из самых доступных и известных диаграмм в области трибологии — кривой Гелси-Стрибека. Мы обычно для краткости называем ее кривой Стрибека.
Давайте вернемся немного назад. Вертикальная линия показывает коэффициент трения, а горизонтальная линия показывает вязкость, умноженную на скорость потока, деленную на нагрузку. Нулевая точка соответствует сухому трению, то есть трению нормально несмазанной поверхности. Например, в этом режиме работают тормозные колодки автомобиля.
Тогда зона 1 является граничной зоной смазки. Что сказал Леонардо да Винчи: Поверхности соприкасаются друг с другом, и шероховатости — ну, различные неровности и неровности — по размеру больше, чем толщина смазки. В этом режиме работают стенки цилиндров и поршневые кольца в двигателе внутреннего сгорания или автомобильная шина скользит по льду, где смазкой является тонкая пленка воды.
Эта крайняя зона — Зона 3 — и есть наша гидродинамическая смазка, где поверхность полностью отделена слоем масла, причем толщина этого слоя значительно превышает шероховатость детали. В этом режиме смазки работают подшипники скольжения коленчатого вала.
Ну а единственная разница между ними — это переходный режим смазки, так называемый гибридный. Основным параметром является размер смазочного слоя, примерно равный шероховатости. Короче говоря, этот режим – ни рыба, ни мясо.
Особым случаем гидродинамической смазки является пневматический режим смазки, например, в турбине стоматологической бормашины, где в качестве смазки выступает газ.
Кривая Штрибека — это базовая трибологическая концепция, которая интуитивно представляет переход от граничной смазки к смешанной смазке и, наконец, к гидродинамической смазке при изменении толщины смазочной пленки и скорости. Эта кривая стала очень полезным инструментом в машиностроении и машиностроении для выбора подходящих смазочных материалов и впоследствии установила стандарты во всем мире.
Так что, ребята, я не буду вас больше мучить этим, мне просто очень интересно все это читать, поэтому я выливаю вам много.. много смазки.
извини. Давайте расслабимся и посмотрим на реальный пример. Помните рейс 261? Там тупые менеджеры не увидели необходимости постоянно смазывать винтовой механизм стабилизатора и тупо давать ему высохнуть. Но, вообще говоря, сделать это невозможно. У Стоукса был момент ага, и он спасся. А вот немного противоположный пример, где, возможно, они зашли слишком далеко.
Результаты своих исследований Стрибек опубликовал в 1902 году. 27 июня 1904 года через реку Изар в Германии обрушился большой двухпролетный каменный мост. Он состоит из двух трехшарнирных арок, как показано на рисунке ниже, при этом вес моста переносится на бетонные колонны, на которых он фактически опирается через эти шарниры.
Значит, в 7 утра 27 июня, без объявления войны, эти петли начали извиваться. Сначала было 12 мм, потом 19 пунктов. К 13.25 в какой-то момент они соскользнули полностью: вся арка просела на 35 сантиметров, а сами петли вбились в гранитную облицовку колонн, частично разрушив сам пролет. Слава Богу, источники сообщили, что никто не пострадал.
что случилось? Одно предложение. Немецкий. Проблема заключалась в том, что инженеры считали коррозию самой серьезной проблемой стальных петель и настолько боялись ее, что настолько тщательно чистили и полировали петли, что чрезмерно снижали коэффициент трения. Тогда очень ответственный и умный человек предложил дополнительно смазать их стеролами. Этот побочный продукт животного жира также используется в качестве смазки. Короче говоря, мост тупо соскользнул с опор из-за этой смазанной шарнирной системы. Это как бы обратный пример: слишком хорошо – не хорошо, говорят, и, кстати, это правило распространяется и на подшипники и другие механизмы. Ведь многие системы оснащены защитой от потери смазки, благодаря чему излишки не вытекают, а загружаются без необходимости. Хорошо, пойдем дальше.
Аааа, я потихоньку заканчиваю.
Видите ли, на заре смазочных материалов в первом мире это уже не было большой проблемой — они тестировали, исследовали и изобретали новые ингредиенты и присадки, как обычно. На основе научных работ, в том числе Штрибека, разрабатываются первые стандарты нефти. Затем он будет доработан в современном стандарте API – Американском нефтяном институте.
Смазочные материалы нужны повсюду, потому что повсюду технологии, подшипники, валы, цилиндры и.. самые сумасшедшие скорости. Особенно для автомобилей и самолетов. Появляется большое количество брендов. Например, самым известным на тот момент был Кастрол. Это слово стало почти нарицательным. Castrol является прорывным маслом, потому что его ученые заметили одну вещь: когда вы добавляете небольшое количество касторового масла (растительного масла) в минеральную смазку, она становится достаточно густой и стабильной, чтобы работать при высоких температурах. Следующая работа. В то же время оно остается достаточно жидким для дозаправки при холодном запуске.
Кстати, есть интересная история об использовании касторового масла в качестве смазки во время Первой мировой войны. В то время в вновь разрабатываемой военной авиации использовался полностью нефтедобывающий роторный двигатель с объёмом впрыска топлива более 2 литров в час во время работы. Они используют дешевое касторовое масло, потому что минеральное масло не является широко доступным. В отличие от минеральной воды, которая не подвергалась специальной модификации, касторовое масло не смешивается с бензином, поэтому его свойства сохраняются при сгорании топлива.
Однако вот что очень интересно… Знаете ли вы, какие самые известные свойства касторового масла? Не в плане технологий, а в плане быта? Ну вы поняли, да :) Короче говоря, двигатель, расположенный прямо перед пилотом, производит масло через выпускной клапан, прямо ему в лицо. Пилот, конечно, мог бы протереть очки стильным шарфом, но часть этого масляного тумана все равно попадала бы ему в рот и была бы проглочена. Это оказывает.. слабительный эффект.
По мнению канадского пилота Дункана Белла-Ирвина, решение этой напасти — выпить перед взлетом несколько стаканов бренди.
Но я должен повторить, та эпоха была эпохой победы нефтепродуктов. Они процветали между двумя мировыми войнами, доминировали в мире во время Второй мировой войны и впоследствии продолжали расти вместе с нефтяной промышленностью. Однако…
Последняя мысль: я выпью пива.
Нефть есть нефть, но ее конкурент, синтетическая нефть, появился тихо и незаметно. Как уже говорилось, уже в 1877 году удалось создать синтетическое масло, и, несмотря на триумф минеральной воды на рынке, у ученых всегда была одна фиксированная идея – сделать синтетическое масло достаточно дешевым. Ведь что это дает? Минеральная вода содержит различные неприятные природные примеси, которые не исчезают полностью даже после дистилляции, и это тот случай, когда минеральная вода склонна к горению при высоких нагрузках и температурах. Во-вторых, для синтетики наличие нефти не имело значения, а ко Второй мировой войне не все имели дело с нефтью, потому что синтетика производилась с нуля в лабораториях.
Такая ситуация произошла в Германии, но их ученые немного опоздали с войной, прежде чем синтетические смазочные материалы стали широко доступны во время Второй мировой войны. Но впоследствии это стало необходимостью для вновь созданной реактивной авиации. Авиация — вещь деликатная, а новые двигатели делают ее еще более чувствительной областью. Здесь буквально пришло на помощь синтетическое масло; долгое время синтетическое масло было отличительной чертой самолетов.
Поэтому пилоты не дураки. Они заметили, что в самолете много масла, так почему же его не украли? Совсем немного, слейте отходы и выбросьте их в машину. Это один из таких корифеев — командир эскадрильи воздушной гвардии Миннесоты Аль Аматузио. Нас интересует то, что он не только вводил синтетические материалы в автомобили, но и исследовал их, чтобы впоследствии адаптировать к автомобильному рынку. Затем я выпустил Amsoil, первую коммерческую 100% синтетическую смазку. (Амзор).
Война началась.
Соперничество минерального и синтетического масел известно давно, например, соревнование Яндекса и Google, Apple и Samsung, Бэтмена и Супермена и т д. Перестаньте меня приставать, я превысил грань приличия. Скажу только, что война закончилась миром, а именно популярностью гибридов – полусинтетики. Аль Аматуццио был занесен во Всемирный зал славы смазочных материалов в 1994 году (как бы странно это ни звучало).
Сегодня чисто синтетические масла используются редко из-за их высокой стоимости и в основном используются в авиации, профессиональном автоспорте и автомобилях класса люкс. Конец истории.
Скользя сквозь время. Итоги
Ааа, позвольте мне подвести итоги или что-то в этом роде.
Исторические результаты: В общих чертах мы перешли от использования растительных и животных масел к использованию нефтяных и искусственных масел. Отметим несколько важных моментов, таких как переход на китовый жир, затем на минеральные воды, а затем открытие синтетики.
Влияние на людей: мы встречаем трех главных героев науки о смазочных материалах — Леонардо да Винчи, Рейнольдса и Стрибека. Есть и хитрые энтузиасты бизнеса.
Научные результаты: изучено несколько концепций, характеризующих науку о смазочных материалах.
К сожалению, лекцию пришлось существенно сократить, у меня не было времени рассказать ни о смазке (особенно для любителей синей советской «мази»), ни о знаменитом ВД-40 (вообще не смазка), ни шутках по поводу Самолет А350, для которого указано 30 различных цветов смазочных материалов. Зарезервировано для тех, кто особенно заинтересован в личном общении, всем спасибо~
Источники без учета Википедии:
• Трибология: история смазки и износа (Технический меморандум НАСА 101430)
• Отчет об авиационном происшествии «Потеря управления и столкновение с рейсом 261 авиакомпании Pacific Alaska Airlines»
• Дмитриев «Обрушение инженерных сооружений»
•Трибология: от древности до наших дней Жан Френ
•Технический бюллетень (часть 88-90) Проверка износа
Автор: Александр Грибоедов
Эта статья была написана для пользователей CatScience. Все в мире понятно и интересно.
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации. Мы тоже в корзине.
[Моя] Длинная статья Наука о смазочных материалах Наука История Технологии Авиационные катастрофы Наука Популярные исследования Изобретения Аэронавтика Физика Мат 25Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: В гостях у смазки.