Беспилотная авиация может стать грузовым транспортом будущего, об этом говорится в стратегии развития отрасли

Беспилотная авиация может стать будущим грузовых перевозок, говорится в стратегии промышленного развития. Но летающие беспилотные грузовики уже сегодня перевозят коммерческие грузы. Производители показали эту технику на выставке и рассказали об этом «Эксперту».

Беспилотная авиация может стать грузовым транспортом будущего, об этом говорится в стратегии развития отрасли Ш-3000 не имеет себе равных в мире по взлетной массе и грузоподъемности и сможет перевозить до одной тонны груза

Прошлой осенью сенсацией прозвучала новость о регулярном движении беспилотных грузовых вертолетов в Сибири и Арктике. Сейчас это уже обычное дело. Развитие беспилотного грузового воздушного транспорта включено в Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года; Количество регионов, в которых установлен пилотный режим для летающих грузовиков, увеличилось до шести, еще семь регионов подали заявки на услугу и ждут своей очереди.

Aeromax стала пионером в производстве и эксплуатации беспилотных летающих грузовиков. Менее чем за 9 месяцев с момента, когда дроны были допущены к коммерческим полетам, специалисты компании усовершенствовали транспортную технику и создали две новые модели беспилотных вертолетов. Они представлены на XVI Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2023, которая открылась 18 мая. Новинки компании — водородный беспилотный вертолет (топливом для него является вода) SH-750H2 и самый большой в мире грузовой дрон SH-3000. Кроме того, на выставке представлен многоцелевой беспилотный вертолет холдинга «Вертолеты России», предназначенный для геодезии или перевозки грузов массой до 30 кг. Но он еще не эксплуатируется, только проходит летные испытания в Башкортостане.

Генеральный директор «Аэромакс» Андрей Шевченко рассказал «Эксперту» о работе летающих грузовиков, которые уже используются для реального транспорта или готовятся к их запуску.

«На данный момент шесть Ш-450 находятся в постоянной эксплуатации, еще 7 машин находятся в резерве и проходят регламентные работы», — сказал глава предприятия. - Количество груза, перевозимого этим вертолетом, зависит от заказчика и расстояния. Если длинная рука означает меньше груза, если она короткая, добавляется меньше топлива и можно загрузить больше груза. Когда мы перейдем на гибридные водородные двигатели, полезная нагрузка больше не будет зависеть от топлива, а запас хода увеличится».

Компания предоставляет авиаперевозки в основном в интересах «Почты России» и «Газпромнефть-Снабжения», которым необходимо обслуживать сотрудников на удаленных месторождениях в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Почта обычно просит отправить 20-40 кг груза на расстояние до 100 км в одну сторону. Полет осуществляется в обе стороны без дозаправки. Если расстояние короче, можно перевезти 70 кг, а максимальная полезная нагрузка составляет один центнер.

Крейсерская скорость Ш-450 — 90 км/ч, но можно разогнаться и до 150, если не экономить топливо. Высота полета — от 50 до 3500 метров, максимальная продолжительность полета — шесть часов, а для взлета и посадки требуется площадка размером 20 на 20 метров. Дрон, в отличие от многих пилотируемых аппаратов, не боится плохой видимости, работает при любой погоде, за исключением порывов ветра более 10 метров в секунду при взлете и посадке.

Транспорт по-прежнему дорогой — более ста тысяч рублей за летный час. А вот потребители коммерческих услуг утроятся. Такая доставка осуществляется быстро: в случае крайней необходимости ее можно согласовать с Росавиацией всего за три часа. Но чаще покупателя привлекает регулярность. Posten, например, не может позволить себе регулярные пилотируемые полеты или доставку на снегоходах в отдаленные районы. А беспилотные вертолеты могут летать по заранее утвержденному маршруту хоть ежедневно, хоть два-три раза в день.

«Стоимость летного часа включает в себя стоимость машины и заработную плату обслуживающего ее персонала», — поясняет генеральный директор. - Стоимость неизбежно будет снижаться по мере роста количества рейсов и количества автомобилей.

Обратите внимание: История развития сварки.

К 2030 году наша компания планирует произвести около 1500 автомобилей».

Сейчас готовится к промышленной эксплуатации новая модель Ш-750. Полезная нагрузка уже до 300 кг. А на модификации Ш-750Н2 полезная нагрузка уже не будет зависеть от дальности полета, так как она оснащена не двигателем внутреннего сгорания, а гибридной установкой с водородным топливным элементом и электродвигателем.

«Никто в мире еще не пытался использовать водородные технологии для вертолетов, хотя они уже освоены в автомобилестроении и доказали свою надежность», — говорит Андрей Шевченко. "На водородном элементе наш вертолет должен пролететь 500-600 км при любой разрешенной нагрузке».

Поскольку не все знают, что такое водородный топливный элемент, специалист провел небольшой ликбез. Самолет на водороде был создан еще во времена Советского Союза и назывался Ту-155. Это аналог Ту-154, использовавший в качестве топлива жидкий водород. Та технология, как говорится, не сработала.

«У нас совсем другая система, — объясняет Андрей Шевченко. «Водородный топливный элемент преобразует энергию химической реакции в электрическую энергию, потребляя которую электродвигатель обеспечивает тягу винта».

Сенсацией выставки стал самый тяжелый в мире летающий дрон SH-3000. Его максимальная взлетная масса составляет 3600 кг, а груз с контейнером может пройти в носовой отсек, где размещается груз. Специфика этого вертолета в том, что он имеет противообледенительную систему. Таким образом, самолет не требует специальной обработки перед взлетом в условиях Крайнего Севера.

Для людей, которые хотят воспользоваться такими летающими грузовиками, есть две новости: плохая и хорошая. Во-первых, купить такой автомобиль пока невозможно. А во-вторых, практически любой желающий может воспользоваться их услугами в тех регионах, где экспериментальный правовой режим разрешает авиасообщение.

«Мы — компания полного цикла, — объясняет генеральный директор. — Мы проектируем вертолет, производим его, испытываем и оказываем услуги коммерческой доставки. Покупать вертолет частному лицу нет смысла: он должен иметь базу для обслуживания, получать разрешения на эксплуатацию и полеты, содержать штат. Конечно, мы можем сделать и продать вертолет кому угодно, но он просто будет стоять на месте. К нам проще обратиться и сказать, что вам нужно перевезти груз из точки А в точку Б. Мы предоставим эту услугу. Это упрощает и удешевляет работу для заказчика».

Следует помнить, что любой дрон с серьезной массой подвергается повышенной опасности для идущих по земле. Поэтому законодательство сейчас таково, что во всех вопросах, касающихся самолетов с взлетной массой более 30 кг, получить услугу проще, чем владеть ими. Управлять такими машинами могут только профессионалы. Неслучайно к 2030 году, когда беспилотники будут летать повсюду, Россия планирует обучить их обслуживанию и управлению не менее 180 тысяч специалистов.

Грузовой дрон не управляется джойстиком, как квадрокоптер. Он находится под программным управлением, где заранее определяются нюансы согласованного с властями маршрута. За полетом следит оператор, он может вмешаться в полет, организовать посадку в новом месте, если в запланированном месте произошло что-то непредвиденное, но такой необходимости пока не возникло.

Больше интересных статей здесь: Технологии.

Источник статьи: Беспилотная авиация может стать грузовым транспортом будущего, об этом говорится в стратегии развития отрасли.