КАМАЗ и Росатом готовятся представить прототип электромобиля «Атом». Но пока кажется, что пока автомобиль будет интересен в основном государственным структурам.
Генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин перед началом XVII съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в Московском международном Доме музыки.Прототип российского электромобиля «Атом», производимый совместно ПАО «КАМАЗ» и Госкорпорацией «Росатом», может быть продемонстрирован широкой аудитории уже в мае 2023 года в рамках форума «Казанский саммит». Об этом накануне на съезде РСПП рассказал генеральный директор завода-изготовителя грузовиков Сергей Когогин.
Ранее сообщалось, что прототип должен был использоваться для проверки функциональности интерфейса машины. При этом, по словам Сергея Когогина, новый автомобиль может поступить в продажу уже в 2024-2025 годах. Отечественные эксперты считают, что электромобиль действительно может быть востребован. Особенно на госслужбе.
Одной рекламы будет недостаточно
«Участие КАМАЗа говорит в пользу потенциального успеха электромобиля «Атом». Это сильный бренд, известный своими традициями производства качественных автомобилей. Поэтому будет логично, если продвижение новинки будет основываться на на этом.Ключевым препятствием для успешного запуска российского электромобиля будет, конечно же, неразвитая инфраструктура.Если в Москве и Санкт-Петербурге зарядные станции уже появились, но в недостаточном количестве, то в других регионах и на федеральных трассах. Соответственно, процесс продвижения идеи использования электромобилей и развитие инфраструктуры идут параллельно. В противном случае реального спроса не будет», — отметил вице-президент КРОС Константин Панарин агентство, руководитель направления Автобизнес, в комментарии «Эксперту.
По его мнению, простой информационной кампании в этом случае будет недостаточно: опыт других стран показывает, что для ускорения распространения электромобилей необходимы финансовые стимулы со стороны государства. Например, квоты на бесплатную парковку, налоговые льготы. И как раз в дополнение к ним должна быть запущена коммуникационная кампания о пользе электромобилей для окружающей среды.
«Демонстрация прототипа — это скорее имиджевая кампания и проверка интереса. Вполне вероятно, что до запуска самой производственной линии пройдет достаточно времени, чтобы инфраструктура стала более развитой, а потребитель заинтересовался покупкой электромобиля», — предположил Константин Панарин.
Интерес к электроавтомобилям пока нестабилен
«В первую очередь следует отметить, что направлением электромобилей в настоящее время занимается не головное ПАО «КАМАЗ», а специально созданное в 2021 году Набережночелнинское АО «Кама», которое в настоящее время работает над двумя проектами по электромобилям.: Кама-2 и Атом". Информация об этих проектах в открытом доступе крайне скудна. Заводских фотографий, по крайней мере, эскизов, не говоря уже о реальных фотографиях, этих моделей нет. Официально заявленные технические характеристики также отсутствуют. На сайте АО «Кама» указано, что новые разработки и продукты будут анонсированы «в ближайшее время». На этом фоне сказать что-то конкретное об этих электрокарах сейчас невозможно. Тем интереснее предстоящее шоу в Казани, обещанное руководством ПАО «Камаз», — напомнил Дмитрий Тарасов, заведующий лабораторией AXELOT «Цифровые технологии в логистике» кафедры логистики и маркетинга Финансового университета, Эксперт.
Пока сложно говорить о потенциальной популярности новой марки, а также о том, будет ли тот же «Москвич» легковым электромобилем, уверен эксперт.
Обратите внимание: К концу года на специально оборудованном комплексе в Нижнем Новгороде появится полный прототип будущего термоядерного реактора.
В целом в настоящее время наблюдается глобальная тенденция резкого снижения интереса к электромобилям среди рядовых покупателей.- Причиной тому глобальные экономические и геополитические изменения, когда становится невыгодно создавать новые и обслуживать существующие зарядные станции. В битве за дорожающие энергоносители западные страны постепенно отказываются от поддержки обеспечения электроэнергией зарядной инфраструктуры в целях экономии средств. На этом фоне спрос на электромобили начал снижаться. Это если речь идет о возможном экспорте наших электромобилей в страны Европы. В России сегодня другая проблема – спрос на электромобили находится на «мизерном» уровне. Причиной этого является отсутствие подходящей глобальной инфраструктуры для обслуживания электромобилей в стране. За исключением точечных зарядных станций в нескольких мегаполисах, у нас пока не созданы условия для комфортной, экономичной и безопасной эксплуатации и ремонта электромобилей. Похожая история была и с отечественными электробусами: несмотря на создание ряда образцов в 2011-2016 годах, ни один из них не был запущен в серию из-за отсутствия должной инфраструктуры. В свете вышеизложенного говорить о спросе на электромобили пока очень сложно», — сказал Дмитрий Тарасов.
очевидно, построенный прототип «Кама-1» послужил площадкой для отработки концепции и технологий. "Создаются дополнительные проекты, учитывающие опыт, полученный при работе над "пилотом", это нормальная практика, поэтому вряд ли есть смысл полагать, что "Кама-1" в исходном виде получит "второе дыхание" А вот будет ли обещанная новинка "Атом" логическим развитием "Камы-1", или это будет совсем другая машина, то же самое касается и "Каме-2", - осталось дождаться показа и мы получит ответ на многие вопросы», — отметил эксперт.
Госучреждения могут сформировать начальный спрос
В свою очередь автомобильный эксперт Максим Пастушенко напомнил, что основная проблема таких проектов — финансирование. «Все упирается в деньги, как бы странно это ни казалось. Сделать хорошую, но дешевую качественную машину, особенно маленькую, очень дорого. Прибыльность можно обеспечить только двумя вещами - массовостью и ассоциацией. Тогда затраты автоматически уменьшатся, сказал он.
Максим Пастушенко добавил, что малолитражки в России не популярны. А следовательно, перед компаниями-создателями стоит задача найти покупателя.
"История "Атома" такова: был создан некий научный консорциум. Они привлекли к участию в этом проекте более 300 специалистов из разных стран, в том числе и США. Соответственно, даже заикались, что эта разработка будет использоваться как в Китай и в России. Кроме того, правительство Москвы также подписало проект, заявив, что готово покупать автомобили для таксомоторных компаний и каршеринга. То есть некое начальное обеспечение спроса», — добавил он.
Между тем проект Atom позиционировался как электромобиль будущего с новейшими системами передачи данных и минимумом панельных приборов. Все это наводит на мысль, что к 2024-2025 годам машину вряд ли можно будет подготовить к серийному производству, поскольку прототип не гарантирует готовности машины к серийному производству, заключил Максим Пастушенко.
Больше интересных статей здесь: Технологии.
Источник статьи: «КАМАЗ» и Росатом готовятся презентовать прототип электрокара «Атом».