Любое проявление колдовства (Sorceries), волшебства (Enchantments) или ведовства (Witchcraft) для людей эпохи Нового Времени в период ослабления влияния церкви являлось страшным и безнравственным проявлением сил зла. Ни для кого не секрет, какой резонанс в обществе возник после первых обсуждений феномена ведовства. Власть старалась оказывать сильнейшее воздействие на любое его проявление. Также представители власти проводили курс на идентификацию ведьм, как «чужих», маргинализируя их при этом и вынося за пределы общества. Государственная антиведовская политика создавала новый образ ведьмы в общественном восприятии, в котором они приобрели следующие черты – злоба, маргинальность, опасность. Представления о ведьмах обязательно нужно было подкреплять ужасающими сведениями об их испорченности.
«К первому типу тех, кого причисляют к ведьмам, относятся женщины, как правило, старые, хромые, туповатые, бледные, морщинистые, грязные, бледные, мрачные, заблуждающиеся в папистской, либо вообще не знающие никакой религии… Они — тощие и обезображенные, на их лицах постоянно лежит печать меланхолии, подвергающая в ужас всех окружающих. Они — слабоумные, ворчливые, безумные, дьявольские, и не сильно отличаются от тех, кто считается одержимым духами»
- Scot R. The Discoverie of Witchcraft… P. 7.
Тем самым автор данного памфлета (памфлет – статья обличительного содержания) позволяет читателю убедиться в неправильном образе жизни ведьмы, который она ведет. Реджинальд Скот акцентирует свое внимание на внешнем облике, не забывая при этом про внутренний мир женщины, обвинявшейся в ведовстве. По средневековому образу восприятия и мышления внутренний и внешний миры были симметричны друг другу.
Обращаясь к памфлету 1640 года, мы можем заметить, что ведьма изображена с головой свиньи, что в очередной раз доказывает, каким было мировоззрение англичан XVII века в отношении ведьм и ведовства.
Эстамп из памфлета A certain Relation of the Hog-faced Gentlewoman called Mistris Tannakin Skinker.Еще одним свидетельством представления англичан о ведьмах может послужить памфлет, написанный в 1619 году.
«Матушка, Джоанна Флауэр, была чудовищно злобной женщиной, полной богохульств, проклятий и проклятого неверия, и по любому поводу они замечали в ней явный атеизм.
Обратите внимание: Каким должен был быть 2076-й год глазами Советского Союза.
Кроме того, в последние дни само ее лицо было отчужденным, ее глаза были горящими и ввалившимися, ее речь была колкой и завистливой, ее поведение было странным и необычным, а ее беседа — замкнутой; так что весь остальной образ ее жизни вызывал большое подозрение в том, что она была пользующейся дурной славой Ведьмой»- The Wonderful Discoverie of the Witchcrafts of Margaret and Phillip Flower… P. 16.
В том случае, если ведьма была поймана и передана в суд, могли также осудить и весь ее род по женской линии, так как в общественном сознании закоренела мысль о передачи ведьмой своего «дара» по наследству. Другими словами, обвинение человека в ведовстве стигматизировало его и членов его семьи.
Стоит не забывать о том, что в те времена привлечение человека к суду рассматривалось, как нечто позорное. Преступлениями, с которыми наиболее часто имели дело в этих судах, были прелюбодеяние, сексуальные и иные преступления против морали, клевета, пьянство, сквернословие, а также другие проявления несоответствующего норме и распущенного образа жизни. Известно, что люди, привлекавшиеся к уголовной ответственности, навсегда покрывались тенью позора. Такой человек становился бесчестным в глазах общества, что влекло за собой определенные социальны ограничения в правах.
Аморальный образ ведьм был подкреплен и в отношении сексуальности ведьм. Так, например, автор памфлета 1589 года, описывая одну из подсудимых ведьм — изменил в тексте памфлета ее фамилию с «Cony» на «Cunny». По мнению М. Гибсона, слово «cunny» переводится с просторечного английского как «вагина» и в этом действии памфлетиста британская исследовательница усмотрела прием наделения персонажа «говорящей» фамилией. Далее в самом тексте памфлетист прямо характеризует Джоану как пошлую, развратную и обезображенную женщину, вырастившую по своему образу и подобию таких же дочерей.
Исследуя данную тему, можно прийти к выводу о том, что ведьмы в глазах англичан XVII века являлись отвратительными существами, подписавшими договор с дьяволом, в наказание за что были наделены различными видами увечий: социальными – отчуждение от общества; физическими – метка ведьмы и отпугивающая внешность; физиологическими – хромота, нарушение функции органов и прочее.
Эстамп из памфлета: Anon. А Most Certain, Strange, and true Discovery of а Witch. London, 1643.Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: Ведьма глазами англичан xvii века.