Влияние на экологию трубопроводов

Вся наша страна — огромная сеть трубопроводов. Каково их влияние на экологию? 

Саша Бушуев, 17 лет, Новый Уренгой Тюменской области

 

Отвечает И.И.Мазур, кандидат технических наук, заместитель министра Мин-нефтегазстроя

Давайте подумаем вместе, сможет ли сегодня цивилизованное общество обойтись без нефти и газа?

Каждое утро на кухонной плите вспыхивает голубой огонек природного газа. Таким, казалось бы, обычным комфортом повседневной жизни только в нашей стране пользуются 230 миллионов людей и сотни миллионов в странах Европы и Азии.

Нефть, газ и производимые из этого сырья продукты используем в промышленности, энергетике, транспорте, сельском хозяйстве. С помощью газа в стране вырабатывается примерно две трети цемента, почти 100 процентов стекла и огнеупоров, значительная часть электрической энергии. Хлеб выпекается в жарком пламени газовой плиты, а мука получена из зерна, выращенного с помощью азотных удобрений, основным сырьем для которых послужил тот же газ.

Газ — самый дешевый вид топлива — очень необходим для нашей развивающейся химической промышленности. Более широко он будет использоваться и на автомобильном транспорте. Многие автомобили уже работают на сжиженном газе. Выгоды от этого огромны. Газ дешевле бензина, да и самой нефти. Кроме того, как менее токсичное топливо, он позволяет продлить срок службы двигателя и сохранить чистоту воздушного бассейна.

Как видите, использование природного дешевого топлива в народном хозяйстве велико. Несомненно, в будущем появятся новые энергоносители, но газ наверняка еще долго будет занимать в нашей энергетике одно из главных мест.

Строительство трубопроводов имеет уже более чем вековую историю. В середине XIX века великий русский ученый Менделеев обосновал принципы строительства трубопроводов и доказал их преимущество перед другими видами транспорта. А талантливый русский инженер Шухов разработал проект на строительство первого нефтепровода из труб диаметром 76 миллиметров. Сооружался этот нефтепровод в окрестностях Баку, где еще в начале века была обнаружена нефть. Добывалась она очень примитивными методами — ее качали, как из колодца, и тут же продавали за границу.

«Топливный вопрос встал в центре всех остальных вопросов, — писал в 1922 году В. И. Ленин, — без него нельзя решить ни продовольственной задачи, ни военной, ни хозяйственной...» Дешевое природное топливо помогло развивающейся молодой Советской Республике. С тех пор сделано очень много. С севера на юг, с востока на запад, по всей стране пролегли сотни тысяч километров подземных дорог. Сегодня наша страна занимает ведущее место в мире по добыче нефти и первое по добыче газа.

Любой трубопровод — это крупномасштабный индустриальный комплекс. В него, кроме тысячекилометровых подземных дорог, по которым со скоростью экспресса и под большим давлением мчится взрывоопасный продукт, входят еще сотни промышленных объектов. Это компрессорные, насосные, дожимные станции, котельные, высоковольтные линии электропередачи, жилые городки и даже многосоттысячные города. Свое начало такой комплекс берет от самого сердца месторождения, а месторождений в стране сотни, только в Тюменской области за последние годы открыто более четырехсот. Потребители этого природного сырья тоже рассредоточены по всей стране. География нефтегазового комплекса — это чрезвычайно обширная сеть разбросанных по всей территории Союза искусственно созданных объектов. Их сооружение — это преодоление лесных и горных массивов, рек, озер, болот. Возьмем для примера такую мощную газотранспортную систему, как «Ямбург — западная граница». Ее протяженность более 4 тысяч километров. Строителям пришлось пройти свыше тысячи километров заболоченной местности и участков, летне-мерзлых грунтов. Трасса пересекла 795 водных преград (реки, речушки, озера), около двух тысяч километров лесных массивов и столько же пахотных земель. Выполнить такую объемную и трудоемкую работу способна только мощная строительная техника, а вторжение такой техники в любой уголок природы приводит к экологической диспропорции, нарушению флоры и фауны.

Как же влияют трубопроводы на экологическое здоровье страны? Особо опасны промысловые объекты на самих месторождениях. Загрязнение окружающей среды здесь часто связано с залповыми выбросами токсических веществ. По данным комиссии по изучению природных ресурсов при Президиуме АН СССР, в случае мощного выброса на одной из разведочных и промысловых скважин народнохозяйственный ущерб можно сопоставить лишь с последствиями планетарных стихийных бедствий.

Сам же трубопровод, какой бы протяженности он ни был, это экологически самый чистый транспорт, плюс самый дешевый. Кроме того, он должен быть герметичным. С позиций экологии вся опасность этой тысячекилометровой дороги состоит в том, что почти каждый нефтегазовый объект реально не всегда отвечает природоохранным требованиям.

Вот такой пример. Нарушение целостности почвенно-растительного покрова, особенно в северных районах, вездеходами или рытье траншеи ведет к грубому нарушению сбалансированного теплообмена. А что же тогда говорить о действующем сверхмощном нефте- или газопроводе диаметром 1420 миллиметров с внутренним давлением до 75 атмосфер и протяженностью в тысячу и более километров? Это — гигантская бомба, которая может привести к взрыву в любой точке территории, по которой проложен трубопровод. Следствие халатности и безграмотности — аварии в Башкирии и под Тобольском.

Ответственность, особая бдительность буквально каждого должны проявляться до вторжения в природные кладовые. Анализ причин происшедших аварий, выбросов, катастроф показывает их идентичность: то использованы некачественные материалы, такие, как труба, то отступление от проекта, то нарушены строгие правила эксплуатации. Вот и получается, что порождение всех экологических проблем — это безграмотность, безответственность, халатность, да еще амбиции, которые часто бывают выше разума. Как ни парадоксально, но даже в самом проекте уже закладываются те ограниченные возможности, которые просто не дают возможности максимально учесть реальные факторы взаимодействия нефтегазового комплекса с окружающей средой. Как правило, из-за вечной экономии средств никогда не проводится полных изысканий. От этого тянется ниточка недостаточного учета реальных условий, в которых предстоит эксплуатация системы.

Многие годы насаждался культ насилия над природой. Интенсивные формы развития экономики стимулировали хищническое использование природных ресурсов. Опустошение недр привело к тектоническим изменениям в земной коре. Произошли локальные землетрясения в сейсмически нетрадиционных районах Татарии, Среднем Приобье. Хотя о том, что любое нарушение законов природы непременно даст о себе знать, известно еще из школьных учебников.

Десятилетия работал лозунг; нефть, газ — любой ценой. И только сегодня гласность наглядно показала, к чему привел этот порочный стереотип хозяйствования, экономия на охране природы. Только в нашей стране установлена неоправданно низкая стоимость проектных работ — до 2 процентов от капиталовложений, в то время, как в других странах этот показатель вчетверо выше. В Канаде и США — 6—10 процентов. Примерно в пять раз ниже, чем в США, инженерно-экологические затраты на стадии строительства нефтегазовых комплексов. А ведь только из районов Западней Сибири страна получает более половины всесоюзной добычи нефти и газа. Но и самые высокие экологические потери за период «застоя» — именно в Западной Сибири.

Сегодня пессимисты утверждают: нефтегазовый объект — порождение той цивилизации, которая всегда будет находиться в антагонизме с природой. Это в корне неверно!

Наши потери вызваны неоправданно низкими затратами на охрану природы. Возьмем к примеру Аляску. На обустройство газопровода американцы вложили 7,7 миллиарда долларов, один миллиард — на охрану природы. К тому же в США еще в 70-х годах был принят федеральный закон «О политике в области окружающей среды», согласно которому предусмотрена возможность приостановки строительства, если федеральный контроль заметит, что оно ведется с отступлением от проекта и разрушает окружающую среду. У нас же подобных законов нет, все уповаем на социалистическую сознательность. Так, в 1987 году Миннефтегазстрой запланировал на природоохрану Ямала 50 миллионов рублей, а получил пять, в 1988 году в смету было заложено 150 миллионов, а дали только пятую часть.

В годы перестройки строительство нефтегазовых комплексов совпало с выходом в арктические районы, в так называемые зоны повышенного риска. И четыре года были потрачены на то, чтобы на всех инстанциях доказывать: хватит работать по старинке, пора обустраивать Север разумно и расчетливо. Варварство в природе от безнаказанности и попустительства, от проектирования без учета будущего. Экология — та ниточка, которая держит в крепком узле социально-экономические, политические, научно-технические, правовые, морально-этические и нравственные устои общества в целом и каждого человека — в частности.

Так что нет оснований для пессимизма, нет оснований считать разработку природных ресурсов врагом окружающей среды и искать альтернативу в том, чтобы запретить добычу полезных ископаемых, запретить строительство трубопроводов.

На сегодняшний день наша страна имеет около 600 тысяч километров подземных дорог, Америка почти 900 тысяч. И никто там не ставит вопрос о запрещении добычи нефти и газа, о сокращении строительства трубопроводов. Элементарно предъявляются более жесткие требования к строителям и особенно к эксплуатационникам. Ведь если не соблюдать высокой культуры строительства, технологической дисциплины, не иметь квалифицированной службы эксплуатации, оснащенной автоматизированной системой управления, диагностических приборов — избежать аварий, катастроф практически невозможно. А именно в этом отношении мы очень отстали от развитых зарубежных стран.

Так, в США, Канаде, Великобритании, ФРГ службы контроля достаточно многочисленны и — главное — оснащены различного рода приборами контроля и диагностики, которые проводятся практически непрерывно.

Специальные инспекционные поршни, оснащенные массой датчиков, пропускают внутри действующего трубопровода и определяют его положение, овальность и утончение стенок труб, очаги коррозии, дефекты металла и сварных соединений. Все эти дефекты фиксируются, и идет своевременная ликвидация аварийных мест. Сейчас в нефтегазовом комплексе нашей страны формируется подобная диагностическая служба на отечественных приборах и в кооперации с зарубежными фирмами, что позволит обеспечить надежность и безопасность работы трубопроводов.

Выход в арктические районы заставил совершенно пересмотреть отношение к Северу. Без природоохраны и жесткого контроля строить в арктических районах нельзя. Строители должны эти работы сделать опережающими, сдавать их компетентным природоохранным службам и получать разрешение на основное строительство.

Да, строительство трубопроводов влияет на экологическое здоровье страны — во все века ни одна большая стройка не обходилась без вторжения в природу, — но влияние это может стать минимальным, если наконец прекратить экономить на охране природы и до максимума повысить бдительность, а на вооружение взять такие человеческие качества, как ответственность и компетентность.