Военно-прикладная гимнастика

Военно-прикладная гимнастикаМногие государственные деятели и педагоги европейских стран уже в конце XVIII века поняли особую важность создания научно обоснованных систем физического и воинского воспитания населения. В связи с этим начали появляться национальные гимнастические системы: немецкая, шведская, чешская и многие другие. Данное веяние не обошло стороной и Францию. В част-. ности, в юношеских гимнастических батальонах, созданных в годы буржуазной революции и наполеоновских войн, зародилась так называемая «естественно-прикладная гимнастика».

После окончательного поражения Наполеона (1815 год), реставрированная монархия Бурбонов распустила все общественные организации, созданные буржуазией, в том числе и юношеские гимнастические батальоны. Но после вывода оккупационных войск (1818) правительство Бурбонов провело Целый ряд мероприятий, направленных на укрепление национальных вооруженных сил Франции. В частности, оно ввело гимнастику в армии и создало Нормальную гимнастическую гражданскую и военную школу (1819), готовившую руководителей физической подготовки для армии, пожарных команд и частных гражданских учебных заведений. От каждого такого учителя физического воспитания требовалось хорошее знание анатомии, физиологии, психологи, педагогики, музыки, пения и, разумеется, различных видов гимнастических упражнений.

По своим задачам и средствам «естественно-прикладная гимнастика» была разделена на гражданскую, военную, лечебную и сценическую (артистическую). В военный раздел гимнастики были также включены общефизические упражнения, которые педагог мог выбирать из разбитых на 15 групп всех физических упражнений. Кроме того, изучалась техника применения разнообразного оружия и методы противостояния ему как с оружием в руках, так и без него. Наконец, изучались приемы «французской борьбы». Важным дополнением ко всему этому являлось хоровое пение, обеспечивающее единообразный ритм выполнения массовых упражнений и хорошо развивающее дыхание. Содержание песен должно было пробуждать стремление к подвигам на благо государства.

Однако участие гимнастов в революции 1830 года подорвало доверие к ним правительства. Последнее прекратило ассигнования на содержание Нормальной гимнастической гражданской и военной школы, руководимой в то время испанским полковником Франциско Аморосом (1770-1848), кроме того, оно ограничило физическую подготовку в армии, распустило гражданские группы гимнастов.

Но «естественно-прикладная гимнастика» не ушла в забытье. Новый этап в ее развитии связан с трудами Демени, Триа, Эбера и других. Главным научно-методическим центром «естественно-прикладной гимнастики» стала знаменитая Жу-анвильская военно-гимнастическая школа, открытая в 1852 году по указу императора Наполеона Третьего. Фактически она продолжила традиции Нормальной гимнастической гражданской и военной школы Амороса.

Жорж Демени (1850-1917), ученый-физиолог и педагог, создал гимнастическую систему, получившую название «новая французская школа физического воспитания». На основе проведенных им исследований, Демени разработал следующие обязательные требования к физическим упражнениям:

1. Должна быть динамика физических упражнений. Следует избегать статических, неестественных положений. Скорость движений должна находиться в обратной пропорции с массой двигающихся частей тела. Так, упражнения руками нужно выполнять с большей, а ногами и корпусом с меньшей скоростью и размахом.

2. Для достижения плодотворного воздействия необходимы движения с законченной амплитудой. Нельзя искусственно, на полпути, прерывать упражнения. Если одну группу мышц напрячь до полного сокращения, тогда противоположные мышцы нужно расслабить до предела.

3. Движения всегда должны быть естественными и размашистыми, а не «отрывистыми» и «угловатыми», как в старых гимнастических системах.

4. Те мышцы, которые не участвуют в движении, в процессе выполнения упражнений должны быть полностью расслаблены.

5. При разучивании упражнений всегда нужно идти от простых к сложным, от более легких к более трудным, от известных к неизвестным.

Система Демени была рассчитана на несколько лет непрерывных занятий. Все упражнения были сгруппированы в два основных раздела. Первый раздел состоял из подготовительных упражнений (ходьба, бег, лазанье и т.д.), а второй включал в себя прикладные упражнения, в том числе приемы из различных единоборств. В качестве основных видов единоборств Демени избрал фехтование длинной палкой (шестом) и тростью (la саn), а также французский бокс. В эту же группу входили и парные упражнения с сопротивлением и элементами борьбы.

Вслед за «апостолами естественной гимнастики» Аморосом и Демени, создал свою систему офицер французского флота Жорж Эбер (1875-1957). Целью этой системы, получившей название «Естественный метод физического воспитания Эбера», ее создатель считал создание из французской городской молодежи поколения стойких и сильных офицеров. По своей сути, метод Эбера являлся модернизацией военной части «естественно-прикладной гимнастики». Все упражнения Эбер разделил на 8 групп: 1) ходьба; 2) бег; 3) прыжки; 4) лазания; 5) поднятие тяжестей; 6) метание; 7) плавание; 8) защита и нападение. Нас больше интересует восьмая группа.

Историк спорта М.Н. Лукашев, исследовавший эту тему, написал о ней следующее: «Перечисляя «жизненно необходимые упражнения», Эбер назвал знание приемов бокса и борьбы, умение пользоваться ими в случае внезапного нападения... Прикладная часть предусматривала вольные схватки по французскому боксу и двум видам борьбы. Кроме того, ученики овладевали фехтованием холодным оружием, посохом и тростью, стрельбой из револьвера и винтовки...

Французский бокс Эбер преподносил как две раздельные части: «бокс руками» и «бокс ногами». Это повлияло на оптимальное освоение комбинаций этих двух видов ударов. Довольно большим количеством приемов была представлена французская борьба. Но, вероятно, Эбер понимал не слишком уж большое боевое значение этого, в значительной степени условного, единоборства и поэтому ввел в свою систему еще один вид борьбы - бретонскую... Она начиналась с обоюдного захвата одной рукой за ворот партнера, была богата бросками с помощью ног и велась только в положении стоя. Конечно, навыки такого единоборства в реальной схватке были куда полезнее слишком условной французской борьбы».