Недавнее исследование, которое еще не прошло рецензирование, дает новую интерпретацию знаменитых наскальных рисунков железного века (helleristninger) в Норвегии и Швеции, предполагая, что почти все они были созданы четырьмя художниками.
Исследование, проведенное Аланом Крилом, профессором геологии NTNU, использует передовые методы датирования и стилистический анализ, чтобы дать новое представление о понимании этих доисторических останков.
Крилл выделяет четырех основных художников, стоящих за этими работами: Стейнн Стиккманн, Бордр Ботманн, Инги Иннриссер и Оддр Омриссер, которые разработали уникальные стили и техники. Каждая их работа оставила уникальный след, позволяющий проследить их путь и художественный вклад.
Стейнн Стиккманн считается изобретателем техники резьбы по железным гвоздям, начав свою работу на мягких породах Трёнделага в центральной Норвегии. Позже он привез свое искусство в Швецию и другие скандинавские регионы. Его резные фигурки включают стилизованные фигуры, наклоненные корабли и отпечатки обуви, все геометрические и тщательно вырезанные.
По словам Крила, для создания петроглифов Стикмен использовал железные гвозди, которые, возможно, были взяты с корабля. Его резные каменные плиты содержат руны древнего алфавита Фусак, что позволяет датировать их четвертым веком.
Вторым известным художником был Бордре Ботманн, чьи работы были сосредоточены в основном на изображениях кораблей. Хотя стиль Боузмана можно проследить до Стикмана, он жил в основном в регионе Ставангер на юго-западе Норвегии. Его корабли более реалистичны по дизайну и отражают типичные суда железного века, используемые для рыбалки и торговли.
Обратите внимание: Новое исследование может в конечном итоге подтвердить или отклонить теорию Большого взрыва.
В отличие от своего предшественника, Боузман не использовал никаких других художественных сюжетов.Третий выдающийся художник, Инги Иннриссер, известен своей разнообразной тематикой и географическим охватом. От арктических регионов Альты до восточной России Инриссер вырезал изображения оленей, лосей и северных оленей, часто украшенные замысловатыми узорами, обозначающими внутренние органы. Он также изобразил сложные темы, такие как миграция животных, охота и коллективная рыбалка. Аналитики полагают, что его работы отражают глубокую связь с исконными культурными традициями региона.
Последний художник, Оддр Омриссер, обладал натуралистическим стилем и любил накладывать изображения на существующие панели, часто создавая хаотичные композиции. На протяжении всей своей карьеры он использовал самые разные техники: от наскальных рисунков на замерзших озерах до резьбы ногтями и соскабливания лишайника, чтобы выявить цветовые контрасты. Омриссер также применил трехмерный подход к своим гравюрам, добавив глубины и детализации изображениям животных и людей.
Постоянной темой в резных работах этих художников является изображение кораблей, которые, по утверждению Крила, были предшественниками знаменитых кораблей викингов. Однако, в отличие от кораблей викингов VIII века, суда, изображенные на этих рисунках, не имеют ни мачт, ни парусов, что подтверждает их более раннее происхождение. Эта связь предполагает, что художники, возможно, путешествовали на подобных кораблях, используя остатки гвоздей для вырезания своих работ на стратегических остановках вдоль скандинавского побережья.
Исследование Крила не только бросает вызов традиционной хронологии, но и предлагает пересмотреть географическое распространение этих петроглифов и надписей. Согласно его анализу, отсутствие резьбы в некоторых регионах, таких как Финляндия или южная Норвегия, было связано не с культурными ограничениями, а, скорее, с отсутствием визитов этих художников. Более того, его исследования подчеркивают важность междисциплинарных подходов, объединяющих геологию, археологию и искусство для нового понимания прошлого.
Работа Крила открывает путь для новых исследований скандинавского наскального искусства и его связи с культурной и технологической динамикой железного века. Его гипотезы о четырех основных художниках дают основу для анализа стилистических и технических различий в надписях и их влияния на более поздние традиции, такие как рунические камни викингов.
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.