Привет всем! Я несколько лет занимаюсь изучением истории Второй Мировой войны и делюсь своими знаниями в соцсетях. Сейчас я решил выкладывать материалы и сюда, на Пикабу. Я буду публиковать материалы о каждом дне Второй Мировой войны и её основной составляющей - Великой Отечественной войне.
Вместе с текстом я прикладываю фото высокопоставленных офицеров, политиков и боевой техники. Также я публикую дословно выдержку из сводок Совинформбюро, чтобы читатель смог сравнить то, что происходило в этот день на самом деле и что официально оглашалось сводкой. Я стараюсь каждую свою публикацию улучшать. Если у кого-то есть пожелания, кто-то хотел бы, чтобы я что-то добавил, пишите в комментариях. Всё будет учтено!
На картах красными стрелками обозначены основные удары советских войск, чёрными немецких и их союзников, голубыми направления основных событий на других театрах военных действий, жёлтыми границы отвоёванных территорий при наступлении той или другой стороны.

Продолжим!

На харьковском направлении 2-й танковый корпус СС быстро завершил свою перегруппировку и сосредоточился на севере от вновь захваченного города в месте шестидесятикилометрового разрыва советской полосы обороны, начав выступление на Белгород. Части РККА, находившиеся здесь из-за собственных больших потерь ничего противопоставить эсесовцам не могли, поэтому отступали.
Также отошли за реку Северский Донец на восток остатки 3-й танковой армии.

На южном участке фронта командиру 8-й гвардейской авиадивизии истребителей Д. П. Галунову присвоено генеральское звание.
Дмитрий Павлович родом из Тверской области. Изначально служил в пехоте, но затем перевёлся в ВВС. Неплохо проявил себя во время Гражданской войны в Испании, благодаря чему быстро вырос по служебной лестнице. На момент начала Великой Отечественной уже командир смешанной авиадивизии, а затем ВВС 21-й и 57-й армий. Действовал на южном участке фронта. Весной 1942-го принял 217-ю истребительную авиадивизию, вскоре переименованную в 8-ю гвардейскую, которая участвовала в обороне Северного Кавказа. Летом 1943-го командир 5-го авиакорпуса, также истребительного. С ним участвовал в Курской битве и в освобождении Украинской ССР. В начале 1945-го переведён на Дальний Восток замкомандующим 12-й воздушной армии, с которой громил японские войска. С наступлением мира в строю шестнадцать лет, дослужился до должности командарма, шесть лет провёл в Китае военсоветником при формировании ВВС этой страны, участвовал в Корейской войне. После отставки перевёлся в гражданскую авиацию. Кавалер тринадцати орденов. Генерал-лейтенант. Умер в 1990-м году.

Здесь же советская морская авиация Черноморского флота впервые начала постановку мин в Керченском проливе. Видимо командование РККА запланировало на ближайшее время новое наступление и мины нужны были для того, чтобы не допустить отступления главных сил ГА "А" в Крым. Если действительно это так, то на Кубани должно сосредоточиться в ближайшее время большое количество советских войск. На отвлекающий манёвр это было не похоже, поскольку как бы на Тамани ситуация не развивалась, немцам здесь помощи ждать неоткуда.
Также это было связано с тем, что разведка выявила о начале эвакуации на оккупированный полуостров тыловых служб Вермахта, незадействованного военного имущества и трофеев, но пока парализовать воздушными ударами их транспортировку не удавалось.

В советском ВМФ сменился начальник Главного штаба. Вместо адмирала В. А. Алафузова преемником стал адмирал Г. А. Степанов.
Георгий Андреевич родом из Ленинградской области. Кадровый офицер-моряк, после революции добровольцем вступил в РККФ, вскоре начал быстро расти по служебной лестнице. В конце 1920-х непродолжительное время командовал Черноморским флотом, после чего направлен на преподавательскую должность. Осенью 1941-го возглавил Беломорскую военную флотилию, основной задачей которой стала встреча и охранение прибывавших конвоев союзников, а также оборона побережья. В марте 1943-го и на протяжении года возглавлял главный штаб ВМФ. Снят с поста за потерю трёх эсминцев в один день осенью 1943-го, понижен в звании и должности до начальника управления по подготовке личного состава. В 1948-м попал вместе с бывшим наркомом ВМФ Н. Г. Кузнецовым в опалу, после чего под мнимым предлогом якобы за разглашение гостайны получил десять лет тюремного заключения. После смерти И. В. Сталина освобождён и реабилитирован, получил работу в историческом отделе. Кавалер трёх орденов. Вице-адмирал. Умер в 1957-м году.

В СССР командующий ВВС А. А. Новиков получил воинское звание маршала авиации.
Он стал вторым после Н. Н. Воронова (артиллериста) маршалом рода войск со дня учреждения такого специального звания в феврале 1943-го года. Таким образом в вооружённых силах с начала Великой Отечественной два офицера стали маршалами родов войск, ещё два и лично И. В. Сталин Маршалами Советского Союза.

Опубликована очередная сводка Совинформбюро.
Утреннее сообщение:
В течение ночи на 17 марта наши войска вели бои на прежних направлениях.
Пленный унтер-офицер 14 роты 250 немецкого пехотного полка Карл Баум рассказал: «Русские партизаны действуют очень смело.
Обратите внимание: Ложь и мифы СССР. Часть 3-я..
Они совершают дерзкие налёты на наши тылы. За последнее время стало опасно ездить по железной дороге.В районе Бобруйска наш поезд наскочил на мину. ′Паровоз и два вагона были разбиты. Недалеко от Брянска две недели тому назад произошла железнодорожная катастрофа, в результате которой погибло много солдат и офицеров. Мой земляк солдат 11 роты 350 полка мне сообщил, что среди убитых был и его командир роты обер-лейтенант Яндерс из города Вальденбурга. На участке железной дороги Унеча-Брянск партизанами пущено под откос много воинских эшелонов. Вдоль полотна валяется большое количество разбитых паровозов и вагонов».
Французские патриоты срывают принудительную отправку французских рабочих в Германию. В Лионе группа вооружённых французов разгромила немецкое бюро по вывозу рабочих и уничтожила все документы и списки. Десять молодых железнодорожников, подлежащих отправке в Германию, пришли в депо, вывели из строя несколько паровозов и скрылись. В районе Аннемаса из 425 человек, получивших предписание выехать в Германию, только 15 явились на сборный пункт. На ряде предприятий рабочие категорически отказались ехать на немецкие заводы и объявили забастовки в знак протеста против принудительной отправки в Германию.
Вечернее сообщение:
В течение 17 марта наши войска вели бои на прежних направлениях.
Наши лётчики в воздушных боях в течение дня сбили 24 немецких самолёта.
Пленный командир 1 роты 177 немецкого пехотного полка лейтенант Курт Пендель рассказал: «В прошлом году Гитлер поставил перед немецкой армией задачу захватить Волгу и Кавказ. Однако русские сорвали планы немецкого командования. После поражения немецких войск под Сталинградом в германской военной машине образовался надлом. Призрак окружённой и уничтоженной армии Паулюса преследует немецких солдат и офицеров. Многим на каждом шагу теперь мерещится окружение».
Отступая под ударами Красной Армии, немцы разрушают и сжигают города и сёла, отбирают у населения последние остатки продовольствия, одежду и наиболее ценные вещи, а жителей насильно угоняют в Германию. В деревне Потапово, Смоленской области, гитлеровцы дочиста ограбили колхозников, а всех крестьян под конвоем увели в тыл. В деревне Песочная, той же области, немцы приказали всем жителям явиться к определённому часу на сборный пункт для отправки в Германию. Чтобы избежать фашистского плена, крестьяне попрятались в землянках. Гитлеровские звери облили бензином двери землянок и подожгли их. В огне погибло 130 жителей, в том числе много женщин и детей.

В этом материале я продолжаю свой краткий рассказ о военно-морском флоте Великобритании. Итак, Часть 36 Эпизод 3, поехали!
На фото: линкор "Дьюк оф Йорк".

Помимо линкорам и линейным крейсерам английское адмиралтейство в межвоенный период поняло, что морская авиация и соответственно авианосцы в самое ближайшее время будут иметь на море ключевое значение. Однако для них оказалась выбрана неправильная доктрина применения, при которой авианосцы должны были обнаруживать потенциального противника и наносить по нему предварительные удары, пока не подойдут линкоры, которые своим огнём его уничтожат.
Поэтому первые английские авианосцы были небольших размеров, имели ограниченные возможности и могли нести на себе самое большое около 40 самолётов.
На фото: авианосец "Фьюрис".

Именно Великобритания заложила первый в мире авианосец ("Гермес"), который строился именно как авианесущий корабль, а не перестраивался из линкора или крейсера, но сдан был позже первого японского "Хосё". После чего в состав Королевского флота вошли "Корейджес", "Фьюрис", "Глориес", "Аргус" и "Игл". Все они были построены в середине 1920-х. В 1938-м вступил в строй и новейший авианосец "Арк Ройал". Ещё один подобный корабль "Виндиктив" оказался крайне неудачным проектом и к началу Второй Мировой был уже переклассифицирован в плавмастерскую.
Таким образом к началу боевых действий англичане имели семь авианосцев, что было абсолютным преимуществом на Европейском театре боевых действий, поскольку в регионе ни одна другая страна не имела авианесущих кораблей вообще.
На фото авианосец "Арк Ройял" перед собственной гибелью.

Из них всю войну успешно провоевал только "Фьюрис", действовавший в основном на Средиземном море. Он вступил в строй в 1917-м году, изначально закладывался как лёгкий крейсер, постепенно перестраивался, когда взлётная палуба постепенно заменяла тяжёлое вооружение. В итоге полноценным авианесущим кораблём стал только в 1939-м году. В 1948-м как полностью выработавший свой ресурс отправлен на металлолом.
"Аргус" вступил в строй в 1918-м году и был уникальным на тот момент проектом, когда гражданское судно перестраивалось в авианосец. Однако такое решение сделало корабль слишком тихоходным и не подходящим для быстрых операций Второй Мировой. Несмотря на это активно эксплуатировался, но в конце 1942-го получил тяжёлое повреждение от удара Люфтваффе, после чего переведён в учебное судно. Сдан в чермет в 1946-м году.
На фото (на переднем плане в маскировочном окрасе): авианосец "Аргус".

Из всех остальных сначала погиб "Корейджес". Он вступил в строй в 1917-м году, но как линейный крейсер, поучаствовал в Первой Мировой войне. В середине 1920-х перестроен в авианосец. Потоплен немецкой подлодкой уже через две недели после начала Второй Мировой. Он стал первым погибшим надводным кораблём, потопленным с начала глобального конфликта.
Вторым ушедшим на дно английским авианосцем стал его собрат "Глориес", также вступивший в строй в 1917-м, пытавшийся эвакуировать из Норвегии свои сухопутные войска. Из-за отсутствия самого современного на тот момент навигационного оборудования нарвался на немецкие тяжёлые крейсеры и погиб от их огня в июне 1940-го.
На фото: "Корейджес" линейный крейсер, перестроенный в авианосец.

Далее погиб в конце 1941-го новейший "Арк Ройял". Об этом я уже рассказывал ранее.
Весной 1942-го отправлен на дно уже перебазированный на Тихий океан "Гермес".
В августе 1942-го уничтожен и "Игл". Он закладывался как линкор в 1910-х, но впоследствии к середине 1920-х перестроен в авианосец. В начале Второй Мировой успел поучаствовать в конвоировании транспортных судов. Потоплен торпедой немецкой подлодки.
На фото: авианосец "Игл".

С началом мировой войны английское политическое и военно-морское командования поняли истинное значение авианосцев, поэтому начали ускоренные закладку и строительство целой группы новейших авианесущих кораблей. Так, благодаря чему в течение боевых действий были достроены, вступили в строй и выполняли задачи "Активити", "Формидебл", "Индомитебл", "Индефэтигебл", "Имплакейбл", "Илластриес", "Викториес" и "Юникорн", но уже имевшие на своих бортах до 70-ти самолётов каждый.
Авианосец "Юникорн" вступил в строй весной 1943-го. Участвовал в боевых действиях в Атлантическом океане, в Средиземном море, а затем был переведён в состав Тихоокеанской группировки союзников. Однако он прославился тем, что стал первым в мире авианосцем, который помимо несения на себе нескольких десятков боевых самолётов мог ещё их и ремонтировать, одновременно являясь морской самоходной авиарембазой. В металлолом отправлен в 1959-м году.

Все остальные авианосцы прошли войну и были списаны в середине 1950-х. Лишь два из них в другое время. Служба "Формидейбла" была очень насыщенной, он побывал практически во всём мировом океане, был сильно изношен, подвергался ударам противника, поэтому его отправили в металлолом уже в 1947-м.
"Викториес" вступил в строй весной 1941-го. Участвовал в охоте и уничтожению линкора "Бисмарк", в набеговых операциях на норвежское побережье, а также в высадке союзников в Северной Африке, после чего убыл на капремонт, где пробыл полтора года до начала 1944-го. Далее было выслеживание ещё одного немецкого исполина "Тирпица", после чего переведён в Индийский, а потом и в Тихий океаны, где его авиация атаковала остров Окинава, города Токио и Йокогама в самой Японии. Подвергся массовой атаке камикадзе, но остался на плаву. В отличие от своих собратьев не был пущен в металлолом, а наоборот прошёл глубокую модернизацию, на которую ушло восемь лет. Служил до 1968-м году.
На фото: авианосец "Викториес".

Помимо них были построены в последние месяцы Второй Мировой десять авианосцев типа "Колоссус", а также заложенные и сданные уже в мирное время ещё пять кораблей типа "Маджестик". Все они участия в боевых действиях не приняли.
Кроме чего английский флот имел 62 эскортных авианосцев - кораблей, перестроенных из гражданских судов и принимавших на борт максимум 20 самолётов. Они занимались в основном охранением торговых кораблей и боролись с подлодками. Половина из них была передана из США.
На фото: авианосец "Колоссус".

А у меня пока всё!
Следующая статья совсем скоро!
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Вторая Мировая: день за днём. 17 марта 1943 года. 634-й день Великой Отечественной войны+Часть 36: английский флот, сильнейший. Эпизод 3.