Конечно, я говорю о кабине самолета. Вариантов не так много: управление дроссельной заслонкой (рычаг управления двигателем), подлокотники, а в особых случаях различные рычаги, а также собственно органы управления самолетом. Но это меняется.
Начнем с простого: представьте, что использует пилот для управления самолетом? Скорее всего, первое, о чем вы думаете, это руль. На сиденье пилота стоял гигантский дурак. Обычно (но не всегда) штурвалы устанавливаются на тяжелых многомоторных транспортных самолетах, хотя иногда их можно увидеть и на легких самолетах типа Cessna. Сейчас их устанавливают реже, но на них ездит большинство работников транспорта старшего возраста.
Капитанский руль направления Ту-22М3
Преимущества рулевого механизма:
1. Он большой, а значит его можно настроить как автомобильный руль, приклеив на него кучу кнопок управления, чтобы немного облегчить жизнь пилоту. Это маленькая вещь, но приятная.
2. Он большого размера. Пилот может держать его двумя руками и перемещать двумя руками. Две руки сильнее, чем одна рука. На руль может быть приложена большая нагрузка, и пилот выдержит ее и сможет осилить обеими руками (например, в авиационных правилах при управлении креном колеса двумя руками допускается двукратная нагрузка, чем при управление одной рукой). По этой же причине на легкие тихоходные самолеты иногда устанавливают штурвалы: не надо заморачиваться с ускорителями и прочей ерундой, просто подключите механическую ручку управления и тросы и успокойтесь, у пилота уже достаточно мощности чтобы контролировать это.
Есть у шлемов и недостатки:
1. Он большой, а это значит, что ухудшается вид приборной панели, расположенной за ним.
2. Он большой, а значит, места в кабине меньше (да и осталось не так уж и много).
3. Ему больно.. ох, нет, это не то, извини. Штурвал имеет очень низкую точность и чувствительность управления. Это означает, что для выполнения точных маневров (например, при посадке, когда требуется точное выдерживание траектории) пилот должен постоянно перемещаться вперед и назад на значительные величины, при этом ошибки управления (разногласия) все равно будут между желаемым и тем, что происходит) относительно высока.
Cessna 152 рулевой
Но, возможно, не все представляли себе руль. Некоторые, особенно любители военной авиации, возможно, представляли себе центральную колонку управления самолетом, также известную как РУС. Он установлен в центре кабины между ног пилота (знаю, о чем вы думаете, кайтесь) и имеет те же принципы управления, что и руль, с приклеенными к нему кнопками управления, но, конечно, меньшего размера. Он устанавливается на небольшие самолеты или вертолеты и очень распространен в военной авиации. РУС хороша тем, что занимает меньше места (особенно важно в небольших кабинах) и имеет большую чувствительность, чем руль (его любят истребители), а также освобождает вас от одной из рук пилота. Выполняйте другие операции. Недостаток в том, что допустимое усилие ниже (ведь у нас одна рука на РУС).
Вот так выглядит РУС в кабине
У РУС есть достойный преемник, и самые смекалистые умы его придумали: Side Control Rod, BRU или Side Stick, называйте как хотите. Геймеры уже поймут: он очень похож на игровой джойстик и максимально удобен в руке. Блок управления установлен сбоку от кресла пилота (по обе стороны кабины для пассажирских самолетов и с правой стороны для военных самолетов), с минимальным количеством кнопок (не более двух-трех), что очень удобно (у меня попробовал, и это действительно удобнее блока управления и руля).
Обратите внимание: Жиры полезные и вредные — где какие содержатся? Рассказывает ученый Пермского Политеха.
Иногда это искусственно имитирует действие руля направления или органов управления, но в меньшей степени для удобства пилота. А еще он очень отзывчивый (летчики-истребители довольны), не мешает рассматривать приборы и даже позволяет установить стол для пилота. Недостатки: Механическая связь между рукояткой и рулем направления отсутствует, блок управления может быть установлен только на самолетах с электродистанционной системой управления. Но это мелочи по сравнению с теми преимуществами, которые это приносит. В самолетах с боковыми джойстиками точность управления значительно повышается по сравнению с джойстиками управления или даже рулевыми колесами.А теперь для тех из вас, кто дочитал до этого момента, немного дополнительной информации, немного TAU и историй с кафедры. Я уже упоминал, что с помощью BRU вы можете управлять самолетом с поразительной точностью? Итак, это не ограничение. Фактически все перечисленные типы управления (руль, РУС и БРУ) зависят от движения джойстика для определения величины перемещения, необходимого рулю направления. То есть, чем больше перемещается рычаг, тем больше перемещается руль. Кажется логичным, правда? Да, это логично, но когда дело касается армии, совершенству нет предела. Суровый инженерный гений догадался: не по движению, а по усилию на рулевой колонке, чтобы определить величину необходимого отклонения руля. То есть датчики давления фактически вшиты в блок управления и по сигналам от них определяют, как повернуть руль.
Боковая ручка управления
Эта концепция возникает из вполне рациональных соображений. По данным ТАУ, сигнал на перемещение руля проходит следующие стадии:
Визуальная запись (пилот видит, что он в хаосе) -> анализирует ситуацию мозгом и составляет план действий (аварийный блок управления от себя и газ на максимум) -> сигнал идет по нервам в руке -> мышцы работают, рука двигается и управляет Блок оказывает давление -> блок управления движется -> датчик фиксирует движение блока управления (затем, когда движение достигает достаточного значения, везде остаются мертвые зоны) - > сигнал от датчика доходит до водителя через всю систему управления -> водитель перемещает руль.
Это кошмар, а не схема, но я ее упростил и записал, никаких формул. Сигнал демонстрирует задержку и шум во всех стрелках и в определенных фазах кошмар. Но это классический кошмар, а если ввести определение движения блока управления не по движению, а по силе, действующей на него, то можно убрать из схемы фазу «Брю движется» и увеличить чувствительность в датчик Этап регистрации сигнала. Казалось, прошла всего лишь сотая или тысячная доля секунды, но результат этой модификации превзошел все ожидания.
Точность вождения повышается на 40%. Это круто. Это как если бы за руль садился военный летчик-испытатель с многолетним опытом, а не курсант летной школы. Естественно, военные не могут игнорировать это.
Следующая история такова: один из новых самолетов F-серии (номер не помню) был спроектирован прямо с блока управления, куда решили установить новейший блок управления с датчиком давления. На летном испытательном стенде это оказалось лучшим вариантом. Первые два самолета, оснащенные такими ручками, были успешно сбиты на землю. Оказывается, инженеры установили ручку с датчиком давления, но ручка была жестко зафиксирована и вообще не двигалась. Ну почему, мы все еще чувствуем давление. Но для пилотов это имеет решающее значение: не двигая джойстиком, они не смогут понять, что происходит с самолетом и какие сигналы он в данный момент принимает. Таким образом, ручка будет слегка двигаться и иметь некоторый люфт. После этой модификации все пошло на лад и самолет теперь летает среди войск с поразительной точностью. Но здесь это нововведение еще не прижилось, что очень беспокоит наших профессоров.
На этом история заканчивается, как и записка. Благодарим за внимание и желаем всего наилучшего.
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные публикации!
Автор статьи - Лиза Градышева
Мы есть не только в тканях самовывоза, но и в ВК и корзинах.
Читайте также: Видели ли вы когда-нибудь беременного ихтиозавра?
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: За что держатся пилоты.
- Четыре члена экипажа Inspiration4, первой в истории космической миссии с участием всех гражданских лиц, стали генетически моложе во время пребывания в космосе, как показало исследование
- В настоящее время проводятся новые исследования, посвященные проблемам и возможностям масштабирования систем машинного обучения, питающих модели ИИ, и их результаты довольно плачевны