Танкетка — боевая бронированная машина, применяемая в качестве технического средства в воздушно-десантных войсках.

В 1911 г. русским изобретателем Г. Е. Котельниковым был создан первый в мире ранцевый парашют, с помощью которого из подбитого самолета мог удачно приземлиться летчик с принадлежащим ему оружием. Уже в годы Первой мировой войны военные изобретатели задумывались о том, что воздушно-десантные войска, если таковые создать, могут, благодаря внезапной высадке, изменить ситуацию на поле боя. В начале 1930-х гт. в разных странах были попытки создать танк-самолет, оснащенный крыльями и движущимся винтом. Попытки были неудачны. Лишь в 1935 г. киевские десантники провели показательные учения, рекламируя воз-душно-десантные войска. Они отрабатывали сбрасывание на парашютах танкеток Т-27 и легких танков Т-37. Танкетки были подвешены к самолетам. Когда десантники прыгали на индивидуальных парашютах, танкетку спускали на специальном грузовом парашюте, через несколько минут ее уже применяли в бою.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР конструкторское бюро Горьковского автозавода, под руководством Н. А. Астрова, работало над созданием легкой бронированной танкетки. В 1949 г. на вооружение армии поступила самоходная артиллерийская установка АСУ-76. Толщина брони установки была 13 мм. В рубке машины установлена пушка Д-56Т калибром 76  мм с боекомплектом в 30 выстрелов. На борту был прикреплен ручной пулемет РП-46. Прицелы ОПТ-2 позволяли вести прицельный огонь с любых позиций. Двигатель ГАЗ-51Е вместе с коробкой передач был размещен в кормовой части рубки. Остальные узлы находились в передней части корпуса. От танка танкетку отличала ходовая часть, состоящая из колес и катков за бортом. Подвеска танкетки торсионная с гидравлическими амортизаторами, работающими на передних узлах. Направляющие колеса были самотормозящими, что укрепляло устойчивость машины при стрельбе. Танкетка была хороша, но ее не могли запустить в производство, так как не было подходящей для ее транспортировки авиации.

В 1951 г. изготовили более легкую АСУ-57 с новой 57-мм пушкой 4-51 конструкции Е. В. Чарнко, стреляющей снарядами, летящими со скоростью 1158 м/с. Все это сделало самоходку
опасным противником всей среднебронированной техники. В 1954 г. появилась первая плавающая танкетка с водонепроницаемым корпусом АСУ-57П. В качестве водоходного двигателя были установлены гребные винты с приводом от направляющих колес. Но такая установка при хорошей маневренности на плаву очень медленно двигалась на суше. Поэтому от нее было решено отказаться. Доработанную в ином направлении АСУ-57 будут использовать несколько позже. В этот же момент в качестве танкетки пробуют использовать модернизированную армейскую самоходку СУ-76, где лобовой лист толщиной 45 мм мог защитить экипаж даже от бронебойных снарядов, гак как корпусная броня вся была наклонена на 45° и придавала танкетке обтекаемый вид. На борту размещалась спаренная с пулеметом 85-мм пушка Д-70. Начальная скорость снаряда 1005 м/с делала данную танкетку равной по мощи танку Т-34. Н. А. Астров вспоминал, что пробовали на танкетки поставить дизельные двигатели, но это привело к усложнению проектирования и, соответственно, к усложнению производства.

Постепенно инженеры улучшали ходовые качества танкеток, старались развить более высокую скорость, что становилось возможным из-за малого веса машины. В конце 1960-х гг. все танкетки были оборудованы приборами ночного видения, радиостанциями и дымовыми шашками БДШ-5.

В 1970-е гг., когда в США начала активно развиваться штурмовая авиация и противотанковые вертолеты, наши танкетки были дополнены зенитными пулеметами ДШК. Танкетки очень долго оставались на вооружении, но сейчас практически полностью заменены боевыми машинами десанта БМД или техникой, созданной на основе данной машины.

Для сравнения приведем тактикотехнические характеристики танкеток АСУ-57 и СУ-85. Масса АСУ-57 3,3 т. В машине три члена экипажа. Длина корпуса 3480 мм, ширина — 2086 мм, высота — 1460 мм. Скорость 45 км/ч с запасом хода на 250 км. Броня лба танкетки — 6 мм, борта — 4 мм, кормы—4 мм. Калибр пушки — 57 мм. Боекомплект состоит из 30 снарядов. СУ-85 имеет массу 15,5 т. Численность экипажа 4 человека. Длина корпуса—6240 мм, ширина — 2970 мм, высота—2970 мм. Скорость движения 45 км/ч при запасе хода на 360 км. Лобовая броня равняется 45 мм, борта — 13    мм, кормы — 6 мм. Калибр установленной на СУ-85 пушки равен 85 мм при запасе боекомплекта в 45 снарядов.

Танкетки применяются в воздушно-десантных войсках для решения тактических и стратегических задач. Для переброски танкеток на любой участок фронта чаще всего используют вертолеты Ми-4 и самолеты Ан-26 и Ан-8. Несмотря на то что в современных войсках больший приоритет отдается атомному и реактивному вооружению, роль воз-душно-десантных войск не уменьшается, и служба в данных войсках как была, так и остается почетной.



Следующее: ТАХОМЕТР Предыдущее: ТРОТИЛОВЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ

ПОДЕЛИСЬ!