1. Цифровые камеры
Одна из самых повседневных вещей наших дней, являющихся побочным продуктом военных технологий, — цифровая камера. Изначально их создавали для воздушной и космической разведки, чтобы фотографировать с высоким разрешением объекты и военную активность вероятного противника.
Камеры разработали в 1960-х и 1970-х годах на пике холодной войны. Затем технология эволюционировала в камеры DSLR, знакомые сегодня каждому. Одна из первых коммерчески доступных цифровых камер была выпущена уже в 1980-х годах. А в начале 2000-х их встроили в мобильные телефоны.
2. GPS
Другая военная «побочка» — вездесущие устройства глобальной системы позиционирования (GPS). Разработанный вооружёнными силами США в период между 1970-ми и 1990-ми годами, GPS создавался для помощи в военной логистике, идентификации целей, картографировании, отслеживании перемещения объектов — и ещё много чего.
Под названием NAVSTAR GPS эта система родилась в конце 70-х годов, когда военное ведомство США вывело на орбиту её первые экспериментальные спутники. К середине 90-х полностью развёрнутая группировка включала более 20 спутников GPS
Первые коммерческие приёмники появились в конце 1980-х годов — как, например, Magellan NAV 1000. Сегодня многие автомобили и мобильные телефоны имеют встроенные системы GPS
3. Интернет
Ещё одна технология, появлению которой мы обязаны военным разработкам, — это интернет (и, соответственно, Всемирная сеть). Разработанная на рубеже 60-х и 70-х годов сеть ARPANET Агентства Минобороны США по перспективным исследованиям (DARPA) стала предшественницей интернета. И заложила базовые компоненты системы в её современном виде.
Эта сеть с дополнившей её моделью передачи данных TCP/IP стала технической основой интернета, которым мы теперь пользуемся почти что непрерывно. К середине 1990-х годов интернет в США полностью коммерциализовался, охватил всю планету и изменил способы работы, общения и обмена информацией до неузнаваемости.\
4. Дроны и квадрокоптеры
Ещё одна обыденная технология, которая может проследить своё происхождение от военных разработок, — беспилотники. Первоначально разрабатывавшиеся как военные беспилотные летательные аппараты (БПЛА), они появились на свет для удалённого наблюдения и сбора информации во враждебных уголках мира.
Концепция военных БПЛА не нова. Первое боевое применение чего-то подобного случилось в середине XIX века. Тогда австрийские войска выпустили на осаждённую Венецию воздушные шары без экипажей, с часовыми механизмами и зажигательными бомбами. В начале ХХ века появились беспилотные аэропланы — цели для обучения пилотов-истребителей и расчётов ПВО.
Эта технология получила развитие во время Первой и Второй мировых войн, ВВС США разрабатывали беспилотные самолёты в 1950-х годах. Дроны в современном смысле встали в строй в 1990-х годах, а ранние образцы успели повоевать в 1991-м в Персидском заливе.
Ну а коммерческие беспилотники появились в середине-конце 2000-х годов.
5. Клейкая лента «скотч»
Скотч — распространённый предмет повседневной жизни, который начал свою жизнь в багаже военных. Эта прочная, долговечная и очень клейкая лента появилась на свет во время Второй мировой войны. Она состояла из резинового клея, нанесённого на прочную подложку из тонкой парусины.
Эта лента была водонепроницаемой и превосходно защищала от грязи, а также оказалась полезна для ремонта военной техники, транспортных средств и оружия. Первые подобия клейкой ленты появились ещё в начале 1900-х годов, но скотч в современном виде изобрела работница артиллерийской фабрики Веста Стодт.
Она задумалась о том, что запечатанные бумагой и воском снарядные ящики было не всегда легко открыть в суматохе боя. Веста предложила использовать вместо бумаги прочную клейкую ленту. Идея «выстрелила» — и Johnson & Johnson начали выпускать первые образцы.
6. Микроволновые печи
Привычная нам микроволновка — или, точнее, её магнетрон — тоже была разработана в военных целях. Магнетрон был частью радиолокационных систем времён Второй мировой. Способность производить сверхвысокочастотные электромагнитные волны — микроволны — оказалась полезной для нагревания органики.
Перси Спенсер, американский инженер-самоучка, работавший на Raytheon, заметил, как микроволны от работающего магнетрона растопили шоколадку у него в кармане.
Обратите внимание: Австралийская коммунистка, ставшая мамой сотням испанских военных сирот.
В октябре 1945 года Raytheon подал патент на использование микроволн для разогрева пищи, и уже в 1947 году появился первый коммерчески доступный аппарат — RadaRange.7. Реактивные двигатели
Ещё одним побочным эффектом военных технологий стал реактивный двигатель, который теперь используется ежедневно.
Разработанное Фрэнком Уиттлом в конце 1920-х годов устройство увидело полноценное внедрение лишь на фоне ужасов Второй мировой войны.
Уиттл зарегистрировал патент на него в 1930 году. Немец Ганс фон Охайн вскоре создал свой вариант — по-видимому, не зная о разработке Уиттла. Именно его наработки первыми пошли в серию.
После войны реактивные двигатели стремительно вытеснили винтовые сначала в военных, а затем и в гражданских самолётах — таких, как De Havilland Comet, который поднялся в воздух в 1950-х годах.
8. Суперклей
Суперклей — «случайный» продукт военных изысканий, который вошёл практически в каждый дом. Его разработка восходит ко временам Второй мировой войны, когда учёные пытались создать прозрачный пластик для оптических прицелов.
В процессе работы исследователи создали «неудачное» вещество, которое прилипало решительно ко всему, с чем контактировало. Под названием цианоакрилата оно было запатентовано компанией B. F. Goodrich в 1942 году и выпущено как коммерческий продукт Eastman №910 в конце 1950‑х.
9. Консервы
И наконец, ещё одна повседневная вещь, разработанная в военных целях, — консервы. Поскольку армия «марширует на брюхе», военачальники пытались найти способы надёжно обеспечить войска едой во время кампаний на протяжении тысячелетий.
Ещё в начале 1800-х годов французское правительство по приказу Наполеона предложило большое денежное вознаграждение любому, кто разработает способ долгого хранения продуктов питания. Изобретатель Николя Аппер обнаружил, что готовая еда внутри прокипячённой банки не портится, пока остаётся запечатанной.
Аппер получил премию лично из рук императора и стал известен как «отец консервирования». Его метод стерилизации и хранения проложил путь для каждой открытой нами консервной банки
10. Акваланг
Поиск способов дышать под водой начался во второй половине XIX века, однако все предлагаемые устройства создавали опасность для здоровья погружающихся. В 1939 году американский офицер военно-медицинской службы Кристиан Ламбертсон запатентовал дыхательный аппарат, предназначенный для ведения боевых действий под водой. (сперва его назвали именем изобретателя, а потом переименовали в SCUBA (Self-contained Underwater Breathing Apparatus, «автономный аппарат для дыхания под водой»). Правда, он также был небезопасным — ныряльщики часто получали кислородное отравление. Первое по-настоящему надежное и безопасное устройство, которое уже получило название «акваланг» (aqua-lung, «водяное легкое»), придумали французы Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян в 1942–1943 годах: когда во время оккупации Парижа немцы реквизировали автомобильное топливо, инженер Эмиль Ганьян смог изобрести регулятор для подачи бытового газа в карбюратор и, с подачи Кусто, адаптировать его к аппарату для ныряния.
11. Скорая помощь
Первым прототипом скорой помощи можно считать систему, которая появилась в VI веке в Византии, — ее устройство описал император Маврикий в своем труде «Искусство войны». Каждый отряд пехотинцев сопровождали всадники, которые держались в нескольких десяткsах метров позади сражения. Раненый солдат пробирался к всадникам и c помощью специальных приспособлений забирался на лошадь. После этого всадник быстро доставлял раненого к медицинским шатрам и получал золотую монету за каждую спасенную жизнь. Больных переносили и раньше, но именно система, описанная Маврикием, объединяет идеи, позволяющие назвать ее прототипом скорой помощи: больному помогают сразу после травмы, немедленно отправляют к врачам, для перевозки выделяют специальный транспорт. И все‑таки историю современной скорой помощи принято отсчитывать с эпохи Наполеоновских войн, а ее изобретателем следует считать французского военного хирурга Жана Доминика Ларрея.
Во времена Ларрея правила предписывали госпиталям держаться на расстоянии трех миль от поля боя. Раненых собирали в удобной точке, и туда же отправлялся полевой госпиталь. Помощь часто приходила только через сутки, так что многие умирали, не дождавшись врачей. К идее новой системы оказания помощи раненым Ларрея подтолкнула сравнительно небольшая битва под бельгийским городком Лимбургом в 1792 году. Из‑за недостатков медицинской службы большинство раненых французов остались умирать на поле боя. Тогда Ларрей предложил командованию свой план реформирования: создать «летучие госпитали» наподобие недавно появившихся во французской армии отрядов летучей артиллерии. Медицинские бригады шли вместе с армией и высылали фельдшеров с легкими повозками прямо на поле сражения, где они оказывали первую помощь на месте. Только после этого раненых отвозили к госпиталям, где они получали более серьезное лечение
#история #история войны #интересные факты
Еще по теме здесь: История.
Источник: 11 военных технологий, которые мы применяем каждый день.