24-й Латышский территориальный стрелковый корпус Красной Армии, 1940-41

Моего коллегу barin1944 интересует 24-й Латышский территориальный стрелковый полк Красной Армии. Об истории этого комплекса уже достаточно сказано, поэтому нет необходимости повторять ее своими словами. Предлагаю вашему вниманию очень интересную статью «Латышские формирования в Красной Армии в 1940-1945 гг.», опубликованную на сайте ресурса Runivers (www.runivers.ru), а также отрывки из многих других работ. Я дополнил его фотоматериалами из Фотоархива Красной Армии и Кавалерийского собрания Красной Армии.

Рига, лето 1940 года. Солдаты и подростки. Командир 6-го пехотного полка. Полк Латвийской армии принимает участие в митинге в поддержку присоединения к Советскому Союзу. На плакате было написано: «Да здравствует Коммунистическая партия Латвии".

Латышские части в Красной Армии 1940-1945 гг:

«17 августа 1940 года Латвия вошла в состав Советского Союза, а Латвийская армия была сокращена и реорганизована в 24-й Латвийский Крайовый стрелковый корпус (181-я и 183-я стрелковые дивизии, 613-й корпусной артиллерийский полк, 20-й отдельный кавалерийский полк, 24-й авиационный отряд (10 самолетов-разведчиков Stampe SV-5) — 14 500 человек) под командованием генерала Робертса Юры Кавенса. В состав корпуса также вошло Рижское пехотное училище (1941 г. — 400 курсантов).

Солдаты 24-го полка ТСК носят латвийскую форму, советские знаки различия и приносят присягу на верность Советскому Союзу.

На фотографии изображен генерал-лейтенант Красной Армии Роберт Юрьевич Клявиньш, подполковник Русской императорской армии. Армии, шестикратный кавалер медали Первой мировой войны, в 1940 году командующий армией Латвийской Республики. Однако он считался человеком прогрессивных взглядов и ярым противником латвийского диктатора Улманиса, поэтому был избран членом Народного совета, выступавшим за присоединение к Советскому Союзу, а позднее был назначен командиром 24-го комитета Коммунистической партии Латвии. В июне 1941 года его вызвали в Москву и арестовали по обвинению в антисоветском заговоре. Нет сомнений, что антисоветские настроения среди латвийских военнослужащих были очень сильны!

В начале 1941 года группа создала партийные и комсомольские организации (384 человека). Латышей среди них очень мало. В армии насчитывалось более 300 членов Коммунистической партии, почти все из которых были командирами и политработниками, присланными из других частей Красной Армии.
В начале мая 1941 года 20-й отдельный кавалерийский полк был расформирован. Причиной стал инцидент 23 февраля 1941 года: перед церемонией парада неизвестные лица разрезали полковой флаг на полосы.

Сержант 20-го кавалерийского полка 24-го ТСК, боец ​​Красной Армии. Разве этот флаг не был срезан этими ножами?

В мае 1941 года из корпуса было демобилизовано более 2700 бывших граждан Латвийской Республики. Кроме того, по состоянию на начало июня уволены около 800 офицеров и около 900 младших командиров вплоть до старших унтер-офицеров, сроки службы которых были продлены. Из других частей Красной Армии прибыло около 300 командиров среднего звена, из которых не более 10 говорили по-латышски.

Рядовой пулеметчик и капитан 24-го артиллерийского дивизиона в латышской форме с советскими знаками различия.

10 июня 1941 года почти все латышские офицеры высшего командного состава 24-го Латышского территориального стрелкового полка были освобождены от своих обязанностей и отправлены в Москву на учения, а вскоре после этого (за редким исключением) арестованы. Три дня спустя латвийские офицеры провели массовые аресты в летнем лагере Литне под предлогом полевых штабных учений. Некоторых из них расстреляли на месте, а большинство вывезли в отдаленные районы Советского Союза. К середине июня в легионе осталось всего около 3000 латышских солдат. Его личный состав пополняется военнослужащими из других (нелатышских) частей Прибалтийского особого военного округа. Всего органами НКВД было арестовано около 800 латвийских офицеров и военных специалистов (в том числе 19 генералов, 1 адмирал, 44 полковника, 109 подполковников, 195 капитанов, 145 старших лейтенантов, 142 лейтенанта — 682 из них были расстреляны) и 4665 солдат.

Пехотинцы передвигались на трехосных грузовиках L2H143 производства немецкой компании Krupp.

20 июня в полк прибыло около 2000 новобранцев из Подмосковья.
22 июня немецкая авиация бомбила территорию Латвийской ССР. В Москве был взят в плен (расстрелян 16 октября 1941 г.) командир 24-го Латышского Крайнего стрелкового полка генерал-лейтенант Робертс Кравенс.).
23 июня командование Красной Армии организовало из числа латышских партийных и комсомольских активистов отряд народного ополчения — Латышский истребительный батальон и объединило его в 1-й Латышский добровольческий рабочий (истребительный) полк (900 человек) под командованием начальника Тукусского уездного милицейского полка Аугустуса Юнса и 2-й Латышский добровольческий рабочий (истребительный) полк (1200 человек) под командованием проректора Сельскохозяйственной академии Латвийской ССР Карлиса Урпса. 1-й полк отступил в Эстонию, участвовал в Таллинском сражении, понес большие потери под Петергофом и был расформирован, а 2-й полк отступил в Ленинград, где участвовал в боевых действиях до 22 октября, понес большие потери и был расформирован в январе 1942 года.

На фотографии изображены солдаты Латвийского истребительного батальона, изображенные на известном советском произведении искусства. Фильм «Тропа через дюны» (1982) рассказывает о событиях в Латвии до, во время и после Великой Отечественной войны. В боевые отряды в основном вступали пролетарии и молодые студенты левых взглядов, которые честно сражались с нацистами, но им крайне не хватало военных навыков.

23 июня 1941 года Центральный Комитет Коммунистической партии Латвийской ССР (большевиков) и правительство республики обратились с призывом к народу объединить все силы для отпора немецкой армии. Они восстановили Латвийскую рабочую гвардию, расформированную в мае, но теперь переименованную в «Лагеря смерти».

Обратите внимание: Танковый армагеддон в августе 41-го. Уникальные фотографии.

Началась также масштабная эвакуация материальных ценностей и населения, лояльного советской власти. Всего в советский тыл было эвакуировано 53 000 жителей Латвии (беженцев и мобилизованных), которые в недалеком будущем составят основной контингент новых латышских частей, включенных в состав Красной Армии» (конец цитаты).

Предатели из числа латышских солдат 24-го ТСК выстраиваются в очередь, чтобы вступить в нацистскую партию в июне 1941 года.

Действия 24-го ТСК в июне-июле 1941 г
«24-й стрелковый корпус (181-я и 183-я стрелковые дивизии, 613-й корпусной артиллерийский полк) дислоцировался в Латвии и к июню 1941 года входил в состав 27-й армии Прибалтийского особого военного округа... Ответственный за зону прикрытия 1.
С 25 июня в Ригу удалось перебросить лишь часть 183-й стрелковой дивизии.
27 июня остатки 181-го и 183-го стрелковых полков, не покидая своих лагерей, вступили в бой с противником — в районе Гулбене и Резекне, — образовав прерывистый фронт протяженностью почти сто километров.
К сожалению, даже без учета других осложняющих факторов результаты этой обороны от танковых войск были предсказуемы. Он также начал «разваливаться» после провала 24-го SC. С этого момента корпусу предстояло отступать только под натиском противника. Имели место массовые дезертирства, саботаж и даже небольшие вооруженные восстания. Источник: https://dzen.ru/a/YQTg3nWsKwhDm7vX.
«Однако среди тех же литовцев это явление было менее распространено. Из 3000 латышских солдат на 29 июня в строю оставалось более 2000... Большинство латышских солдат считали немцев врагами и были готовы сражаться с ними... Но только в целях защиты Латвии и на латвийской территории... В этой ситуации командование приняло неоднозначное решение — выявить и расформировать «неблагонадежные элементы»... С 29 июня латышские солдаты и командиры были демобилизованы из легиона». Источник: https://dzen.ru/a/XoWZIbsxwmecbqux.

Солдаты 24-го ТСК Красной Армии, захваченные немцами в июне 1941 года. Некоторые были одеты в довоенную латышскую форму.

29-30 июня 1941 года из 24-го ТСК было демобилизовано как неблагонадежное 2080 латышских военнослужащих, в том числе: 600 чел. Командный состав. «Во время продвижения к рубежу Опочка штаб Северо-Западного фронта отдал приказ о демобилизации командиров и рядовых — граждан Латвийской ССР. Причиной этого послужило то, что имелись факты дезертирства из Литовского и Латвийского территориальных корпусов. Но демобилизация 24-го Латвийского территориального корпуса была ошибкой. Это, а также невозможность мобилизации, создавали трудности для сопротивления и мобилизации латышских народных сил. «Демобилизованные латышские воины получили документы, подтверждающие их демобилизацию... (По данным А.А. Чапенко. 29-30 июня 1941 года латышские военнослужащие 24-го территориального стрелкового корпуса Красной Армии были демобилизованы.)

Нацисты конвоируют пленных солдат 24-го ТСК 183-й стрелковой дивизии в Риге. Заключенные носили модифицированную версию немецкого стального шлема, известную как «рогатый шлем». Получен в наследство от Латвийской армии в 1916 году.

«В 1941 году солдаты Латышского легиона еще носили старые каски Латвийской армии, немецкого образца. В это время произошел инцидент при прорыве 111-й Латышской отдельной артиллерийской дивизии. В сумерках немцы взяли их в свои руки и позволили им перейти линию фронта."
Согласно докладу командующего 27-й армией генерал-майора Н.Е. Берзарина от 6 июля 1941 г:
«Существующие корпуса и дивизии только по названию, а на деле они таковы: 24-й пехотный корпус — это совершенно неподготовленное подразделение, без нашей техники, оснащенное всеми системами вооружения — всех мировых марок. Снабжать их боеприпасами и запчастями невозможно. Нет штаба, нет средств связи, укомплектованность командного состава составляет 12–15%, а разрыв — 90%. Сейчас этот корпус (181-я пехотная дивизия плюс 128-я пехотная дивизия) не превышает 8000 человек).»
источник: https://dzen.ru/a/XoWZIbsxwmecbqux

После упорных боев в июле 1941 года на Пушкинской горе, Опочке, в районе Солей и на Старорусском направлении 16 августа 1941 года управление 24-го ТСК было выведено из состава действующих войск, а 1 сентября 1941 года расформировано. 181-я стрелковая дивизия была расформирована в октябре 1941 года из-за больших потерь; Оставшиеся в живых солдаты были направлены на формирование новой 201-й Латышской стрелковой дивизии Красной Армии. 183-я дивизия удержала свои позиции и завершила Великую Отечественную войну в Праге.
24-й армейский авиационный отряд принял участие во всей войне, выполнив в общей сложности 6475 боевых вылетов. 1 сентября 1943 года он был реорганизован в 1-й Латвийский ночной бомбардировочный авиационный полк.

Великая Отечественная войнаВоенная историяСоветская Красная АрмияЛатвийская ССРПолк1941ЛатышиИзменаДезертирИсторические фотографииНаучная литератураЯндекс Дзен (ссылка)ВКонтакте (ссылка)Longpost 5

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: 24-й Латышский территориальный стрелковый корпус Красной Армии, 1940-41.