Привет Читатель. Сегодня, в нашей статье, мы поговорим о целой эпохе. Эпохе начала полетов в космос. Эпохе положившей начало ядерных сил сдерживания СССР (и затем РФ). А началом всего этого, выступала одна маленькая 35ти метровая ракета, которая смогла изменить весь мир.
Итак знакомимся - ракета Р-7. Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета с ОТДЕЛЯЮЩЕЙСЯ головной частью.
У нее несколько названий:
Согласно Постановлению Президиума ЦК КПСС от 1 марта 1956 года ракета называлась «Дальняя ракета Р-7»
Согласно индексу главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ Минобороны России) она называется 8К71.
Согласно классификации наших натовских "партнеров" (сарказм), ракета имела обозначение SS-6 Sapwood (искал точный перевод, но больше склоняюсь к "заболоченной древесине")))
На конец 1940 хх, начало 1950 хх положение вещей в начавшимся противостоянии с США было следующим:
Превосходя НАТО по обычным вооружениям на европейском ТВД, имея хорошо подготовленную истребительную авиацию, СССР серьезно отставал от США в количестве ядерных боеприпасов соcтоящих на вооружении. К тому же , в СССР остро ощущалась нехватка носителей ядерного оружия (бомбардировщиков). Те же, что имелись в наличии не отвечали ни количественно не качественно. Высшее командование СССР и руководство страны , понимало, что стране необходимо оружие способное уравнять шансы, так называемая "длинная рука".
Решение было найдено в создании ракеты с межконтинентальной дальностью... И это было только начало. Работа началась и туда включились КБ, заводы необъятной страны.
Одним из главных героев этой истории был Михаил Клавдиевич Тихонравов (инженер конструктор, мечтатель...)
В конце 20хх Тихонравов знакомится в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Королёвым. Оба произвели друг на друга положительное впечатление. А совпадение мнений в некоторых вопросах послужило началом сотрудничества.
В дальнейшем, по предложению Королёва, Тихонравов возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.
1932 год. Работает начальником бригады в Группе изучения реактивного движения (принимал участие в разработке ПЕРВОГО советского двухступенчатого ракетного двигателя).
1933 год. Руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе.
С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.
С 1938 года Тихонравов занимается исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы.
В конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты из за "неперспективности" , но Тихонравов нашел применение своим талантам и занялся разработкой снарядов для систем залпового огня известных как "Катюша".
1940-1943 года. Возглавлял конструкторскую группу, разрабатывавшую экспериментальный истребитель-перехватчик "302П".
Будучи одержимым идеей запуска искусственного спутнике Земли (ИСЗ), понимая всю перспективность и важность направления запусков в космос искусственных объектов, он с 1947 года начал искать способы осуществить свою идею...
К её реализации вплотную приблизился в начале 1950х годов, когда в НИИ-4 Академии артиллерийских наук он создал специальный отдел, в котором занялся исследованием всевозможных вариантов ракет.
Именно тогда, его и посетила идея многоступенчатой ракеты (объединение одноступенчатых ракет в одну). За основу были взяты уже имеющиеся наработки и немецкая документация по проекту А4 (ФАУ 2)
ВАЖНО! При такой схеме обеспечивалась требуемая стартовая тяговооружённость для вывода ИСЗ.
В 1956 году он перешёл на работу в ОКБ-1, на должность начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы. За успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту, Тихонравов в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии.
Королев.
Так вот, Королев сумел разглядеть в идее многоступенчатости предложенной Тихонравовым огромную перспективу. Тем более тогда, перед ОКБ-1 Королева, стояла задача обеспечить армию носителем ядерного заряда (про космос пока никто не думал).
Нашим "бывшим союзничкам все спокойно не сиделось, и для защиты страны, военным СССР необходимо было иметь ракетно-ядерное оружие, как говорится (сарказм), что бы соединить, если что, наши континенты))).
Так вот, Королев понял, что именно многоступенчатая ракета будет способна доставить термоядерный заряд до территории потенциального противника. Класс новой ракеты был определен как межконтинентальная баллистическая (МБР).
13 февраля 1953 года, И.В Сталин подписал документ, определивший пути развития ракетостроения в СССР. К этому времени была решена задача создания термоядерного заряда с габаритами и массой, позволяющими поместить его в баллистическую ракету.
20 мая 1954 года с Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 956-408сс началась разработка МБР Р-7.
Интересный факт. Невзирая на сугубо военный аспект применения разрабатываемой ракеты, в данный документ была попытка включить пункт об организации научно-исследовательского отдела с целью «... разработки проблемных заданий совместно с АН в области полёта на высотах порядка 500 и более км, а также разработки вопросов, связанных с созданием искусственного спутника Земли и изучением межпланетного пространства с помощью изделия». Но... Это все отложили до лучших времен.
К тому времени военные и инженеры все еще не могли определится с массой "полезной нагрузки" (забрасываемым весом).
Все эти изыскания закончились 12.08.1953 года. В тот день прошили испытания водородной бомбы (масса 3 тонны). По результатам испытаний и анализа терабайтов данных, масса ГЧ (головной части) создаваемой ракеты составила 5,5 тонн
24 июля 1954 года был представлен эскизный проект составных частей ракетного комплекса Р-7. Экспертной комиссией проект был одобрен, и по многочисленным КБ, заводам великой страны были отправлены техзадания на разработку техдокументации в соответствии с проектом и последующим изготовлением частей комплекса.
Проектированием ЖРД занималось ОКБ-456 под руководством В.П. Глушко. Выбор на данное ОКБ пал потому, что здесь активно работали с двигателями от ракет ФАУ 2 еще до получения ТЗ и на их основе разработали (РД-101) с тягой 35 тонн, а затем и РД-103 тягой 44 тонны. НИИ- 885 Министерства средств связи СССР.
Данное НИИ проводило разработку аппаратуры системы управления (СУ) ракеты, системы телеметрии и траекторных измерений.
Создание систем наземного оборудования для подготовки и пуска ракет было поручено СКБ специального машиностроения главного конструктора В.П. Бармина.
Байконур
Немного о стартовом комплексе. Ракета не опирается на стартовый стол, а удерживается за силовой пояс с помощью четырёх опор с противовесами в их нижней части. При подъёме ракеты оголовки ферм выходят из «карманов» и за счёт противовесов отбрасываются в стороны. Всё это установлено на поворотном круге диаметром 18 метров для наведения ракеты по азимуту. На нём же находятся три кабель-мачты для подвода коммуникаций к ракете. Круг расположен на «воротнике» на отметке «минус 2 м». Это мощная мостовая конструкция с круглым проёмом, в который входит хвостовая часть ракеты. Внутри её в двух кольцевых помещениях находятся статические преобразователи, кабели силовые, систем управления и телеизмерений, трубопроводы сжатых газов и прочее оборудование.
Основа сооружения - монолитный железобетонный остов, возведённый на дне котлована глубиной 45 м. Состоит из фундаментной плиты, четырёх пилонов для опоры верхней части сооружения и криволинейного газоотражательного лотка, покрытого чугунными плитами размером «метр на метр» и толщиной 0,2 м.
Испытания конструкции проводились на Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ). В цеху сборки корабельных орудийных башен была подходящая высота, нужное заглубление, необходимые подъёмные краны. Осенью 1956 года система здесь была смонтирована, «пуск» ракеты осуществил заводской кран. Испытания стартовой системы ракеты были закончены 27 сентября 1956 года, после чего её отправили на полигон. Полигон «Капустин Яр» оказался не пригодным из за своих размеров и расположения. оказался «мал». Долго искали место для создания нового ракетного полигона. Наиболее рациональным вариантом был признан вариант размещения недалеко от Аральского моря в необжитой части Кзыл-Ордынской области Казахской ССР, через которую проходила железнодорожная магистраль Москва-Ташкент.
Только представьте себе колоссальный объем проделанных работ: для стартового комплекса был вырвт котлован глубиной 45, длиной 250 и шириной 100 метров, - это около миллиона кубометров грунта; выполнен огромный объём бетонных работ; смонтированы тысячи тонн металлоконструкций и сложнейшего оборудования; уложены сотни километров трубопроводов и кабелей; были проложены автодороги и железнодорожные подъездные пути. Строительную площадку под стартовый комплекс именовали «Площадкой №1» (так она и осталась «Единичкой»), площадку, где разворачивалась техническая позиция, жилая зона с казармами и общежитием, - «Площадкой № 2» («Двойкой»).
2 июня 1955 года официально считается днем рождения космодрома Байконур. В этот день была утверждена директива Генштаба Вооруженных Сил СССР где определялась штатная структура НИИП-5 МО ( Научно-исследовательский испытательный полигон № 5 Министерства Обороны СССР (НИИП № 5 МО СССР), предназначенный для испытаний ракетной техники. Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга»).
Невзирая на всю секретность и удаленность, объект удалось сохранить в тайне не долго: летом 1957 года американский самолёт- разведчик U-2, взлетевший с аэродрома в Пакистане и приземлившийся в Бодо (Норвегия), обнаружил полигон. В натовских документах его стали называть «Тюра- Там» - по имени ближайшего населенного пункта (про Байконур готовлю отдельный материал).
При фотографировании камера запечатлела ракету - готовилась к старту большая (ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ) ракета. Это была «семёрка»...
Р-7
Итак, что же представляла ракета?
Р-7 и её ГЧ позволяли поразить большую по площади цель посредством воздушного или наземного ядерного взрыва на расстоянии свыше 8000 км. Ракета двухступенчатая с продольным делением ступеней. Стартовая масса -270 тонн. Высота с головным обтекателем «полезной» нагрузки 33,3 м. Максимальный диаметр по воздушным рулям 10,3 м. Масса боевой части с термоядерным зарядом 5400 кг. Первая ступень составлена из блоков расположенных по бокам, симметрично вокруг центрального блока. Каждый из них длиной 19,8 м имеет максимальный диаметр 2,68 м и оснащен ЖРД РД-107 однократного включения.
Обратите внимание: ГИД В МИРЕ КОСМОСА.
Двигатель имеет четыре камеры сгорания и две рулевых. Тяга двигателя 821 кН на Земле и 1000 кН в воздухе.Топливо двухкомпонентное: окислитель - жидкий кислород, горючее - авиационный керосин Т-1 (на первых баллистических ракетах применялся этиловый спирт). Время работы двигателей 120-130 секунд. Центральный блок оснащен двигателем РД-108. По конструкции он аналогичен РД-107, в отличие от которого имеет 4 рулевых камеры. Топливо как и на первой ступени - керосин плюс жидкий кислород. «Боковушки» от центрального блока отделяются на высоте около 50 км при скорости 3,2 км/с и он (уже один) разгоняет ГЧ, обеспечивая дальность броска свыше 8000 км. Время работы второй ступени 295 секунд. Скорость входа ГЧ в плотные слои атмосферы достигала 7900 м/с. Двигатели (20 основных и 12 рулевых) включаются с помощью специальных пирозажигательных устройств, установленных в каждую из камер сгорания, обеспечивая при старте суммарную тягу 400 тонн, а в разреженных слоях атмосферы - 504 тонны. За одну секунду каждая основная камера «съедает» 52 кг кислорода и 21 кг керосина. Масса ракеты меняется настолько быстро, что не учитывать этого при расчете траектории просто невозможно: без механики тел переменной массы нельзя установить закон движения ракеты. Автономная СУ справлялась с этой задачей, обеспечивая рассеивание в боковом направлении, удовлетворяющее военных. Радиосистема выполняла функцию точного управления по дальности.
Испытания на полигоне, пусконаладочные работы и прочее - это все отдельный рассказ. Рассказ о людях одержимых ИДЕЕЙ, о людях готовых на все ради достижения ВЕЛИКОЙ ЦЕЛИ!
На полигоне собрали три ракеты, их запуски не принесли результатов.
21 августа 1957 года. Четвёртой по счёту «семёрке» («Изделие 8К71 №М1-8») удалось наконец выйти на расчётные параметры.
В 15 часов 25 минут отвалилась кабель-мачта (как и положено), ракета окуталась бурым облаком, сверкнуло слепящее пламя, и с оглушительным грохотом, как бы волоча за собой белый, с легкой голубизной шлейф пламени, «семёрка» медленно выплыла из облака. Ракета отработала активный участок траектории и выполнила поставленную перед ней задачу. Это дало повод ТАСС заявить 27 августа 1957 года о запуске в Советском Союзе «на днях... новой сверхдальней многоступенчатой баллистической ракеты». Ликующий Юрий Левитан зачитал специальное сообщение ТАСС: «...Испытания прошли успешно. Они полностью подтвердили правильность расчетов и выбранной конструкции...». И далее: «...Полёт ракеты происходил на очень большой, еще до сих пор не достигнутой высоте. Пройдя в короткое время огромное расстояние, она попала в заданный район. Полученные результаты показывают, что имеется возможность пуска ракет в любой район земного шара».
7 сентября 1957 года в 14:39 состоялся успешный запуск «Изделия 8К71 № М1-9 с ГЧ М1-10. Ракета подтвердила свою готовность, но над боеголовкой предстояло поработать. Она и в этот раз долетела до полигона на Камчатке, но не долетела до поверхности Земли. Защита головной части от тепловых нагрузок оказалась неэффективной. Потребовалось около 9 месяцев всевозможных доработок по созданию более совершенной конструкции ГЧ.
29 марта 1958 года. Запуск Р-7 №М1-10. Головная часть (ГЧ) достигла цели без разрушения в плотных слоях атмосферы.
Ошибка Хрущева и деньги.
После этого, вполне удачного, пуска ракеты присутствующий на полигоне Хрущёв дал указание форсировать приёмку комплекса Р-7 на вооружение. В Министерстве обороны проработали план развертывания ракетных дивизий, составили графики строительства, оснащения, поставки Р-7 на боевое дежурство. Учли всё, кроме... стоимости. Ракета, по стоимости и объему строительных работ не подходила для массового развертывания (тысячи кубометров грунта, гигантские объемы бетона - и все это в недоступных, малонаселенных местах, все во имя секретности). Ракету следовало держать постоянно заправленной. Но жидкий кислород непрерывно испаряется: ракету необходимо постоянно подпитывать. И так день за днем, месяц за месяцем, год за годом. Для развёрнутых ракет нужен был целый кислородный завод. Но «семёрка» в заправленном состоянии могла находиться не более 30 суток. Существовало еще одно «НО» - электролитический интегратор. В состоянии готовности он мог удерживаться недолго, а затем его следовало снимать, перезаряжать, калибровать. Каждый старт со всеми вспомогательными службами оценивался в полмиллиарда рублей. МБР Р-7 не годилась для массового развёртывания, но решение о постановке его на боевое дежурство было принято. Для этого созданы ракетные базы: «Тайга» на территории НИИ-5 и объект «Ангара» в районе железнодорожной станции Плесецк Архангельской области, среди таёжных болот и озёр. Всего построено четыре стартовых сооружения. 5 декабря 1959 года две «семёрки» заступили на боевое дежурство, в 1961 году в строй вступили ещё две. В дни Карибского кризиса они приводились в боевое состояние. Нацеливали «семёрки» на Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго и Лос-Анжелес. К счастью, команды «ПУСК!» не последовало.
Принятие на вооружение Р-7 было откровенно ошибочным решением и очень скоро интересы военных переключились на другие «изделия».
Казалось бы, судьба ракеты была предрешена. НО!
Оценив все возможности ракеты, внезапно стало очевидным единственное направление для ее использования - космос
4 октября 1957 года БР 8К71 стала ракетой-носителем, первой в мире космической ракетой выведшей на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли, Ю.А. Гагарин с помощью следующей ее модели 12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества космический полет. Многочисленные ее модификации стартовали к далеким планетам, выводили на околоземные орбиты космические станции, в том числе и элементы действующий сегодня МКС, космические корабли и аппараты различного назначения.
Именно “семерка” и ее наземное оборудование явились основой для создания базовых модификаций ракетно-космических комплексов типа “Восток”, “Восход”, “Союз” и “Молния”. Они сейчас продолжают нести свою службу...
Итог
Запуск Р-7 показал, что неуязвимость территории США отошла в прошлое, а стратегическая авиация как средство доставки ядерных бомб к цели потеряла своё былое величие. В результате альянса ракеты и бомбы ядерная угроза для США стала реальностью. И, несмотря на недостатки как боевой ракеты, «семёрка» лишила Пентагон преимущества, в некоторой мере устранив «дисбаланс» сил, вызванный географическим положением США. Ожидаемого эффекта на мировую общественность сообщение ТАСС от 27 августа 1957 года не произвело. Мир просто не понял - ЧТО произошло. Но, тем не менее, сочетание терпения Тихонравова и хватки Королёва принесло свои плоды: родилась ракета, по своим показателям превышающая всё, что было достигнуто в ракетной технике на то время, открывшая дорогу в космос великой стране...
Больше интересных статей здесь: Космос.
Источник статьи: . Открывшая дорогу в космос.