Авиация, несмотря на свое удобство, комфорт и доказанную надежность, все так же остается небезопасной и уязвимой даже к самым мелким деталям. Ежегодно в мире происходят десятки авиационных происшествий (или даже катастроф) различной степени тяжести. Причины у них разные. Однако, как правило, они связаны с пресловутым человеческим фактором. Одна из самых необычных подобных историй произошла в июне 1990-го в небе над Великобританией. Тогда из-за ошибки ремонтного персонала пилота буквально высосало наружу. Удивительно, но ему удалось спастись. Ниже — более подробная история уникального инцидента.
Рядовой полет
10 июня 1990 года был банальным, ничем не примечательным днем. В английском Бирмингеме к полету готовился самолет BAC 1-11-528FL. Рейс предстоял обычный, но приятный — пилотам и еще почти 90 пассажирам предстоял перелет в солнечную Малагу. Погода установилась вполне благоприятная. Дул небольшой ветер, температура воздуха — около 15 градусов. Подготовка к полету, заполнение документации и другие предрейсовые мелочи прошли штатно. Можно ограничиться банальной фразой — ничто не предвещало белы. И это будет справедливо.
Взлет и набор высоты также прошли без происшествий. Изначально штурвалом командовал второй пилот Аластар Атчинсон. После занятия эшелона он согласно инструкции передал управление командиру воздушного судна Тиму Ланкастеру. К 8:33 самолет достиг высоты 5 тысяч метров и находился близ города Дидкот. Опять же, согласно инструкциям тех лет, пилоты смогли ослабить ремни безопасности. Бортпроводники в свою очередь готовились разносить горячее питание. Полет проходил спокойно.
Резкий хлопок
Абсолютная авиационная идиллия закончилась вмиг. Пассажиры услышали со стороны кабины пилотов резкий хлопок — левую часть лобового стекла, там, где сидел капитан, буквально вырвало. Тотчас произошла резкая разгерметизация. Самого же пилота выбросило из кресла и вытянуло наружу. Потоком воздуха на скорости несколько сотен километров в час Тима прижало к фюзеляжу. Одновременно силой ветра вынесло дверь в кабину пилотов. Дверью повредилась приборная панель. Все бы ничего, но был разрушен один из радиомаячков, отвечающих за связь с диспетчерской вышкой. Ситуация сложилась не из легких.
На счастье капитана, в момент происшествия в кабине пилотов находился один из бортпроводников. Найджел Огден сумел молниеносно отреагировать и ухватить пилота за ноги.
— Я услышал шум и, обернувшись, увидел, что переднее стекло исчезло, а Тим выскальзывал сквозь проем, — так вспоминал позже стюард.
А самолет все летел. Естественно, что происшествие вызвало переполох среди пассажиров. И волноваться было от чего. Мало того, что произошла разгерметизация, судно начало резко терять высоту. Однако одна из стюардесс смогла взять ситуацию в руки и успокоить людей. Параллельно второй пилот восстановил контроль над самолетом. Вариантов не было — нужно было сажать самолет.
Тем временем бортпроводник пытался удержать капитана, который к тому времени потерял сознание. Наблюдать за его состоянием могли через другое стекло. Спустя несколько минут, оценив внешний вид пилота, в команде пришли к выводу, что он умер. Несмотря на это, бортпроводник все же удерживал пилота, хотя к тому моменту и сам получил серьезные обморожения рук. Остальные члены экипажа пристегнули Найджела ремнями безопасности к креслу. Бортпроводнику приходилось очень тяжело. В лицо били потоки ледяного воздуха, а тело пилота так и норовило выскользнуть.
Обратите внимание: ИСТОРИЯ РОССИИ.
Однако пилот оказался крайне везучим — он выжил. Но об этом позже.Экстренная посадка
Второму пилоту пришлось налаживать связь с землей и готовиться к срочной посадке. Изначально он хотел сесть в лондонском аэропорту Гатвик. Но наземные службы, взвесив все «за» и «против», направили воздушное судно в Саутгемптон. Это оказалось не самым лучшим вариантом. Дело в том, что второй пилот был практически незнаком с данным аэропортом. Проблему частично могли решить полетные документы, которые были в кабине, но их унесло наружу.
Несмотря на все «но», посадка прошла в штатном режиме. Даже не потребовалось вмешательство аварийных служб. Пассажиры спокойно сошли с самолета. С момента происшествия прошло 22 минуты. Но что же капитан? Удивительно, но спустя несколько минут он пришел в себя. Общими усилиями мужчину затащили в салон. Комично, но первая фраза, которую сказал Тим Ланкастер, дословно звучала так: «я хочу есть». Правда, до сытного обеда ему было далеко. Пилота срочно отправили в госпиталь. Кроме обморожения, у него диагностировали несколько незначительных переломов и многочисленные синяки. Бортпроводники и второй пилот также получили небольшие обморожения.
Спустя полгода пилот смог вернуться к работе. А вот бортпроводник, державший капитана, так и не оправился от шока и перешел на менее стрессовую работу. Его, как и еще одну стюардессу, наградили государственными орденами. Второй пилот летал аж до 2015 года.
Так в чем же причина
Все довольно банально. Незадолго до злополучного полета самолет проходил очередное техническое обслуживание, во время которого судну заменили ветровое стекло. Это произошло всего за сутки до полета. Техник, который занимался ремонтом, перепутал болты. Всего нужно было установить 90 болтов. Из них 84 оказались нужного размера, а шесть — короче. Казалось бы, мелочь. Однако этого хватило для практически фатальных последствий. Учитывая, что произошла разгерметизация, полет мог окончиться гораздо плачевнее.
Как потом говорили следователи, механика, ремонтировавшего стекло, допускать к данному виду работ допускать были не должны. Но из-за нехватки рабочих рук руководство сервисной организации закрыло на это глаза. Другой нюанс заключался в том, что ремонт происходил в ночную смену. Склад оказался плохо освещен. И техник не смог рассмотреть болты нужного диаметра. Более того, он не обратил внимание на то, что болты неплотно вставали в пазы. Заключительным фактором стало то, что техник не произвел проверку нагнетенным давлением, как того требовал сервисный регламент. Выяснилась и другая деталь: мастер даже не удосужился почитать документ перед началом ремонта. Особенно дико это смотрится на фоне того, что человек не имел права на проведение такого вида работ.
Тем удивительнее, что никакого наказания сервисный персонал, несмотря на явную вину, не понес. Уже позже начальник смены ремонтного пункта рассказал одному из изданий, что если бы все работы проводились согласно регламенту, то самолет не удалось бы отремонтировать в срок. Тем самым, сорвался бы график не только этого, но и десятков других суден. Это сулило многомиллионные убытки. Но факт остается фактом: ненадлежащее обслуживание едва не привело к серьезной трагедии.
Тем не менее, этот инцидент имел довольно серьезные последствия для авиации. Различные проверяющие службы провели полный аудит самой авиакомпании British Airways, а также пунктов технического обслуживания, дабы упредить подобные случаи в будущем.
Автор статьи: Алесь Крупский
Автор фото: из открытых источников
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: «я хочу есть» История пилота, которого буквально высосало из кабины, но он сумел выжить.