Во время моего визита на МАКС-2015 мое внимание привлекла группа старых Туполев, уныло сбившихся в кучу за забором авиасалона. Лучше всего был виден Ту-204, стоявший прямо у забора. Часть обшивки на киле с последними цифрами бортового номера отсутствовала и я не смог сразу опознать самолет. Быстрый поиск в Интернете помог восстановить номер, им оказался RA-64001: первый летный прототип Ту-204, позже переоборудованный в первый Ту-204-300.
Самолет с номером 64001 совершил первый полет 2 января 1989 года. В том же году самолет был впервые представлен публике на авиасалоне в Ле Бурже. Это было первое и последнее участие рейса 64001 в зарубежных авиасалонах: через 2 года рейс 64003 отправился во Францию.
В 1994 году начались работы по переоборудованию самолета в новую модификацию, получившую обозначение Ту-234. Фюзеляж укоротили на 6 метров, что уменьшило максимальное количество пассажиров с 212 до 166. Параллельно на самолет установили дополнительный топливный бак. Такие изменения позволили значительно увеличить дальность полета, и теперь обновленный Ту-204 мог преодолевать до 9250 километров. Таким образом, коллектив Туполева превратил среднемагистральный Ту-204 в дальнемагистральный, первый в истории ОКБ. Кроме того, это был первый в истории России дальнемагистральный двухмоторный самолет.
Однако ни одного полета в новой роли самолет 64001 не совершил.
Обратите внимание: Обзор трактора МТЗ Беларус-3022 с гидронавесной системой и его модификаций.
Модификация машины началась после того, как самолет выработал ресурс. Так Ту-234 послужил макетом, что, впрочем, не помешало продемонстрировать его на МАКС-95.Экономические последствия распада Советского Союза крайне негативно сказались на отечественном авиастроении. Не стал исключением и Ту-204 со всеми его модификациями. Проект Ту-234 долгое время был заморожен из-за отсутствия финансирования. В результате первый полет машины, получившей новое обозначение Ту-204-300, был совершен в 2003 году. Тогда же новинка была представлена на авиасалоне МАКС-2003.
Тогда казалось, что у проекта есть будущее. Интерес к Ту-204-300 проявили «Трансаэро» (логотип красовался на борту самолета RA-64026, а испытания по проекту финансировала сама компания), «КавМинВодыавиа», «КрасЭйр», «Пулково» и «Уральские авиалинии». Но реальность оказалась не столь радужной, и единственным крупным заказчиком стала дальневосточная авиакомпания «Владивосток-Авиа», которая эксплуатировала 6 самолетов этой модификации. Итог закономерен: на середину 2014 года в России в коммерческой эксплуатации не было ни одного Ту-204-300.
А борт 64001 все это время стоял в Жуковском в аэропорту Раменское. Он там и сейчас: старый, потрепанный, со снятыми в 90-х двигателями. Уникальная машина, ставшая прототипом сразу двух модификаций Ту-204 (базовой и дальнемагистральной), просто гниет под открытым небом.
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: Жизненный путь самолёта, ставшего прототипом для двух модификаций Ту-204.