Адмиралтейство-история строительства.

Адмиралтейство-история строительства.

годы постройки 1727-1738; 1806-1823

Архитектор Коробов И. К.; Захаров А. Д.

Адмиралтейство-история строительства.

Основание Адмиралтейство.

Адмиралтейство-история строительства.

До основания Адмиралтейства здесь, на левом берегу Невы, находилась деревня Гавгуево. В деревне было " два двора, душ мужского пола, лядей тяглых, 2, сена косили 20 копен а хлеба сеяли 6 коробей "

В начале октября царь отплыл с этим флотом на Ладожское озеро . В то же время был такой ураган , прошло шесть дней , прежде чем прибыл один в Шлиссельбург , где три дня ждал остальных кораблей , рассеянных штормом . Этот случай привел Петра к решению основать верфь поближе к Балтийскому морю , рядом с недавно основанной крепостью Санкт -Петербург.

По возвращении в Петербург Петр I немедленно приступил к поискам удобного места для Адмиралтейства , что заняло около двух недель . Выбор пал на деревню Гугуева . Место здесь уже было относительно ухоженным . Вдоль реки сюда вела дорога , которая была ответвлением старого Новгородского тракта . Хотя это и было неудобно , но все же упрощало доставку материалов на верфь из глубин России . Река Нева в этом месте достаточно широка , чтобы корабли могли спускаться со стапелей . Кроме того , это место располагалось на расстоянии пушечного выстрела от Петропавловской крепости , чтобы прикрыть Адмиралтейство огнем в случае его захвата противником .

Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года . По этому поводу император записал в своем дневнике : "Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились , длина 200 саженей , ширина 100 саженей " 

Считается , что первый проект верфи был сделан Петром I . Первое адмиралтейство представляло собой одноэтажное U - образное сооружение из саманного кирпича . Внутренний двор был окружен внутренним каналом . Во дворе планировалось создать 13 эллингов для постройки парусных судов . Под планом Адмиралтейства , Петром было записано : "Сей верф делать государственными работниками или подрядом, как лучше, и строить по сему: жилья делать мазанками прямыми без кирпича; кузницы обе каменные в 1/2 кирпича; амбары и сараи делать основу из брусья и амбары доделать мазанками, а сараи обить досками, только как мельницы ветряные обиты, доска в доску, и у каждой доски нижний край обдорожить и потом писать красною краскою. От реки бить поженными сваями"

Адмиралтейство-история строительства.
Адмиралтейство-история строительства.

Проект Петра I пришлось скорректировать , так как шведские войска тогда часто угрожали молодому Петербургу . Из -за этого было решено передать функции крепости Адмиралтейству . 24 июня 1705 года Меншиков приказал Яковлеву построить вокруг Адмиралтейства частокол , то есть земляной вал . Строительство других зданий было разрешено только в 150 саженях от крепостного вала .

Адмиралтейство строилось не так быстро . Этому "способствовали " шведы , которые в начале июля сожгли кирпичные заводы на реке Тосне . Выбор места для добычи леса на берегу Ижоры , в 25 верстах от Петербурга , оказался неудачным . Дорога до верфи заняла слишком много времени . Серьезный ущерб Адмиралтейству нанесло наводнение 5 октября .

Адмиралтейский приказ получил проект крепости вокруг Адмиралтейства в сентябре 1705 года [7 , с . 51 ]. По этому поводу Брюс писал Меншикову :"Сего сентября в 17 день от Вашего Превосходительства чертёж привезён, как строить крепость около двора Адмиралтейского, которое дело зачато сентября 20-го и для поспешания из фашин строить станем, а дёрном невозможно поспешить за опозданием времени. Против чертежа вышеупомянутого двора вымеряли и по размеру два бастиона в реке будут, где 3½ сажени глубины, которые нынешним поздним временем и за великими погодами строить зело трудно и поспешить невозможно, а как скоро замёрзнет река, то зачнём немедленно строить, а до того времени как те два бастиона строить станем, будут сделаны два маленькие бастиона, как на чертеже показано"

Вокруг стен Адмиралтейства были вырыты сухие рвы , которые для большей прочности были сделаны не из дерна , а из циничного дерева . В районе вокруг крепости был организован обширный луг , который был необходим для обзора огневой зоны в случае внезапного нападения (glacis ). Кроме того , Адмиралтейство защищало Гласис от частых пожаров в Морской деревне . На месте лугов со временем появились Александровский сад , Сенатская площадь , Исаакиевский собор и Дворцовая площадь .

1 октября 1705 года над башней с въездными воротами был установлен шпиль - второй в Петербурге после шпиля Петропавловского собора . Адмиралтейство как крепость было окончательно сформировано к 15 ноября . В этот день Яковлев докладывал Меншикову :"При С.-Петербурге на Адмиралтейском дворе милостию Божией всё хранимо и кроме двора крепость строением совсем совершилась и ворота подъёмные и шпиц, и по бастионам по всем пушки поставлены и рогатками обнесены"

Адмиралтейство-история строительства.
Адмиралтейство-история строительства.

В 1711 году Петр I приказал южную часть здания перестроить в камень , но башня тогда осталась мазанковой . Шпиль на нем был короткий , что не понравилось Петру I . Царь приказал установить более высокий шпиль в 1716 и 1717 годах . Под шпилем Адмиралтейства была устроена комната для государя . Стены были оклеены обоями , на окнах висела тафта . В центре стоял трон под балдахином .

Система каналов , обслуживающих Адмиралтейство , была окончательно создана к 1717 году . В августе этого года вода была пущена в Адмиралтейский сайт , который соединил верфь с складским комплексом "Новая Голландия ". Он использовался для транспортировки древесины со складов на строящиеся суда

Адмиралтейство-история строительства.

20 мая 1719 года Адмиралтейств-коллегия докладывала, что " спицного дела мастер Герман Ван Болес обещал шпиц достроить всякою столярною и плотничью работою своими мастеровыми людьми, а именно укрепить спиц, поставить на нём яблоко, корабль, отделать внутри и с лица того спица окошки, двери, кзымсы [карнизы], балясы, лестницы со всем как надлежит, кроме того спиц железом обить, на кровле того спица сделать два фонаря столярною и прочею работою как надлежит "

За эту работу мастер запросил 350 рублей , из которых 200 были выплачены вперед . Ему помогали русские мастера Иван Шпак , Иван Сухой и их товарищи , слесарь Герасим Иванов , ефрейтор Пимен Куликов , установивший часы у основания шпиля , и многие другие .

После очередного осмотра зданий Адмиралтейства в 1719 году Петр приказал заменить оставшиеся фахверковые здания каменными . Она была начата в 1721 году , а в 1728 году ее возглавил главный архитектор адмиралтейских зданий И . К . Коробов .

Проект И. К. Коробова

Адмиралтейство-история строительства.

Очевидно, что в 1720-х годах реконструкция Адмиралтейства велась весьма неспешно, так и не была завершена. В апреле 1732 года последовал указ императрицы Анны Иоанновны:...Адмиралтейскую башню, на которой шпиц (понеже оная со второго апартамента мазанковая и весьма пошатилась), за ветхостью ныне немедленно разобрать и для прочности сделать вновь всю каменную и шпиц поставить"

Коробов разработал несколько вариантов реконструкции Адмиралтейства . В одном из вариантов он предложил опустить Адмиралтейский шпиль на 15 метров , увенчав башню небольшой главкой . Это , по мнению архитектора , придало бы ему большую устойчивость . Но с этим не согласились старые адмиралтейские чиновники , для которых корабль , плывущий над Петербургом на высоком шпиле , успел стать символом превращения России в великую морскую державу . Поэтому был принят вариант проекта , который не только сохранил , но и увеличил высоту шпиля . Архитектор полностью переработал проект башни , увеличив ее высоту до 72 метров при сохранении общих пропорций . Для большей устойчивости шпиля его основание было опущено внутрь объема сооружения на 12 метров . Монтаж такого сложного инженерного сооружения снова курировал Герман ван Болес . Башня стала более элегантной по своему дизайну . Архитектурную композицию завершал восьмиугольный купол с круглыми часами на четырех сторонах . На позолоту шпиля было потрачено 17 ,8 килограмма чистого золота . Высотные работы по возведению нового шпиля вела артель плотников под руководством олончанина Артемия Филиппова .

Строительные работы велись с 1734 по 1738 год .

Позже здание Адмиралтейства было вновь перестроено , но шпиль ван Болеса сохранился , так как он стал одним из символов Санкт -Петербурга . Со временем вокруг него сложилось множество легенд и мифов . Идут споры о том , что это за корабль , по образу и подобию которого сделан Адмиралтейский корабль . Предполагается , что это мог быть военный корабль "Орел ", построенный в 1668 году при царе Алексее Михайловиче . Это был первый раз , когда был поднят российский военно -морской флаг . Прозвище Адмиралтейского шпиля , данное ему Александром Пушкиным , хорошо известно - "Адмиралтейская игла ".

В 1738 году " Комиссия по устройству Петербурга " придала Адмиралтейству градообразующую роль . На его шпиль было решено ориентировать не только Невский и Вознесенский проспекты , но и Средний проспект (ныне Гороховая улица ). Таким образом , Адмиралтейство стало композиционным центром знаменитого "Адмиралтейского трезубца " - трехлучевой системы улиц в центре Петербурга .

Адмиралтейство-история строительства.

При императрице Елизавете Петровне место Адмиралтейского училища внутри башни занимала церковь во имя Воскресения Христова . Указ о его создании был издан 23 июля 1747 года . Храм был спроектирован архитектором С . И . Чевакинским . Ради создания храма все помещения внутри башни пришлось переделать . Из -за постоянной нехватки средств церковь была освящена только 10 мая 1755 года , еще не достроенная , во имя святых Захарии и Елизаветы . Потолок был заколочен досками и накрыт брезентом . Стены были расписаны помощником Чевакинского архитектора М . А . Башмакова . По его собственному замыслу был создан резной иконостас , расписанный светлой ляпис -лазурной краской . Пилястры , рамы и вся резьба иконостаса были позолочены . Иконы для церкви написала художница Мина Колокольникова .

В это же время на башне Адмиралтейства появился колокол . У нас была надпись : "Этот колокол был отлит в Петербурге в Главной артиллерии в 1731 году , апреля 5 дня . Он содержит 59 фунтов из 35 фунтов " . Этот колокол пробил часы , оповещая рабочих о начале и конце рабочего дня . Он также проинформировал жителей Санкт -Петербурга об угрозе наводнения . Историк В . Н . Сашонко в книге "Адмиралтейство " в 1982 году сообщал , что колокол в то время еще находился в Адмиралтейской башне .

13 мая 1783 года на производственной площадке вспыхнул крупный пожар . Существовала опасность распространения огня на Зимний дворец , но ее удалось предотвратить . Адмиралтейская коллегия доложила императрице : "После бывшего сего 13 мая в полдень жестокого ветра и вихря через полчаса стоящий часовой на покрутом пути к Исаакиевской церкви усмотрел дым над адмиралтейскими магазинами с западной стороны от угла под крышею с наружной стороны и тотчас закричал, что в Адмиралтействе пожар, что наконец и другими с таковым криком подтверждено было... И хотя всё возможное употреблено было к погашению, но как ветер не токмо не уменьшался, но и усиливался, да и потому, что оное строение на углу прикрыто Адмиралтейским валом, то беспрестанный был вихрь; то и не оставалось другого способа, как употребить всевозможное к пресечению пожара сломанием железных крышек, что однакож три раза огонь делать воспрепятствовал. Но наконец то сделать удалось и закласть одну дверь, которая в брагмаурах была, и тем его остановить. В то же самое время, когда свирепствовал над магазинами, перекинуло огонь и внутрь Адмиралтейства, где строют корабли, в мастерские покои, не более 8,5 сажен, через сайт от горящих магазинов отдалённые и так же как первые железом крытые. В сем случае, почти оставя сие не важное и малозначущее строение, все силы употреблены были для сохранения близ самого его лежащий для отстроения кораблей приуготовленный лес, в чём и предуспели, который если бы не спасли, то не токмо сгорело бы всё Адмиралтейство, но и стоющиеся военные 100- и 74-пушечные корабли, которые совершенно безвредно остались, так как и ещё заложенный 100-пушечный"

Адмиралтейство-история строительства.

После случившегося Екатерина II хотела перенести верфь на территорию Кронштадта . Но этому воспротивилась Адмиралтейская коллегия . Чиновники , конечно , не хотели переезжать из центра Петербурга на далекий остров . Они сначала отложили проект переноса Адмиралтейства в Кронштадт , а затем составили смету в 9 000 000 рублей . Екатерина II , конечно , решила , что это слишком дорого . Вместо передачи верфи были высвобождены средства на ремонт и организацию дополнительных противопожарных мероприятий , что было завершено уже при Павле I .

В 1797 году Павел I приказал инженеру генерал -майору Жерару "немедленно " отремонтировать Адмиралтейство . При новом императоре , страстно любившем все военное , были приведены в порядок укрепления вокруг Адмиралтейства . Несмотря на бесполезность крепости в центре Петербурга , ее валы стали выше , каналы расчищены , а гласис покрыт дерном . На угловых бастионах были установлены новые срубы с флагштоками для поднятия флагов Мальтийского ордена .

Указом императора в 1798 году была основана Школа корабельной архитектуры , целью которой была подготовка специалистов "для пользы Балтийского и Черноморского флотов ". Ему была отдана часть помещений Адмиралтейства , Адмиралтейский оркестр был передан в его ведение .

В начале XIX века пост главного архитектора Адмиралтейства занял Чарльз Камерон . За короткое время он переделал стропила главного здания , устроил новую крышу , заново украсил зал "для присутствия Адмиралтейской коллегии " и начал переделывать семь смежных комнат . В процессе переделки печей в церкви он предложил перенести ее в другую часть здания , но на это получил отказ .

Адмиралтейство-история строительства.
Адмиралтейство-история строительства.

Проект А. Д. Захарова

Адмиралтейство-история строительства.

Император Александр I , взойдя на престол , начал очередную военную реформу , частью которой стало создание Морского министерства . Новое ведомство было решено расположить рядом с императорской резиденцией (Зимним дворцом ) - в Адмиралтействе , которое было решено коренным образом перестроить . Старая промышленная структура располагалась в непосредственной близости от дворянских особняков , в самом сердце имперской столицы . Его внешний вид не соответствовал статусу места , и укрепления были не нужны .

Александр I подумал , что из его окон уместнее было бы смотреть на солидное административное здание , а не на старые промышленные здания . В 1806 году по его указу архитектор Андреян Дмитриевич Захаров , ставший 25 мая 1805 года главным адмиралтейским архитектором , приступил к проектированию нового здания Адмиралтейства .

Сначала планировалось реконструировать только фасады . Соответствующий проект был подготовлен Захаровым в 1805 году . После этого ему было поручено составить проект более крупной реконструкции , которую архитектор представил 15 мая 1806 года . По расчетам Захарова перестройка Адмиралтейства должна была обойтись в 654 232 рубля . А "если сделать колонны , карнизы и другие украшения из пудожского камня , то еще нужно прибавить 110 000 рублей ". Все работы планировалось завершить за три года .

Одновременно с "экономичным " вариантом реконструкции Адмиралтейства Захаров сделал еще один , со сметой , превышающей первую в три раза (фактически было потрачено 2 ,5 млн рублей ). Архитектор описал свой проект : "Составляя сей проект первым правилом поставлял соблюсти сколь возможно выгоды казны, что и побудило меня старые стены и фундамент не расстраивать ломкою, почему и прибавлено новых стен весьма мало, как ясно видно из сего описания:
1-е. Ворота под спицею подняты выше, для укрепления стен оных прибавлен фундамент, дабы укрепление под спицею было твёрже чрез соединение новых стен со старыми. Спиц самый, не расстраивая нимало его связи, удержит настоящую свою фигуру, но фонарь, равно как и всё прочее строение, находящееся ниже спица, получит совсем другой вид. Церковь остаётся на прежнем своём месте;
2-е. По обеим сторонам сих главных ворот под спицею сделаны большие лестницы, ведущие в общий внутренний коридор, в арсеналы для хранения Адмиралтейских сокровищ, моделей и редкостей. За сими лестницами по сторонам помещены две гауптвахты, одна с арестантской для караула общего, а другая для артиллерийского, при которой находится большая кладовая для денежной казны;
3-е. По концам Главного фасада к Императорскому дворцу и монументу Петра I сделаны большие выступы в три этажа с подъездами и большими парадными лестницами, в средний этаж ведущими. Первой корпус, что к Императорскому дворцу, определяется для присутствия адмирал-департамента с его библиотекою, музеумом и прочими к нему принадлежностями, второй, что к монументу Петра I, для присутствия Адмиралтейств-коллегии с прочими её отделениями;
4-е. На Неву реку по обеим сего здания концам шлюпочные сараи соединены с наружными флигелями чрез продолжение оных до берега в один корпус, в средине коего сделаны над внутренним каналом большие ворота для впуску к магазинам барок. Над сими воротами поставлены павильоны вместо тех, кои ныне находятся на бастионах;
5-е. Весь нижний этаж под всем зданием и в некоторых местах в среднем этаже займутся кладовыми, в нижнем же этаже корпуса к монументу подле павильона сделана большая кузница. Все сии комнаты, магазины и кладовые для безопасности от огня будут со сводами"

23 мая 1806 года , сразу же после утверждения проекта , на его реализацию были выделены первые 200 000 рублей . Реконструкция Адмиралтейства началась через два дня .

Еще до утверждения контракта , в феврале 1806 года , Захаров подписал контракт с петрозаводским купцом Иваном Аврамовым на поставку в течение лета полутора миллионов кирпичей с ижорских адмиралтейских заводов .

В мае был заключен договор с петербургским купцом Антоном Мельниковым , который взялся за внутреннюю реконструкцию Адмиралтейства с демонтажем старых стен до основания и закладкой новых фундаментов и стен .

Проект Захарова осуществлялся в несколько этапов . В первую очередь работы велись в той части верфи , которая была ближе всего к Зимнему дворцу .

Судя по донесениям самого Захарова , всего за один год старые постройки со стороны дворца были разобраны в нужных местах , сделаны новые фундаменты , возведены новые стены до среднего этажа . Здесь находились жилые комнаты высшего командного состава Военно -морского министерства , и поэтому они были более богато украшены , чем другие .

На втором этаже находилась квартира министра военно -морского флота . В этом же корпусе Захаров спроектировал парадную лестницу. В качестве прототипа которую впоследствии К.Росси выбрал в качестве прототипа для парадной лестницы Михайловского двворца. Она украшен скульптурами Афины Паллады и Геракла . Аналогичная лестница была спроектирована Захаровым в западном крыле..

Адмиралтейство-история строительства.

Сохранилась официальная часть квартиры морского министра . До наших дней сохранились не только интерьеры , но и мебель , некоторые декоративные элементы . В бывшей квартире есть две прихожие , где сохранились старое зеркало и резная дубовая вешалка . За ними следует Голубая гостиная - бывшая приемная министра . Здесь сохранилась мебель из красного дерева 19 века с бронзовыми накладками , бронзовые часы и настольная лампа . За Голубой гостиной находится кабинет с окнами , выходящими на Зимний дворец и Александровский сад . Он двухцветный . Есть два встроенных шкафа с позолоченными накладками . В двух углах стоят большие вазы . Из Главного зала двери ведут в Библиотеку и бывшие жилые помещения , помещения для прислуги . За библиотекой находится небольшая комната с двумя угловыми каминами и резной деревянной люстрой . Вероятно , она использовалась как официальная столовая .

По словам помощника Захарова А . Г . Бежанова , в апреле 1807 года на стройке работало 1125 человек . Во время строительного сезона 1807 года началось строительство восточного павильона , для которого были установлены перемычки в устье и в середине внутреннего сайта и установлен водяной насос . Одновременно велись работы по реконструкции корабельных ангаров .

В 1808 году , когда восточное здание Адмиралтейства было уже под крышей , Александр I заметил , что из его комнат "открывается вид на Галерную гавань и устье Невы "

Поэтому Захарову пришлось пересмотреть планировку всего здания , чтобы сделать большее расстояние от берега Невы . Впоследствии эта корректировка позволила создать широкую Адмиралтейскую набережную .

Перепланировка проекта с соответствующими строительными работами обошлась казне примерно в 100 000 рублей . 3 июня 1808 года Захаров докладывал морскому министру Чичагову , что из -за решения царя " выступ с фронтоном из двенадцати колонн примет иной вид , и большую его часть нужно будет разбить и снова начать засыпать сваями , а ворота , устроенные на выступе , останутся в стороне ... с этим изменением внутреннее убранство прежних палат также должно быть изменено в соответствии с планировкой плана , и поэтому невозможно украсить их следующей весной , которую мы еще должны привести в тот же вид , что и сейчас , но в связи с предполагаемым переносом правительственных учреждений , построенных следующей весной частично на дворцовую сторону , начавшуюся этим летом со всей отделкой , было бы невозможно ввести в действие "

Расформирование " лишней " части восточного корпуса было поручено крестьянам Ивану Жерехову , Петру Егорову , Ивану Дехтереву и купеческому сыну Ивану Пахомову . Руководство этими работами осуществлял помощник Захарова Бежанов .

Между тем реконструкция Адмиралтейства продолжалась . Следующим шагом было переделать ту часть здания , где располагалось Адмиралтейское училище . В качестве временного места для школы был выбран близлежащий дворец Чернышевского (позже перестроенный как Мариинский ), и Захаров также участвовал в его адаптации перед переездом . Адмиралтейское ведомство снимало комнату в соседнем доме графини Кутайсовой (Адмиралтейский д . 8 ).

В 1809 году в перестроенной восточной части Адмиралтейства были достроены помещения и построен восточный павильон .

Обратите внимание: У археологов появились доказательства, что славяне населяют Европу с древнейших времен.

Одновременно началась реконструкция главной башни . В марте началась перепланировка церкви . Старый иконостас был разобран и перенесен "на предполагаемую постройку церкви на кладбище Ижорского завода " Тогда же был заключен договор с купцом Самсоном Сухановым на поставку пудостского камня для башни .

Летом 1810 года начались работы по отделке помещений Адмиралтейского училища на втором и третьем этажах , а также парадной лестницы . Было решено поручить это Пьетро Скотти с помощниками Барнабаса Медичи и Фридолино Торичелли .

Они должны были сделать некоторые простые декоративные работы и покрасить стены в оранжевый , розовый , бежевый , синий , палевый , фиолетовый и другие цвета , чтобы сделать офисное пространство менее формальным .

Поскольку Захаров постоянно спешил сдать помещения Адмиралтейской коллегии , объем этих работ со временем был сокращен (вместо двух десятков комнат художникам дали только четыре ). В связи с этим Медичи отказались работать . Несмотря на многие недостатки , 25 августа Адмиралтейская коллегия все же переехала в новое помещение . Из -за обнаруженной сырости помещение пришлось оборудовать дополнительными чугунными печами , что Бежанов и сделал из -за болезни Захарова .

С конца 1810 года здание Адмиралтейства было перестроено со стороны Петровской площади . 15 ноября было заключено соглашение с крепостным князем А . Б . Куракиным , крестьянином Алексеем Буткиным "о том , чтобы он , Буткин , в течение этого года или весной следующего года выбил до семисот свай под фундаменты здания по новому проекту Главного Адмиралтейства на большом уступе по направлению к памятнику с казенными пятиместными копрами и телегами весом шестьдесят и пятьдесят пудов ."

9 марта 1811 года Бежанов доложил Захарову , что Буткин завершил забивку 491 сваи , чего было вполне достаточно . К концу 1811 года была полностью перестроена только восточная сторона Адмиралтейства , где еще шли отделочные работы , в частности в библиотеке , конференц -зале и на главной лестнице . В это время нижний этаж , предназначенный для хранения вещей , был уже занят . Здесь временно размещались часть архива Адмиралтейства с переплетчиком , военно -судебная комиссия и Казначейская кладовая . Восточный павильон готовился к размещению архива . Башня и ее левое крыло были построены , но без сводов и лестниц . Западное здание было построено только "на половину высоты среднего этажа ", а западный павильон еще даже не был закончен .

Строительство было частично приостановлено из -за Отечественной войны 1812 -1814 годов . Тогда строительные материалы хранились незащищенными от непогоды , а готовые фундаменты разрушались . Это еще больше задержало строительство нового адмиралтейства .

Строительство западного павильона началось весной 1814 года . В начале августа 1815 года был издан приказ "завершить строительство павильона в направлении памятника Петру Великому этим летом " . Каменные работы выполняли крестьяне Костромской губернии Корнил Дмитриев и Логин Корнилов .

В том же 1815 году на башне Адмиралтейства были установлены часы , четыре медных циферблата для которых изготавливались на Ижорских заводах . Они были запущены в первой половине ноября .

Следующий , 1816 год был посвящен штукатурке всех фасадов Адмиралтейства . Только после этого была завершена установка скульптур . В начале 1817 года для павильонов были изготовлены резные деревянные дельфины . Архитектор Гомзин считал их слишком тяжелыми , но пригодными в качестве моделей для изготовления фигур из листового железа или жести . Они должны были быть укреплены на павильонах в первых числах мая 1818 года .

Решение засыпать грунтом и мусором часть Адмиралтейского сайта напротив Адмиралтейства было принято в конце 1811 года . Почва для этого должна была быть взята с соседних бастионов . Однако эта работа не была выполнена , и о ней временно забыли .

А весной 1816 года встал вопрос о облицовке берегов Адмиралтейского сайта гранитом , установке вдоль него чугунной ограды и установке трех каменных мостов . Это было предусмотрено Захаровым . При этом предлагалось просто засыпать сайт от Зимнего дворца и Адмиралтейской площади . Первый вариант оценивался в три миллиона рублей , второй -в два раза больше . Последний и был утвержден 31 марта 1816 года .

С 31 июля на заполнении сайта ежедневно работало 600 солдат , которым платили по 30 копеек в день . К середине сентября сайт со стороны Зимнего дворца был засыпан , а остальные работы перенесены на следующий год . В 1817 году были также проведены работы по засыпке внутреннего сайта .

Адмиралтейство сохранило первоначальный план двух П -образных корпусов . Захаров старался максимально использовать старые стены . Например , предусмотрев в стене между башней и шестиколонным портиком всего 11 окон , а не 21 , как у Коробова , он позаботился о том , чтобы оси новых окон совпадали с осями существующих , а остальные были заделаны . Сохранились и деревянные конструкции старой башни . Захаров , так сказать , "поставил их в футляр у стен " нового . Архитектор увеличил прежнюю высоту двухэтажного здания (9 ,92 метра ) до 16 .51 метра..

Захаров построил третье здание Адмиралтейства , ставшее символом морской мощи России . Главный фасад имеет длину 408 метров . Высота башни со шпилем осталась прежней -72 метра . Лодка весом 65 килограммов покрыта двумя килограммами чистого золота . Он действовал как флюгер .

Здание богато украшено скульптурами . Перед башней стоят две скульптуры , изображающие нимф , держащих небесную и земную сферы .

Адмиралтейство-история строительства.

Они были выполнены скульптором Ф . Ф . Щедриным .

По углам первого яруса башни стоят статуи античных героев : Александра Македонского , Ахилла , Аякса и Пирра . Они были сделаны из пудостского камня скульптором Ф . Ф . Щедриным . Над колоннадой расположены 28 скульптурных аллегорий : огонь , вода , земля , воздух , четыре времени года , четыре стороны света , богини Исида (покровительница кораблестроения ) и Урания (муза астрономии ). он принимал участие в создании скульптур . Пименов , В . И . Демут -Малиновский , А . А . Анисимов .

Центральная башня Адмиралтейства украшена горельефом "Учреждение флота в России ". Его автор - скульптор И . И . Теребенев . В центре -бог морей Нептун , который передает свой трезубец (символ власти над морем ) Петру I . Минерва стоит рядом с царем , глядя на берега Невы , где нимфы и тритоны заняты постройкой кораблей . Скала в центре изображает Россию в виде женщины в короне . В правой руке она держит булаву Геркулеса -знак силы , в левой -рог изобилия , которого Меркурий касается жезлом . С другой стороны , Вулкан опускает оружие с ног России как символ победы над врагами . Летящая богиня победы несет флаг России к океану , где плавает русский флот в окружении морских божеств .

В 1812 -1813 годах Теребенев создал горельефы для четырех фронтонов . Со стороны Зимнего дворца установлен "Гений Славы , венчающий науку ", со стороны Сенатской площади - "Гений Славы , венчающий военные подвиги ". Восточный портик главного фасада украшен горельефом "Фемида , венчающая произведения художника ", а западный - "Фемида , награждающая за военные и морские подвиги ".

Адмиралтейство Захарова первоначально было украшено скульптурой гораздо богаче , чем сейчас . В двух павильонах на постаментах стояли фигуры , изображающие Европу и Азию скульптора Демута -Малиновского , Африку -Анисимова , Америку -Пименова . На противоположной стороне два боковых входа были украшены аллегориями Волги , Дона , Днепра и Невы . Волгу и Дон создал скульптор Анисимов , Неву и Днепр -Пименов . Они располагались лицом к Невскому проспекту . Енисей и Лена Демут -Малиновская шли со стороны Сенатской площади . На фронтонах стояли еще 12 скульптур , изображающих месяцы года .

Интересно , что Захаров тоже хотел нарядить северную невскую сторону Адмиралтейства . "Мосты с железными прутьями должны были пересекать каналы на набережной Невы , а по бокам устьев каналов должны были быть недавно сделанные бастионы из гранита , окруженные изнутри железным прутьем , с пушками , обращенными к Неве (всего 36 пушек ). Сайт перед арками расширялся , образуя прямоугольный бассейн с лестницами к воде ". Кроме невского фасада , не были реализованы и некоторые другие декоративные детали : орлы над воротами , корабельная корма на постаментах , фурнитура на часах .

Работа над проектом Захарова была завершена в 1819 году . В декабре архитектор Гомзин представил собственный проект внутреннего убранства Адмиралтейства . Он предложил перепланировать некоторые из них с герметизацией старых и пробивкой новых дверных проемов , строительством дополнительной лестницы , установкой голландских изразцовых печей . Все это должно было произойти в 1820 году .

Адмиралтейство-история строительства.

В связи с демонтажем старого Исаакиевского собора и строительством нового министр духовных дел и народного просвещения князь Голицын весной 1821 года обратился к Морскому министру с предложением разместить временный храм для прихожан Св. Исаака. Айзек. Айзек. Айзек. Айзек. Исаак Сирин. Исаакиевский собор в Адмиралтействе. Место для этого храма было определено там, где Захаров спроектировал вторую парадную лестницу напротив дома Лобанова-Ростовского, только что перестроенного архитектором О. Монферраном. Монферрану также было поручено спроектировать новую адмиралтейскую церковь, которая была организована Комиссией по строительству собора Святого Петра.

Престол, иконостас с царскими вратами и другая утварь были перенесены сюда из старого Исаакиевского собора. Интерьер украшен 26 белыми ионическими колоннами. Временная церковь так понравилась Александру I, что император приказал ее не закрывать и передать в Адмиралтейское ведомство. 12 декабря 1821 года главный придел церкви был освящен в честь святого покровителя моряков Спиридона Тримифунтского, а второй-во имя Исаака Далматинского. Главными образами здесь были изображения святых Константина и Елены в серебряном окладе, древний образ "Коронации Божией Матери", большой образ святителя Николая Чудотворца. В этой церкви они молились при закладке и спуске кораблей.

Многие скульптуры в Адмиралтействе изображали древних богов, которых православные священники считали языческими. Кроме того, они исполнялись обнаженными. Это не нравилось духовенству, работавшему как в самом Адмиралтействе, так и вблизи него. Они начали борьбу с обнаженными статуями, которая велась около 40 лет.

Двор здания был выложен кирпичом без всякой отделки. С внутренней стороны первого этажа здания Адмиралтейства находилась открытая галерея-аркада, которая примыкала к каналу и соединяла две невские арки-павильоны. В этих галереях по проложенным там чугунным рельсам передвигались тележки с материалами

Адмиралтейство-история строительства.

К моменту завершения реконструкции Адмиралтейства архитектора Захарова уже не было в живых . Он умер 27 августа 1811 года . Работы были завершены к 1823 году тремя его помощниками : академиком А . Г . Бежановым (с 1811 по 1813 год ), архитекторами Д . И . Калашниковым (с 1813 по 1816 год ) и И . Г . Гомзиным (с 1816 года ). Они также переделали скульптурное убранство здания , чтобы хоть как -то сгладить его конфликт с церковью . После открытия церкви Св . Спиридону Тримифунтскому , учебнику Захарова Ивану Григорьевичу Гомзину было поручено составить новый проект декоративного оформления Адмиралтейства . В докладе от 6 марта 1823 года он предложил заменить одни цифры приличными , а другие просто "одеть ".":"На фронтоне большого портика, в коем ныне устроена церковь, заместо имеющихся трёх стоячих фигур, изображающих годовые месяцы, именно: март, апрель и май, каковые надлежит снять, и заместо оных сделать и поставить... точно в такую же меру стоячие же Веру, Надежду и Любовь... Две же фигуры по сторонам входных дверей, из коих одна мужская, а другая женская, представляющие две знатнейшие российские реки, каковые можно переделать из оных же, только с прибавкою с оным некоторой части пудостского камня для перемены некоторых частей и обнажённости"

Мужскую фигуру Гомзин предложил переделать в статую Ионы, а женскую - в Марию Магдалину. Предполагалось также "христианизировать" и горельеф на фронтоне Адмиралтейства. Гомзин рассчитывал, что за переделку скульптурного убранства возьмётся один из создателей первого варианта - В. И. Демут-Малиновский. По его мнению, это бы сделало изменения наименее заметными. Все эти предложения не были осуществлены и "языческие" статуи долгое время соседствовали с православным храмом.

У современников новое здание Адмиралтейства вызывало в основном положительные эмоции. Оно не потеряло своей архитектурной актуальности до сих пор, как-бы скрепляя собой весь исторический центр Санкт-Петербурга.

После закрытия верфи

Наконец , производство кораблей на территории Адмиралтейства было прекращено в 1844 году . К этому времени было завершено строительство Новой Адмиралтейской верфи в конце Английской набережной , куда было перенесено производство . После закрытия старой верфи каналы , обслуживающие ее , больше не были нужны . Они были погребены или заключены в трубы . Так на месте Адмиралтейского сайта появился Конногвардейский бульвар .

Указом императора Александра II от 27 октября 1858 года церковь святого Спиридона Тримифунтского была названа кафедральным собором [6 , с . 71 ]. Через год его фронтон был украшен крестом на шаре , выполненным по рисунку И . К . Риглера . Он также создал здесь в 1863 году каменную колокольню с шестью колоколами .

Свою роль сыграло появление внутри Адмиралтейства собора , а не церкви . Скульптурное убранство Адмиралтейства в начале 1860 -х годов все еще не могло устоять перед его натиском . Главным инициатором расправы над языческими божествами был главный жрец армии и флота В . И . Кутневич . Благодаря его активным действиям , Александр II , наконец , последовал примеру церкви и приказал уничтожить скульптуры , изображающие четыре континента , шесть рек и 12 месяцев . Разрушение скульптур произошло , несмотря на протесты многих известных художников , скульпторов и ученых .

В 1869 году на башне Адмиралтейства появились новые зимние куранты . Их механизм работал до 1907 года , когда его остановили , а циферблат подключили к новым электрическим приборам .

Адмиралтейство-история строительства.

С 1855 по 1881 год Морским министерством, расположенным в Адмиралтействе, управлял великий князь Константин Николаевич (брат императора Александра II). Здесь работали второе по величине учреждение Главного штаба ВМФ, а также военно-морской суд, Главное гидрографическое управление Главного управления кораблестроения и материально-технического обеспечения, Морской технический комитет, Гидрографическая экспедиция Балтийского моря, управление военно-морского ведомства, училище морской архитектуры.

Морской музей возобновил свою работу в Адмиралтействе в 1860-х годах. Основу его книжного собрания составили библиотека, приобретенная министром военно-морского флота адмиралом П. В. Чичаговым в Копенгагене, и пожертвования частных лиц.

Судьба пустующей земли во дворе Адмиралтейства, опустевшей после закрытия верфи, была решена в 1874 году. Здесь предлагалось построить новую городскую площадь. Но морской министр Краббе принял другое решение. Участки вдоль Невы были проданы частным лицам. Вскоре это пространство было застроено особняками, что делало невозможным наблюдение за зданием Адмиралтейства с Невы в полном объеме. Перед ними была Адмиралтейская набережная-самая молодая из набережных исторического центра Санкт-Петербурга.

Одновременно со строительством Адмиралтейской набережной был заново позолочен Адмиралтейский шпиль. В то же время внутри него был установлен громоотвод.

После трагической смерти Александра II в 1881 году великий князь Константин Николаевич подал в отставку. Его пост занял великий князь Алексей Александрович (младший брат императора Александра III).

В 1886 году оригинал корабля стал выставкой Военно-морского музея, копия его была установлена на шпиле. Потом по городу стал ходить рассказ о некоем мастере, который без помощи леса обходил яблоню и делал необходимую работу. Якобы ему не выплачивали денежное вознаграждение в течение двух лет, потому что не могли проверить качество выполненной работы. На что мастер ответил: "Ну, иди и посмотри, там все видно.Затем на фигуре корабля была выгравирована надпись: "Обновлен в 1884 году 1 октября архитектором Ригелером, смотрителем капитаном 1 ранга Тегелевым, помощником штабс-капитана Степаном Кирсановым."

Музей в здании Адмиралтейства в начале ХХ века был открыт по вторникам, четвергам и воскресеньям. Это мог быть кто угодно. Вход был бесплатный. Экскурсия по музею началась с зала, посвященного Петру Великому. В настоящее время музей закрыт для постоянных посетителей.

Адмиралтейство-история строительства.

Осенью 1910 года Адмиралтейство оказалось в центре печального события - похорон одного из первых русских авиаторов Льва Макаровича Мациевича. Гроб с его телом 29 сентября был выставлен в церкви святого Спиридония для панихиды. От Адмиралтейства траурная процессия, в которой по некоторым свидетельствам участвовало более 100 000 человек, проследовала до Александро-Невской лавры .

Последним морским министром Российской империи стал Иван Константинович Григорович, заступивший на эту должность в 1911 году.

Адмиралтейство-история строительства.
Адмиралтейство-история строительства.
Адмиралтейство-история строительства.
Адмиралтейство-история строительства.
Адмиралтейство-история строительства.
Адмиралтейство-история строительства.

ова

Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.

Источник статьи: Адмиралтейство-история строительства..

Написать комментарий