Аэровагон инженера Абаковского и причем тут Тула

Новостная лента социальной сети ВКонтакте выдала вот такое чудо, без какого-либо описания.

Фото из Яндекс.поиска.

Фото было размещено в одной из железнодорожных групп с которой в начале весны была достигнута договоренность о праве брать оттуда фотографии для сайта, тем более далеко не все читатели зарегистрированы в соцсети ВК или состоят в данной группе. Правда через несколько месяцев договоренность была аннулирована с их стороны, но я полез в Интернет, откуда стало ясно, что разместивший в группе товарищ просто скачал ее с сети и не имеет на нее авторских прав, так что я легко оригинал фото взял из Яндекс.поиска.

Перед нами предстает аэровагон инженера Абаковского. Валериан Абаковский родился в Риге в 1895 году, надо заметить, что тогда этот город был частью России, более того Рига была одним из центров зарождения отечественного автомобилестроения, вспомните фирму Руссо-Балт, а завод на котором она выпускалась так и назывался Русско-Балтийский вагонный завод. И находился он в Риге. После раздела империи, связанной с революцией, Абаковский оказался на территории вновь образованной РСФСР, где он обосновался в Тамбове и работал шофером в местной ЧК.

Об образовании Абаковского ничего не известно, но инженером по образованию он точно не был. Хотя он вырос в среде немецких колонистов и даже хорошо овладел немецким языком, и интересовался техническими новинками. Но все же его можно назвать изобретателем самоучкой. Как бы то ни было, но именно он приблизительно в 1920-м году сконструировал аэровагон - моторную дрезину с авиационным пропеллером, первый такой вид подвижного состава именно в России, поскольку впервые подобный вид железнодорожной техники был создан в Германии в 1919 году.

24 июля 1921 года, аэровагон на Курском вокзале Тулы, на фото во втором ряду, справа, в кожаной фуражке, стоит выше прочих ближе к пропеллеру изобретатель Вениамин Абаковский, источник фото https://pastvu.com/p/1222550

Собственно аэровагон Абаковского представлял собой одиночный вагон необычной формы, изготовленный в основном из фанеры, а передняя часть была усилена жестью. Для достижения хорошей аэродинамики переднюю часть сделали обтекаемой, клиновидной формы, а крыша была выполнена скошенной. Кстати, задняя часть обтекаемой не была, а поэтому вагон надо было подобной паровозам разворачивать при следовании в обратный путь. В передней части вагона был установлен авиационный двигатель, который вращал деревянный двухлопастный винт диаметром почти три метра. Места для сидений располагались в средней и задней части вагона. Моторная дрезина вмещала порядка 20-25 пассажиров.

Аэровагон был построен за несколько месяцев, заинтересовал новая революционную власть и в 1921 году начались его испытания. К лету 1921 года опытная дрезина прошла порядка 3000 км. При этом опытные поездки можно сказать оказались успешными. Авиационный двигатель обеспечивал высокую скорость, которая на испытаниях была достигнута в 140 км/час. Для тех лет невероятный успех.

Обратите внимание: Русский Леонардо. Гиперболоид инженера В.Шухова.

Более того аэровагон оказался экономичным, он потреблял сравнительно мало горючего.

Разработка была признана заслуживающей внимание и кому-то пришло в голову прокатить в аэровагоне участников работавшего в Москве III конгресса Коммунистического Интернационала и I конгресса Красного интернационала профсоюзов. А заодно и показать зарубежным товарищам достижения молодого советского государства.

А теперь при чем тут Тула. А все дело в том, что зарубежные гости отправились на аэровагоне ознакомиться с обстановкой в Подмосковном угольном бассейне - в Тулу и Щекино, которые работали очень успешно.

Поездка началась с Курского вокзала Москвы. Отправление было торжественным, под звуки Интернационала. До Щекино аэровагон ехал со скоростью 42,5-48 км/ч, никаких проблем не возникло. В Щекинском районе делегаты познакомились с работой шахт. В Щекино аэровагон развернули и на нем делегаты доехали до Тулы, проследовав немного назад. В Туле гости посетили оружейный завод и городской театр, где было проведено заседание городского Совета.

На обратном пути поспешили в Москву, в результате ехали уже со скоростью 80 км/ч. При этом в 18.35 на 104-й версте, в районе Серпухова, аэровагон на полной скорости слетел с рельсов и разбился в щепы. В аэровагоне ехал и его изобретатель - Валериан Абаковский, который погиб на месте и ему было всего 25 лет. Он оказался среди шести погибших на месте, помимо него трагически оборвалась из-за аварии жизнь болгарского революционера Ивана Константинова, одного из основателей компартии Великобритании Уильяма Хьюлетта, немецких делегатов О. Струпата и О. Гельбриха и американца  Джона Фримана. Еще один почетный пассажир видный политический деятель того времени товарищ Артем (Сергеев) погибнет от ран.

Существуют две версии случившегося. По одной из них авария произошла из-за плохого состояния железнодорожных путей, по второй - была организована диверсия, так некоторые очевидцы сообщали о подложенных на рельсы камни.

Как бы там ни было, но проект после этого был закрыт.

Сайт "ПАНТОГРАФ".

Уважаемые коллеги, если у Вас имеются интересные фотографии и материалы по теме железных дорог или городского транспорта, Вы можете их присылать по адресу электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. - для публикации в разделе.

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы сайта:

Электровоз 2ЭС10. Гранит

Тула-Орел-Ливны-Орел-Тула-2011. Архивные ж./д. фото

Железнодорожные сюжеты-2012

#поезда #железная дорога #железные дороги #транспорт #железнодорожный транспорт #интересные факты #история ссср #техника #эксперименты #локомотивы

Еще по теме здесь: Новости науки и техники.

Источник: Аэровагон инженера Абаковского и причем тут Тула.