Белое безмолвие. Пропавшая экспедиция капитана Франклина

Фото из открытых источников.

Автор:Прохожий.

На протяжении многих лет поиски легендарного Северо-Западного прохода, более известного как маршрут на Тихий океан через Арктику, разочаровывали многих знаменитых исследователей, включая Фрэнсиса Дрейка, Франсиско де Уллоа, Генри Гудзона и Джеймса Кука. Но в XIX веке, с лучшими научными и географическими знаниями о суровом регионе, поиск пути был предпринят всерьёз более чем 65 экспедициями, по сравнению с девятью походами в 1700-х и двадцать одним в 1600-х годах. Норвежские, русские, шведские исследователи стремились пробиться через лёд, но как оказалось, никто не был более одержим этой идеей, чем англичане.

Северо-Западный проход обладал привлекательностью, прежде всего из-за значительного сокращения времени при переходе из Атлантики в Тихий океан. Единственные существующие на то время варианты - обойти мыс Доброй Надежды в Южной Африке или мыс Горн в Чили, занимали несколько недель и означали прохождение через суровые воды. Открытие торгового пути через Арктику предоставляло широчайшие возможности коммерческому судоходству.

Второй секретарь Адмиралтейства сэр Джон Барроу. Изображение из открытых источников.

Движущей силой британских арктических исследований был Джон Барроу, второй секретарь Адмиралтейства с 1808 по 1845 год и вице-президент Королевского географического общества. Сын кожевника, Барроу добился высокого положения в военно-морском флоте, попутно став баронетом, проявив себя умелым администратором во время Наполеоновских войн. После того как Франция потерпела поражение, ему было поручено найти более мирные занятия для большого количества кораблей и офицеров британского флота.

Начиная с 1818 г. Барроу отправлял экспедиции на север, чтобы нанести на карту все заливы канадской Арктики. В течение последующих 27 лет морские исследователи предприняли несколько безуспешных попыток разгадать загадку Северо-Западного прохода. Однако, труды мореходов не пропали даром. Им удалось создать подробные карты многих миль арктического побережья. Вооружённый новыми знаниями, Барроу был уверен, что скоро они смогут добраться до Тихого океана. В письме 1844 г. к лорду Харрингтону, первому лорду Адмиралтейства, Барроу уверенно высказывал мнение, что «…открытие, или вернее, завершение открытия прохода…не должно быть оставлено после того, как столь много было сделано и осталось сделать самую малость.»

Английский полярный исследователь капитан Джон Франклин. Изображение из открытых источников.

Барроу решил снарядить большую экспедицию, далеко за Полярный круг. Во главе экспедиции был поставлен опытный 59-летний капитан Джон Франклин. Несмотря на возраст, он был полон сил и считался уважаемым исследователем Арктики. Франклин стал известен в Британии после своей первой арктической экспедиции, в которой половина его команды умерла от голода, а сам капитан заработал прозвище «человек, съевший свои сапоги», после того, как ему буквально пришлось это проделать, чтобы остаться в живых.

Франклин предложил пройти через мыс Уокер и остров Бэнк. Если это окажется невозможным, он направится на север через пролив Веллингтона и пойдет на север от пролива Барроу. В мае 1845 года экспедиция отправилась в путь на двух бывших бомбардирских кораблях «Эребус» и «Террор» приспособленных для полярных исследований. Непосредственными капитанами кораблей были соответственно Джеймс Фитцджеймс и Френсис Крозье. Общая численность экипажей составляла 129 человек.

Слева капитан "Эребуса" Джеймс Фицджеймс, справа капитан "Террора" Френсис Крозье. Изображение из открытых источников.

Оба судна имели по бортам 25-сантиметровые пояса из дерева, листовое железо в носовой части, чтобы прорубать морской лед и дополнительные балки усиления корпуса. На кораблях были установлены паровые локомотивные двигатели, позволявшие развивать скорость до 4 узлов (7,4 км/ч). Гребные винты и рули для защиты от повреждений могли убираться в металлические ниши. Паровое оборудование обеспечивало горячую воду и отопление.

«Эребус» и «Террор» могли похвастаться библиотекой из 2900 книг и журналов. Продовольственные запасы включали 15 099 кг консервированного мяса, 4036 кг консервированных овощей и 11 628 литров концентрированного супа. Кроме того, в распоряжении команд имелось 4286 кг шоколада, 3215 кг табака, 910 литров вина и 4218 кг лимонного сока для борьбы с цингой. В общей сложности запасов провизии должно было хватить на три года.

12 мая корабли были отбуксированы по Темзе из Вулвича в Гринхит, графство Кент, где были проведены последние приготовления и доставлены на борт порох и магнитные приборы. 19 мая 1845 г. винтовой пароход отбуксировал корабли в Северное море.

"Террор" во время экспедиции в Арктику 1836-37 г.г. Изображение из открытых источников.

25 июня экспедиция пересекла Полярный круг и через пять дней прибыла к островам Китовой рыбы у западной Гренландии. Бросив якорь в Баффиновом заливе, корабли приняли дополнительный запас провизии с корабля снабжения. 26 июля два британских китобоя столкнулись с «Эребусом» и «Террором», все еще находившимися в Баффиновом заливе, но готовившимися двинуться на восток в пролив Ланкастер. Они были последними из европейцев, кто видел британских моряков живыми.

Спустя год от экспедиции Франклина не было никаких известий. Однако Адмиралтейство поначалу отнеслось к этому безразлично. Мало того, отсутствие известий воспринималось в Лондоне как признак успеха. Да и сам капитан Франклин перед походом объявил, что возвратится только тогда, когда запасы провизии будут исчерпаны. К 1847 г. Адмиралтейство разослало торговцам Компании Гудзонова залива и китобоям коммюнике, в котором настоятельно просило обратить особое внимание на признаки экспедиции Франклина. К этому времени родственники начали проявлять беспокойство за судьбу пропавших моряков, однако Адмиралтейство вновь отказалось предпринимать какие-либо действия по поиску экспедиции. Лишь в марте 1848 г., под давлением общественности, Адмиралтейство предложило 100 гиней любому китобою с новостями об «Эребусе» и «Терроре». Леди Джейн Франклин также пообещала 2000 фунтов за любую информацию об экспедиции.

Экспедиция капитана Франклина. Изображение из открытых источников.

Наконец 9 мая 1848 г.

Обратите внимание: Экспедиция на Луна. Правда или нет? Физика раскрывает факты!.

полярный исследователь Джеймс Кларк Росс получил приказ отправиться на поиски пропавших кораблей. Он должен был пройти на судне «Энтерпрайз» проливы Ланкастер, Барроу и Веллингтон, если позволяла ледовая обстановка. Второй корабль «Инвестигейтор» отправился разыскивать Франклина вдоль полуострова Бутия и залива Принс-Риджент.

Команда Росса прибыла на острова Китовых рыб и обнаружила, что Баффинов залив непроходим из-за морского льда и пересечь его невозможно. В конце августа они достигли Баффинова острова, но их продвижение было еще более затруднено льдами. Поначалу Росс был чрезвычайно оптимистичен в своих планах, но вскоре он столкнулся с уменьшением запасов провизии. Корабли повернули назад. Когда Росс вернулся в Лондон, он столкнулся с суровой критикой со стороны Адмиралтейства и жены Франклина.

Изображение из открытых источников.

В 1850 году Адмиралтейство предложило награду в 20 000 фунтов стерлингов за любое частное судно, которое могло бы предоставить «эффективную помощь» кораблям Франклина. К этому времени они уже знали, что «Эребус» и «Террор» находятся в опасности или погибли. В погоне за деньгами в море вышло множество поисково-спасательных экспедиций – больше, чем когда-либо отправлялось на поиски Северо-Западного прохода.

Спасательная группа на судне «Эдвенс» вела поиск у острова Бичи, когда матрос сообщил капитану, что на участке суши среди снега и сланца обнаружены могилы. Захоронения и надгробия были добротно обустроены, с соблюдением надлежащих обрядов. Дальнейший осмотр местности подарил кучу артефактов в виде верёвок, обрывков ткани, кусков дерева и обломков латуни. Поисковая группа была озадачена, обнаружив около 600 жестяных банок, заполненных галькой. Если их содержимое испортилось, почему банки просто не выбросили, а заполнили камнями?

Личные вещи моряков с кораблей "Эребус" и "Террор". Фото из открытых источников.

20 апреля 1854 года доктор Джон Рей из Компании Гудзонова залива узнал первую правду о том, что случилось с Франклином и его людьми. В заливе Пелли на полуострове Бутия и гораздо дальше на восток, в заливе Репульс, Рей встретил эскимосов, которые рассказали, что группа белых людей умерла от голода. Весной 1850 года в проливе Кинг-Уильям было замечено около 40 человек, тащивших сани и лодку. Они объяснили эскимосам жестами, что их корабли раздавило льдами. Позже, летом, охотники-инуиты нашли тела моряков разбросанными: одни лежали в палатке, другие в лодке, а третьи там, где упали от истощения и голода.

В подтверждение своей истории эскимосы передали Рею часть вещей, некогда принадлежавших членам экспедиции, в том числе серебряные столовые приборы и Королевский Гвельфский орден капитана Франклина. Кроме того, инуиты признались, что бумажные записи, обнаруженные среди тел, были ими уничтожены за ненадобностью. Но самой ужасной деталью, о которой в Викторианской Англии не хотели слышать, были истории эскимосов о каннибализме – выжившие моряки поедали мёртвых, чтобы продлить свою жизнь. Знаменитый романист Чарльз Диккенс был настолько оскорблен появившимися в газетах подробностями, что назвал их «безумными россказнями дикарей».

Карта похода и ледового дрейфа кораблей "Эребус" и "Террор". Изображение из открытых источников.

В 1859 году британский флотский офицер Леопольд Макклинток вернулся в Англию с рассказом о ходе экспедиции, так сказать «из первых рук». Моряки Франклина оставили записки в жестяном контейнере, уложенном в глубине каменной пирамиды на острове Кинг-Уильям (обычная практика передачи вестей в то время). В первом сообщении, оставленном 28 мая 1847 года, говорилось, что корабли перезимовали на острове Бичи, но объявили, что «все в порядке». Второе послание, оставленное 25 апреля 1848 года, было менее радостным. Корабли были зажаты льдами с сентября 1846 года, а Франклин умер в июне следующего года. В записке подтверждалось, что 24 члена экипажа погибли, а оставшиеся 105 решили покинуть корабли и направиться на юг, к Великой Рыбной реке Бэк.

Что именно произошло между последней запиской экипажа и встречей эскимосов с выжившими в 1850 году, так и осталось загадкой. Однако скелеты, разбросанные по острову Кинг-Уильям, говорили о том, что люди действительно шли на юг и погибли там, где остановились на отдых, ослабев от голода, цинги и сильного холода. Проведённая впоследствии судебно-медицинская экспертиза подтвердила, что многие тела были съедены отчаявшимися людьми.

Та самая записка. В вверху в рукописном тексте сообщается, что всё хорошо. На полях — запись, сделанная годом позже. Настроение у команды уже другое: всё плохо. Печатный текст на разных языках сообщает, что всякий, кто найдёт эту записку должен передать её представителям Адмиралтейства в Лондоне.

До сих пор нет ответа на вопрос: что же на самом деле погубило Франклина и его людей, до того, как корабли были брошены? Могилы, найденные поисково-спасательной партией судна «Эдвенс» на острове Бичи были эксгумированы в 1984 г. Тела Джона Торрингтона, Уильяма Брейна и Джона Хартнелла подверглись тщательному вскрытию, их останки замечательно сохранились благодаря вечной мерзлоте.

Тело кочегара Торрингтона, в частности, говорило о том, что он болел довольно долго, так как оно было настолько худым, что были видны его ребра, а легкие указывали на то, что моряк недавно перенес пневмонию. Однако, анализ его волос показал признаки отравления свинцом. Многие считают, что это могло быть связано с консервными банками (пайка была выполнена некачественно и с использованием свинцового припоя), либо с корабельными опреснительными системами, использующими свинцовые трубы. Массовое отравление тяжёлым металлом усугубила начавшаяся эпидемия цинги. В общем, большинство исследователей сходятся в одном - экспедиция была обречена с самого начала.

Тем не менее, благодаря самопожертвованию моряков и таких исследователей как Франклин, Северо-Западный проход был открыт в 1854 году. Почти через 170 лет со времени последней встречи с китобоями, обломки «Эребуса» были найдены в 2014 г., а «Террора» - в 2016 г., примерно в 60 милях к югу от того места, где, по мнению экспертов, они изначально были пойманы в ловушку льдом. Однако тайна, что же именно произошло с экипажами кораблей, по сей день так и остаётся тайной.

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте "лайки" и оставайтесь на связи. Подписывайтесь в раздел "ТыжИсторик", будет ещё много интересного.

ССЫЛКА в раздел автора: ЕСТЬ ТАКАЯ ВОЕННАЯ ТЕМА

В продолжение, для любителей историй о фронтире:

ВОЙНА ИЗ-ЗА СВИНЬИ

Еще по теме здесь: Новости науки и техники.

Источник: Белое безмолвие. Пропавшая экспедиция капитана Франклина.