Сегодня представление о Вселенной как о звездном куполе, натянутым над плоской Землей, кажется смешным, но откуда мы знаем, что такое понимание неверно? Что нам известно о Вселенной и как мы об этом узнали? Как появилась Вселенная и что с ней будет дальше? Если у Вселенной было начало то, что происходило до начала? Достижения астрономии и физики в последние годы, особенно благодаря новым телескопам и ядерным ускорителям, приоткрыли отчасти завесу таинственного устройства мироздания. Но пройдет время и то, что нам казалось бесспорными, будет выглядеть столь же нелепо, как и представление древних людей о плоской Земле и твердым небом и звездными декорациями. Нам надо запастись терпением.
Из истории науки
Истина, что Земля — это маленький мир, была открыта еще на древнем Ближнем Востоке. Произошло это в III веке до нашей эры, в крупнейшем культурном центре того времени — Александрии (Египет). Здесь жил человек по имени Эратосфен. Однажды в библиотеке он обнаружил старый папирус, из которого вычитал, что на юге Египта, в Сиене [i] , в полдень 21 июня вертикальный шест не отбрасывает тени. В день летнего солнцестояния, ровно в полдень тени исчезали, и отражение Солнца можно было увидеть в воде на дне самых глубоких колодцев. Солнце стояло точно над головой.
Многие другие могли бы не обратить внимания на подобное наблюдение. Шесты, тени, отражения в колодцах, положение Солнца — какую цену имеет все это для повседневной жизни? Но Эратосфен был ученым, и его размышления над простыми вещами изменили наш мир; в каком-то смысле они создали наш мир. Эратосфен догадался поставить опыт в Александрии и проверить, отбрасывает ли вертикальный шест тень в полдень 21 июня. Оказалось, что отбрасывает. Если шесты отбрасывают тени равной длины, это также вполне согласуется с представлением о плоской Земле: солнечные лучи должны падать на оба шеста под одним и тем же углом. Но как объяснить, что в один и тот же момент в Сиене тень отсутствует, а в Александрии она видна? Эратосфен нашел этому лишь одно возможное объяснение: поверхность Земли искривлена. Эратосфен знал, что расстояние между Александрией и Сиеной составляло около 800 километров, — он нанял человека, который шагами измерил дистанцию. Умножив 800 километров на длину тени в 50 см, он получил длину окружности нашей планеты — 40 000 километров. Это правильный ответ. Единственными инструментами Эратосфена были шесты, а еще — глаза, ноги и голова. Плюс любовь к эксперименту. И этого оказалось достаточно, чтобы определить длину окружности Земли с погрешностью в несколько процентов. Замечательное достижение для эпохи, которую от нас отделяют почти 2200 лет! Эратосфен был первым, кто смог точно измерить размер нашей планеты[ii].
Когда люди узнали, что Земля довольно таки скромного диаметра, им захотелось отправиться в кругосветное путешествие на поиски новых земель. Множество храбрых и азартных мореплавателей не раз пускались в грандиозные странствия. Кстати, в те времена уже создавались первые примитивные глобусы. Александрийские ученые исследовали весь тогдашний Космос, т.е. известный им миропорядок. Кстати, «космос» — это греческое слово, означающее порядок во Вселенной. В те времена Александрийская школа дала приют множеству мыслителей, занимавшихся физикой и медициной, астрономией и географией, философией и математикой, биологией и инженерным делом. Наука и образование достигли здесь совершенства. Здесь процветала гениальность.
Помимо Эратосфена в Александрии жили: астроном Гиппарх, который составлял звездные карты и ввел систему оценки яркости звезд; Евклид, блестящий систематизатор геометрии, Герон Александрийский, изобретатель цепной передачи и парового двигателя, автор труда «Automata» — первого сочинения о роботах; Архимед, величайший до Леонардо да Винчи гений механики; Птолемей, астроном и географ, собравший воедино многое из того, что сегодня составляет псевдонауку астрологию. Кстати, его геоцентрическая система мира продержалась полторы тысячи лет — хороший пример того, что интеллектуальная мощь не гарантирует защиту от серьезных заблуждений[iii] .
Птолемей систематизировал знания о звездах, которые уже существовали во времена христианства. Он развил идею Аристотеля, что Земля стоит на месте, а Солнце и Луна, планеты и звезды восходят и заходят, физически обходя по кругу каждый день. Его космологическая модель включала в себя 8 небесных сфер, на которых располагались ближайшие планеты и далекие звезды. Вполне возможно, Апостол Павел, упомянул именно такое представление о мироздании, распространенное в его времена: «Знаю я одного христианина. Четырнадцать лет назад (неизвестно мне, в теле или вне тела, не знаю, это только Богу ведомо) был он восхищен до третьего неба». 2-Коринфянам 12:3 (перевод ИПБ Кулакова)
Христианская Церковь приняла Птолемееву модель Вселенной как не противоречащую Библии: эта модель была хороша тем, что оставляла за пределами сферы неподвижных звезд много места для Божьего жилища и небесного рая. Однако в 1514 г. польский священник Николай Коперник предложил еще более простую модель. Его идея состояла в том, что Солнце стоит неподвижно в центре, а Земля и другие планеты обращаются вокруг него по круговым орбитам. Поначалу он не осмелился опубликовать свои идеи, т.к. боялся осуждения со стороны церкви. Впрочем, он все-таки этого не избежал. Великий немецкий реформатор Мартин Лютер однажды так высказался о Копернике.
«Говорят о каком-то новом астрологе, который доказывает, что вот Земля движется, а Солнце и Луна - неподвижны. Ну да, теперь ведь всякий, кому хочется прослыть умником, старается выдумать что-нибудь особенное, вот и этот дурак хочет перевернуть вверх дном всю астрономию, но как указывает Священное Писание, Иисус Навин велел остановится Солнцу, а не Земле»[iv]
Прошло почти столетие, прежде чем идею Коперника восприняли серьезно. Два астронома – немец Иоганн Кеплер и итальянец Галилео Галилей – выступили в поддержку теории Коперника, несмотря на то, что предсказанные Коперником орбиты не совсем совпадали с наблюдаемыми. Теория Аристотеля – Птолемея была признана несостоятельной в 1609 г., когда Галилей начал наблюдать ночное небо с помощью только что изобретенного телескопа.
Но и здесь стройная богословская доктрина, уже подстроившаяся под модель Птолемея, не смогла принять выводы ученых. В 1633 году состоялся знаменитый судебный процесс над Галилеем. Среди выдвинутых возражений со стороны церкви были конкретные библейские тексты.
Богословы того времени утверждали, что гипотеза о движении Земли прямо противоречит текстам Псалмов «Ты поставил землю на твёрдых основах: не поколеблется она во веки и веки» (Псал. 103:5 ) , стиху из Экклезиаста «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит». (Екк. 1:5 ) , а также эпизоду из « Книги Иисуса Навина » (Нав. 10:12 ), где, по их мнению, ясно говорится, что Земля неподвижна, а Солнце ходит вокруг Земли.Обратите внимание: Почему этот год будет прорывным для российской науки?.
Галилей признан виновным в распространении «ложного, еретического, противного Св. Писанию учения» о движении Земли. Ему предписано не рассуждать более письменно или устно каким-либо образом о движении Земли и о неподвижности Солнца… под страхом наказания.[v]
Стена, разделившая религию и науку, была воздвигнута всего каких-нибудь пять столетий назад. До этого они были едины. И только когда ряд верующих, пожелавших «проникнуть в замыслы Господа», осознал, что для этого нет более могущественного средства, чем наука, то догматическому богословию понадобилось возвести стену. Эти люди – к их числу принадлежали Галилей, Кеплер, Ньютон, а много позже и Дарвин – начали формулировать и совершенствовать научный метод. Наука взмыла к звездам, а традиционной религии, которая предпочла отрицать новые откровения, оставалось только огородиться стеной.[vi]
Сегодня мы видим отголоски этой борьбы в церковных дебатах о буквальном прочтении первых глав книги Бытие. Очень тяжело некоторым христианам согласиться с возрастом Вселенной и возрастом Земли, потому что это противоречит их упрощенному пониманию и буквальному прочтению текста Библии. Не смотря на такие трудности и непонимания со стороны среднестатистического мировоззрения современной церкви, ученые остаются верующими людьми.
«Если мир создан Богом, разве не следует как можно тщательнее его изучать?» Иоганн Кеплер
«Небесный Владыка управляет всем миром как властитель вселенной. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся пред Ним по причине Его беспредельной власти». Исаак Ньютон
Догматические представления о мироустройстве не оставляют места для разумной осторожности и широте кругозора, а главное, интеллектуальному смирению, которое характерно как для науки, так и для религии, в лучших их проявлениях.[vii]
Шло время. В ХIХ веке науке удалось доказать многие утверждения, которые церковь считала противоречившими Библии. Благодаря достижениям Ньютона, опиравшимся во многом на труды его великих предшественников, цивилизация достигла чрезвычайно высокого уровня познания Вселенной. В ХХ веке Эйнштейн усовершенствует теории Ньютона для случаев субсветовых скоростей и очень больших масс. А в 1929 г. Эдвин Хаббл сделал эпохальное открытие: оказалось, что в какой бы части неба ни вести наблюдения, все далекие галактики быстро удаляются от нас.
Иными словами, Вселенная расширяется. Это означает, что в более ранние времена все объекты были ближе друг к другу, чем сейчас. Значит, было, по-видимому, время, когда они все находились в одном месте, так что плотность Вселенной была бесконечно большой.[viii] В итоге, теоретическая наука и религия занялась сегодня объяснением причины возникновения Вселенной. Если наша Вселенная расширяется, то могут существовать физические причины для того, чтобы она имела начало. Можно по-прежнему представлять себе, что именно Бог создал Вселенную – в момент Большого Взрыва или даже позднее. Представление о расширяющейся Вселенной не исключает Создателя, но налагает ограничения на возможную дату его трудов!
Чтобы можно было говорить о сущности Вселенной и о том, было ли у нее начало и будет ли конец, нужно хорошо представлять себе, что такое научная теория вообще. Любая физическая теория всегда носит временный характер в том смысле, что является всего лишь гипотезой, которую нельзя доказать. Сколько бы раз ни констатировалось согласие теории с экспериментальными данными, нельзя быть уверенным в том, что в следующий раз эксперимент не войдет в противоречие с теорией. В то же время любую теорию можно опровергнуть, сославшись на одно-единственное наблюдение, которое не согласуется с ее предсказаниями.[ix]
Я верю, что ум человека имеет возможность (право) правильного, адекватного, совершенно настоящего познания сущности и природы Бога. Всемогущий не закрывает человеку возможность познавать Его самого. Наше незнание связано только лишь с ограниченностью ума и ограниченностью времени.
Исследуя Слово Божие, изучая человеческую историю, а также познавая устройство Вселенной, мы умножаем свое понимание жизни. Все эти поиски приводят к пониманию Его замыслов и Его божественности.
[i] - Сиена — греческое название города Сун (ныне Асуан). - Ред.
[ii] - Карл Саган. «Космос».
[iii] - там же.
[iv] - https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/432127/Leto_1539_goda_Lyuter_i_Kopernik
[v] - Кузнецов Б. Г. Галилео Галилей. — М.: Наука, 1964. с. 215—216. В интернете: http://philosophy.spbu.ru/1697/9131
[vi] - Карл Саган. «Наука в поисках Бога».
[vii] - Алистер Макграт. «Кто изобрел Вселенную?», АСТ-Москва, 2016, с.91
[viii] - Стивен Хокинг. «Краткая история времени». https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/hok/01.php
[ix] - Там же.
Балансирование между религией и наукой
Мироздание и понимание Разумного замысла это большой и сложный пазл. Каждая конфессия, каждое религиозное течение, агностик или атеист держит в своих руках всего лишь маленькие элементы большой картины мира. Очень не правильно и опрометчиво собирать пазл по своему представлению общего рисунка. Гораздо вернее - неторопливо, шаг за шагом, менять свое представление о мире, если они основаны на надежных данных. Нам нужно осторожно и ненавязчиво добавлять свои пазлики (догадки) в общую непротиворечивую картину мира.
Я считаю важным, чтобы религия (христианство) выдерживала бы проверку своих доктрин в любое время, потому что учение Христа и Библия претендует на авторитетность в понимании мироздания. Как только религия делает заявления в области астрономии или геологии, которые хотя бы теоретически допускают перепроверку, она вступает в сферу действия науки. Религия больше не вправе надеяться, что ее утверждения относительно окружающего мира останутся без проверки. И поэтому я считаю, что проповедь не должна быть заносчивой, безальтернативной и фанатичной.
Преподавание астрономии в церковных школах
Несмотря на то, что непросвещенные умы в вашем окружении, могут настаивать на своем упрощенном представлении о мире, мы, как специалисты в области науки, должны говорить правду. Ведь библейская заповедь гласит: «не лжесвидетельствуй». История судебного процесса над Галилеем учит нас, что церковь не всегда готова принять выводы, основанные на надежных данных, когда это противоречит ее основным положениям вероучения.
В душе простого среднестатистического верующего, наверное, есть некие психологические силы, которые склоняют нас к принятию крайне наивной модели научного мировоззрения, даже если мы догадываемся, что наши суждения примитивны. Буквальное понимание Библии, что Солнце и звезды сотворены на четвертые сутки после растений, уже давно утратило академическую достоверность и вот-вот лишиться остатков своей культурной привлекательности. Научное мышление прививает смирение, так как приходится соглашаться с фактами, даже если они не соответствуют нашему предвзятому мнению, и этот подход весьма привлекателен, так как резко контрастирует с зацементированным подходом некоторых консервативных богословов[i] .
Созданное Им и непознанное нами
Но с другой стороны, нельзя считать науку единственным инструментом осмысления реальности, иначе мы рискуем изобрести собственную Вселенную, вместо той, которая существует на самом деле. Исчисляемый подход к пониманию реальности этого мира ведет к холодной «технократической» философии.
Исаак Ньютон однажды сказал, что ученый похож на ребенка, который играет на берегу океана истины. Когда он излишне увлекается коллекционированием наблюдений, то он рискует потерять конечный смысл открытого ему пространства.
Охваченные лазурным небом, оранжево-желтые лучи заходящего солнца могут, в некоторый определенный момент, подарить нам мгновение такой удивительной и ошеломляющей красоты, что мы не в силах отвести от нее взгляд. Великолепие этого момента настолько ослепляет, что навязчивая трескотня рассудка дает паузу, делая разум способным насладится моментом здесь и сейчас.[i]
Мы явно что-то упускаем, когда мыслим только рационально. Нельзя объяснить математикой улыбку ребенка, а желание дарить цветы только химией мозга. Более того, уровень просвещения и всеобщего образования, пока не может дать альтернативу религиозной этике. Поэтому вера и наука сегодня это обширный ландшафт, имеющий интеллектуальные и творческие перспективы.
[i] - Экхарт Толле. «Сила момента - сейчас»
[i] - Алистер Макграт. «Кто изобрел Вселенную?», АСТ-Москва, 2016
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: Библия и астрономия. Конфликт религии и науки..