Производственные системы с центральным магазином обеспечивают связь между РМ косвенным образом, через магазин, что требует значительного количества транспортирующих движений. В таких системах процесс транспортирования в значительной степени, а складирование полностью оторваны от РМ.
Одиночные крупногабаритные детали либо их партия складируются на палетах, которые с помощью транспортирующих устройств доставляются к РМ, а после обработки — обратно в магазин. Поэтому прямые связи между различными РМ отсутствуют. Использование центрального магазина значительно упрощает прохождение обрабатываемых элементов через ГПС, однако усложняет транспортные задачи.
Кстати, рекомендуем купить паллетные стеллажи в Москве у компании VekoSystems.
Центральный магазин выполняет целый ряд функций:
- хранение заготовок в ожидании обработки или отправки после обработки на сборку;
- хранение межоперационного запаса;
- хранение компенсационного (аварийного) запаса, необходимого в случае внезапных организационных простоев того или иного РМ (в том числе аварии);
- обеспечение выравнивания производительности и времени работы отдельных РМ.
К вспомогательным действиям относятся:
- работа в качестве магазина конкретных РМ (отдельные полки стеллажа предназначены для складирования изделий, обрабатываемых на том или ином РМ);
- функционирование в качестве склада полуфабрикатов;
- обеспечение комплектации деталь — палета;
- хранение вспомогательных устройств для сборки и контроля машинокомплектов;
- хранение пустых палет и контейнеров, используемых в ГПС;
- хранение запасных частей и вспомогательных материалов.
Центральные магазины могут располагаться внутри ГПС (внутренние магазины), а также с краю либо снаружи ГПС (внешние магазины). В последнем случае следует выделить систему транспортирования изделий от магазина до РМ.
Подвижный центральный магазин — это чаще всего подвесной или напольный конвейер, на котором размещаются изделия перед обработкой и после нее. Конвейер в этом случае объединяет функции транспортирования и складирования.
Неподвижный центральный магазин — это стеллаж, обслуживаемый краном-штабелером. Стеллаж может иметь высоту до 20 м и более (стеллаж высокого складирования). В последнем случае вместимость магазина значительно возрастает, что экономически выгодно. Сравнительный анализ работы магазинов высокого и обычного складирования на 50 тыс. мест показывает, что в первом случае эффективность выше на 40 % благодаря лучшему использованию рабочего пространства и возможности непосредственного доступа к любому из хранимых изделий.
В магазинах-стеллажах высокого складирования работают напольные и подвесные штабелеры. Для лучшего использования складского пространства можно применять стеллажи с подвижными перемещающимися участками. Перемещение участков может выполняться вручную или механически.
Особенности проектирования подсистемы складирования обусловлены пространственной конфигурацией ГПС. В ходе проектирования обеспечивается выбор типа и количества вспомогательных устройств (палет и контейнеров), типа и вместимости магазинов, определяются условия перемещения деталей в загрузочных устройствах. Правильный выбор конструктивного варианта требует учета возможности изменений производственных задач, а также взаимного влияния подсистем обработки, транспортирования и складирования.
Вместимость производственного (Мп) и компенсационного (Мк) магазинов можно рассчитать так:
Mu(MK) = nN,
где n — количество РМ, находящихся в ГПС; N — количество транспортируемых партий деталей (палет, контейнеров), приходящихся на одно РМ.
Рекомендуется принимать значение N = 6,9...8,8 для одной или двух транспортируемых партий и N = 11,6...20,5 для более чем двух транспортируемых партий. Средний коэффициент загрузки одного РМ принимается равным 0,8.