Приветствую читателей, сегодня хотел бы сравнить две школы: современную российскую и советскую. Заодно рассмотрим отношение к образованию тогда и сейчас. Ответим на вопрос: Почему 40 лет назад в школах не знали случаев хамства между учеником и учителем, а сегодня каждый день мы видим новости о постоянных конфликтах между учениками и учителями.
Поступление в школу. Начало обучения.
В Советском Союзе с первого класса у детей существовали основные предметы, как и сегодня: чтение, русский язык, математика (арифметика), а также остальные предметы (по типу труда, физкультуры и т.п.). Но часов по этим предметам было больше, чем сегодня. К тому же, в СССР детей обучали чистописанию, а в современных школах такого урока нет.
Это всё и отразилось сегодня в последствиях.
Только взгляните на различие почерка советского ученика и современного:
Почерк советского школьникаПочерк современного школьникаК сожалению, сегодня не хватает таких уроков чистописания, что были в советское время.
Теперь давайте сравним методику обучения чтению в советской школе и современной.
Сегодня в школе обучают сразу чтению текстов, когда как в советской школе детей учили читать сначала по слогам, потом составлять небольшие слова, далее читать уже предложения (так меня учили читать и родители в дошкольном возрасте).
Вот пример первых страниц учебников по чтению советской школы и современной российской:
Обучение чтению по слогам в советской школеПервые страницы учебнику по чтению первого класса в современной школеВсе изменилось к тому, будто ребёнок должен приходить в школу уже со знаниями, а если таких знаний не дали в детском саду или родители, то школьник начнет отставать по программе уже в первом классе.
Отношение между учителем и учеником
Сегодня мы каждый день видим в школах случаи хамства учеников в отношении учителя, даже драки! Отношение к учителям у детей совсем поменялось. И это огромная проблема в современной системе образования, поскольку от этого зависит то, как школьник усваивает материал, то, как он принимает информацию.
В советской школе учитель считался действительно наставником, к нему относились с уважением не только ученики, но и соседи, знакомые. Такие отношения между учителями и учениками очень хорошо отражены в рассказе Виктора Астафьева "Фотография, на которой меня нет".
Так что же пошло не так? Думаю, здесь много причин.
Во-первых, это воспитание детей и их отношение к учёбе. А отношение к учёбе зависит от системы образования. Сегодня система образования построена таким образом, что в начальной школе больше 50% домашней работы делают родители. Отсюда у родителей выходит мнение о учителе, который задал такой материал домой. А учитель что? Он всё делает согласно программе, утверждённой "свыше".
Быть может, вы зададитесь вопросом: "А почему же 50% домашней работы делаются родителями?". И сколько уже было шуток и мемов на эту тему... Даже вспоминая себя(а я оканчивал современную школу), могу сказать, что в четвёртом классе нам задали написать свою книгу! Да, она не должна была быть по размеру как Война и Мир, но 20 страниц в ней должно было присутствовать. Просто представьте, как 10ти летний ребёнок, который вот-вот научился читать и писать, напишет собственную книгу?
Во-вторых, опять же, судя по своему опыту, я могун предположить, что отношения между учителем и учеником зависят от того, как учитель себя преподнесёт, так скажем. Например, у нас был учитель трудов в школе - Игорь Петрович.
Обратите внимание: Как справиться с тотальной некомпетентностью выпускников и решить часть проблем с высшим образованием?.
К нему мы относились очень уважительно, он был для нас явным авторитетом. Таких учителей было немало за время моей учёбы. А были и учителя, которые не показывали из себя тех самых наставников, создавалось ощущение, будто они сидят просто из-за зарплаты. От качества их преподавания и уважения к нам и складывалось не очень хорошее впечатление.Система экзаменов
Ну и конечно, одно из самых главных изменений - экзамены.
В советской школе выпускные экзамены сдавались по всем предметам. Какие-то сдавались устно, по билетам, а какие-то письменно (русский язык - сочинение, математика).
Сегодня же образование предоставляет нам систему ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
ОГЭ/ЕГЭ - выпускные экзамены в 9/11 классах. Сдаются письменно, некоторые устно. На первый взгляд отличий и нет. Только вот стоит углубиться в эту тему как всё станет ясно: балловая система, отсутствие устного ответа (такой есть только на экзаменах по русскому языку) и многое другое.
Изначально ЕГЭ создавалось для того, чтобы любой ученик, независимо от бюджета семьи, мог поступить в даже самые лучшие ВУЗы страны. По итогу мы получаем обратное: экзамен включает в себя огромное количество тонкостей и ненужную информацию с определённого предмета. Тот, кто недоучил ту же математику (большинство своего времени потратил на изучение, например, истории, обществознания и т.п.), а хочет связать свою жизнь с юриспруденцией, не поступит на юридический факультет хорошего ВУЗа, ведь ему не хватило этих самых баллов. Он всё равно пойдёт учиться платно, если ему позволит бюджет, а если не позволит, то вовсе не по тому направлению, что планировал изначально.
ВПР - тоже нововведение в российском образовании. Каждый год ученики 4-8 классов должны сдавать Всероссийские Проверочные Работы по нескольким предметам. Нет, это не является заменой переводных (итоговых) контрольных работ, это просто, как говорят люди, работающие в системе образования, проверка учителей на то, как они дают материал детям. Только страдают почему-то оттого школьники, также усердно готовясь к ВПР, а после ВПР тут же проходит подготовка к итоговым контрольным работам...
Что осталось в современной школе от советского образования?
Прошло 40 лет, произошло некоторое количество реформ в сфере образования страны, но что-то всё же осталось с советской школы.
Например, уроки труда, рисования (сегодня ИЗО) потерпели малое количество изменений. Школьные мероприятия, школьная жизнь до сих пор существует, проводятся праздники. Продлёнка в начальной школе тоже осталась неизменной для детей, которых родители должны забрать позже. В принципе, такого, что осталось с советской школы - немного, в основном все сферы образования потерпели изменения.
Заключение
Не странно, что страны востока, в том числе и Китай, берут на вооружение советское образование, которое считалось лучшим (по всей сути, считается и сегодня). Даже в некоторых западных странах (таких, как Великобритания) присутствуют изменения в сторону советской школы. Россия пока что создает новую систему образования, которая частями перекочевала к нам из Запада, но пока что такая школа, как мы видим, не проявила себя. Думаю, что в скором времени пройдут определённые реформы в сфере образования в нашей стране.
Подписывайтесь на канал, дабы увидеть больше статей об образовании, домашних животных, рецептах, путешествиях, в общем, о всём интересном! Также ваши подписки, как лайки и комментарии мотивируют автора писать больше статей.
Спасибо за прочтение!
:)
#образование #ссср #наука #школа
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: Чем советское образование отличается от современного: какое лучше?.