Сегодня мы поговорим о Смольном институте, где учились девушки в 18 веке. Девочек отправляли в «Дом благородных девиц» в шестилетнем возрасте, а оставляли уже взрослыми восемнадцатилетними девушками «до брачного возраста».
Если говорить о женском образовании, то его развитие связано с именем Екатерины II. По указу немецкой принцессы в 1764 году был основан Смольный институт. Учреждение было закрыто в 1932 году. Это было первое женское учебное заведение в России.
В каждом учреждении есть правила. Такие были в Смольном. Давайте посмотрим, как и чему учились в «Доме благородных девиц»?
Ученицы, которых нельзя забрать
Первое правило для нового учебного заведения – если вы отправили дочь учиться, вы не сможете ее забрать.
Перед отправкой девочек в Смольный родственники подписали договор, в котором был пункт о том, что нельзя требовать, чтобы их дочь приходила в дом во время учебы. Если правило нарушалось, заведение не отвечало ни за знания девушки, ни за ее моральные качества.
Правила
В институте были строгие правила. Девушки придерживались строгого графика. Встречи с родственниками разрешались только в праздничные и выходные дни.
На каждой встрече обязательным условием было присутствие надзирателя.
Девочек набирали на обучение раз в три года. Если кто-то из студенток уходил из института, ее место оставалось пустым.
Учебный процесс
Весь курс был разделен на 4 класса в зависимости от возраста учеников. Первый класс был разделен на 4 части, каждую из которых вели разные учителя. Первыми науками, которые нужно было освоить, были танцы, шитье и вязание.
Немного повзрослев, школьников познакомили с русским языком и арифметикой. Введен в курс иностранного языка и правил тона. На этом же этапе учащиеся осваивали рисование, пение и игру на музыкальных инструментах.
Второй класс содержал все вышеперечисленные дисциплины, но список предметов пополнялся географией, историей и умением содержать дом.
Одним из специальных предметов для студентов Смольного была наука о том, как держать себя, прическу и одежду в надлежащем виде.
Третий класс был разделен на 2 части. Здесь девочек приобщили к изучению литературы. Читайте книги по морали и истории. Кроме того, мне пришлось погрузиться в сложные основы геральдики и архитектурной композиции.
Девочек обучали быть хозяйками дома. Каждая дама должна была уметь составлять смету, следить за вещами на кухне и делать наряд из подручных материалов.
Руководители института стремились развивать творческие способности студентов.
Обратите внимание: Небеса полыхнули адом. Союзники смели Дрезден с лица земли в феврале 1945 г. Бомбежка глазами русской девушки: как ворота в ад.
Для этого все девочки писали пьесы и время от времени ставили театральные постановки.Последний курс характеризовался еще одним сложным предметом. Молодые девушки начали изучать Божий закон. Главным предметом, как и прежде, были науки о домашнем хозяйстве и быте.
Девочек учили:
- как вести переговоры с продавцами;
- как рассчитать затраты;
- как оценить качество товара.
В младших классах попечение о выпускниках возлагалось на них.
Тренинг подготовил девушек к реальной жизни будущего. Они овладевали науками, которые были бы им полезны, и теми, которые были необходимы для расширения кругозора и развития интеллекта.
В каких бы обстоятельствах им ни пришлось жить, они смогут положиться на полученные знания.
Еда
Вопрос питания оставался самым строгим. Девочек учили жить скромно и без излишеств.
Типичное меню на день выглядело так:
- чай с хлебом рано утром;
- на завтрак хлеб и каша, немного сливочного масла или кусочек сыра;
- обед состоял из порции нежирного супа. На второе отварное мясо и кусок сладкого пирога на десерт;
- вечером чай с хлебом.
За год стало больше постов, когда меню упростили. В такие дни завтрак состоял из вареной картошки, на обед давали суп с кашами и отварную рыбу.
Педагоги
Не меньшие требования предъявлялись к учителям Смольного. Самое главное, чтобы в личной истории учителя не было серых пятен.
Учитель был в первую очередь примером для учеников.
Учитель должен был научить девочек быть рассудительными и достойными, но при этом оставаться спокойными и жизнерадостными. А заодно показать свою кротость и добродетель.
В Хартии также указан главный враг образования. Его видели без дела. Грусть, скука и задумчивость были так же бесполезны для молодых студентов.
Иногда к работе привлекались учителя-мужчины. Однако их занятия проходили под строгим контролем директора школы. Учитель не имел права отклоняться от темы урока.
Выходы в свет
Но такие строгие правила не означали полного заключения. Девочки все-таки прозрели, хоть и в стенах собственного учебного заведения.
Каждое воскресенье в Смольный институт приезжали светские дамы и господа. Студенты устраивали концерты, выступления и просто общались с гостями.
Иногда в стенах звучала музыка — курсантов приглашали на бал.
Старшеклассницы принимали гостей и выступали в роли домохозяек.
Экзамен
Решающее событие – экзамен перед императорской семьей. Все студенты были награждены дипломами.
При Екатерине Второй только 6 учеников смогли стать лучшими. Их обслуживали при дворе. Кто-то стал фрейлиной.
Устав Смольного прославил:
- осмысленная работа с радостью;
- быть;
- образование в практическом смысле;
- доброжелательность;
- благородство.
Интересный факт: жены декабристов в основном были выпускницами Смольного. Девушки, так много знавшие о добродетели и семейных ценностях, не гнушались сопровождать своих мужей на сибирскую каторгу.
Именно ученицы «Дома благородных девиц» стали прототипами женщин в романах Лермонтова, Пушкина и Тургенева.
Хотите возродить старую традицию?
Ваш лайк, комментарий и подписка будут лучшей наградой. Спасибо вам всем.
До скорой встречи.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Сегодня поговорим о Смольном институте, где обучались девушки в 18 веке.