С давних времен жители Нидерландов и Бельгии славились любовью к дракам. Дрались они отчаянно - из-за любого пустяка. Особенно ярыми драчунами были крестьяне, рабочие и моряки. Часто с кулаками шли друг друга гильдии, улицы, холостые против женатых и т.д. С XVI века вошли в традицию так называемые «ярмарочные драки».
«Ярмарки редко заканчивались мирно, особенно в деревнях. Когда после нескольких дней праздника голова находилась в Диком возбуждении, подстегнутом алкоголем, достаточно было одного неосторожного слова, взгляда или вольного жеста в отношении к женщине, чтобы накопившееся прорвалось наружу. В ход шли кулаки и дубинки. Даже здесь были свои традиции. Для большей тяжести в кулаке зажимали глиняную трубку; в кармане держали горсть песка, чтобы в нужный момент сыпануть противнику в глаза; ногти заблаговременно остригали на манер зубьев пилы, обеспечивая наибольшую эффективность царапанья при сведении счетов. В некоторых селах драка была неотъемлемой частью иных удовольствий. Устраивались даже состязания, в которых противники были вооружены затупленными ножами, чтобы можно было наслаждаться видом крови, но при этом дело не доходило до смертоубийства!»
Впрочем, часто дрались не только деревянными ножами, но и настоящими. Еще в XIX веке такие драки имели значительное распространение. Схватки с ножами в руках иной раз принимали формы, редко встречающиеся в других странах Европы. Вот один из примеров: «В некоторые праздники компании молодежи более десяти человек с невероятным гвалтом направлялись в своих повозках в местный кабак. Орали от восторга, ели блины и накачивались можжевеловкой. Внезапно кто-нибудь из этих сорванцов выхватывал нож и, подбросив, с размаха втыкал в потолок. Другие кидались к нему, стремясь вытащить нож. Первый «игрок» не давал им это сделать. Из карманов вылетали другие ножи, начиналась свалка. Кровь заливала исполосованные лица. Единственным правилом этой игры было не резать по глазам. Когда зрители насыщались этим увлекательным зрелищем, они кричали: «Довольно! Довольно!» и назначали победителем показавшего наилучшую технику боя» [67, с. 198]
С глубокой древности во многих местах получили распространение ходули. Во время различных праздников устраивались игры, театрализованные представления, даже бег и танцы на ходулях.
В бельгийском городе Намюр были популярны рукопашные схватки на ходулях, так называемые «намюрские сражения». За более чем 400 лет, вплоть до запрещения в 1814 году, сохранилось множество свидетельств о них.
Существуют легенды, объясняющие увлечение ходулями именно жителей Намюра. Одна из них повествует, что в начале XIV века граф Фландрский почему-то прогневался на горожан и окружил Намюр войсками, обрекая жителей на голод. Видные горожане попросили у графа пощады, однако тот заявил, что не снимет осады, как бы ни прибывали к нему просители - пешком, на лошадях, в лодках или в повозках. Тогда «отцы города» пришли к нему на ходулях. Пораженный этим граф якобы простил горожан и снял осаду. Впрочем, существует более прозаическое и более убедительное объяснение любви намюрцев к ходулям и к сражениям на них. Дело в том, что горожанам приходилось часто использовать их из-за разливов местных рек, систематически затоплявших прибрежные районы города.
Как бы там ни было, сражения на ходулях прочно вошли в городские традиции. В определенные дни несколько раз в году происходили сражения между группами юношей и взрослых мужчин. Те и другие сходились в жестоком бою, разделившись на две враждебные партии, каждая со своим командиром и знаменосцем, атакующим отрядами и арьергардом.
Сражение разыгрывалось по всем правилам военного искусства, с использованием отработанной тактики, особых приемов и разного рода хитростей. Задача заключалась в том, чтобы повергнуть наземь, часто с немалой высоты, как можно больше противников, самому же при этом устоять на ходулях. Для достижения этой цели бойцам разрешалось применять различные удары руками, пинки ходулей и коленом, захваты за одежду и за конечности, своеобразные подножки ходулями и т.д. Любой удачно проведенный прием или тактическая уловка тут же оценивались одобрительными криками либо презрительным улюлюканьем многочисленной аудитории, заполнявшей городскую площадь, где разворачивалось сражение, и близлежащие улицы. Победители награждались не только овациями, но и куда более существенными дарами городских властей.
Порой сражения на ходулях завершались всеобщим побоищем, в которое втягивались зрители. Часто после них в разных частях города возникали массовые беспорядки. В результате таких побоищ, а также самих «ходульных сражений» люди получали тяжелые ушибы, переломы и увечья, а иногда бывали даже убитые (если бои проходили в воде, то и утопленники). Именно это обстоятельство повлекло официальное запрещение сражений на ходулях. Но, несмотря на запрет, довольно скоро они снова возродились.
В наше время схватки на ходулях носят характер театрализованного представления и редко когда приводят к серьезным травмам, хотя случается и такое. Соперники соревнуются один на один или группами. По нынешним правилам каждая группа должна состоять из 30 человек, не больше и нз меньше. Победитель в парном поединке обязан исполнить своеобразный воинский танец на одной ходуле. В современном (гуманизированном) виде бои на ходулях являются обязательным атрибутом любых народных празднеств не только в Намюре, но и в ряде других городов Бельгии. В них участвуют как свои собственные бойцы, так и «профессионалы» из Намюра.
С неменьшим азартом, чем бои на ходулях, проходили групповые сражения на палках (дубинках, шестах). В некоторых бельгийских и голландских городах они с давних пор являются обязательной частью народных празднеств. Их особенность заключается в том, что палочные бои в большей степени относятся к традиционному ритуалу, чем к состязанию. Вот как описал одно из таких традиционных сражений Шарль де Костер: «На восточном склоне маячила часовенка; ее кровля была увенчана изображением божьей матери, а у ног богородицы виднелись два вытесанных из камня бычка. На лестнице стоял и, посмеиваясь, ударял в колокол отшельник, окруженный полсотней прислужников с зажженными свечами, звонарями, барабанщиками, трубачами, дудочниками, свирельщиками, волынщиками и множеством разудалых парней, в руках у которых были жестяные коробки с железом, и все эти люди до времени хранили молчание.
По дороге сомкнутым строем, по семи человек в каждом ряду, все в шлемах, шли, опираясь на неоструганные посохи, пять с лишним тысяч богомольцев. К ним с великим шумом подстраивались новые толпы, появлявшиеся откуда-то со стороны, тоже в шлемах и с посохами. Ряд за рядом проходя мимо часовни, они подставляли под благословение свои посохи, брали у прислужников каждый по свече и уплачивали за это полфлорина отшельнику...
Внезапно заныли, забили, запели, загудели, зазвонили, загремели колокола, волынки, свирели, барабаны и железки. Этот содом послужил богомольцам знаком, по которому они, семерка против семерки, давай смазывать друг друга свечками по лицу. Вследствие этого, на всех напал великий чох. Потом загуляли посохи. А там - кто во что горазд: один лягается, другой бодаться, третий пинается... Другие семерки, сплетясь, точно виноградные лозы, скатились по обрыву прямо в реку, но и там, не охладив ярости, все еще колошматили друг дружку...
Те, что остались на плато, подставляли один другому синяки, вышибали зубы, задавали волосяного деру, рвали в клочья штаны и полукафтаны. А отшельник смеялся и приговаривал: «Так, так, ребятушки! Кто лихо бьет, тот крепко любит. На сильного бойца все красотки зарятся»... Внезапно отшельник зазвонил в колокол. Дудки, барабаны, трубы, волынки, свирели и железки разом стихли. Это был сигнал к миру
Различные игровые сражения в виде потешных боев имели большую популярность среди детей и подростков. В XVII веке, согласно Полю Зимтору, они проводились следующим образом: «Любвеобильные родители не жалели денег на игрушечные доспехи и арсеналы из картона, дерева и олова - сабли, пики, барабаны и трубы, но их ангелочки предпочитали арбалет и рогатку собственного изготовления, отличавшиеся большей эффективностью, о чем свидетельствуют нередкие несчастные случаи. В Брабанте малолетние команды вели потешные бои по всем правилам военной тактики, под треск барабанов, передвигаясь при этом на ходулях. В детских играх того времени находили свое отражение не только войны, но и политические кризисы. Во время событий 1619 года одним ясным утром жители Гааги стали свидетелями следующей картины - на Ворхауте толпа мальчишек расстреливала пять снеговиков, изображавших Олденбарнефельде и других вожаков арминиан, громко распевая: «Арминианин - как зараза, дом его - для змей жилье, угостим его, мерзавца, перекладиной с петлей».
В прошлом был распространени и такой обычай, как единоборство с баранами. Так, В.П. Даркевич сообщает: «Упорству баранов находили применение в аттракционе, где с ними состязался человек. Во фламандской Псалтири юноша отражает широкой доской толчок мощных рогов косматого противника. Раздразненное животное, не обходя препятствие, пытается его прошибить и отбросить... С рассвирепевшим бараном отважно вступила в схватку женщина с дубинкой и корзиной-щитом. Вставший на дыбы драчун таранит корзину лобовым ударом... Не исключено, что баранов, бросавшихся на людей, специально дрессировали».