Народы Пиренейского полуострова издавна славились своими танцами, в том числе воинскими. Встречаются индивидуальные, парные и групповые воинские танцы. Например, у басков все воинские танцы коллективные, с перестроениями, высокими прыжками, различными гимнастическими фигурами, с имитацией схваток двух враждующих сторон, происходящих под аккомпанемент криков, флейты и барабана.
В наше время из боевых танцев больше всего распространены танцы с палками, предшественниками которых были воинские танцы с мечами. Обычно «paloteos» танцуют восемь мужчин, которые одеты в белое и держат в каждой руке по короткой палке. Во время танца они ударяют палку о палку, выбивая дробь, ритмический рисунок которой очень сложен и достигает 10-12 вариантов в каждом танце.
Также в Испании популярен «байлес» - танец со щитами. Правда, в большинстве мест щиты уже давно заменены кастаньетами, но движения по-прежнему имитируют старинные па.
С мавританским владычеством на полуострове связан «мориска» - «танец мавров и христиан». В этом танце, или -лучше сказать - танцевальной игре, имитируется сражение между христианами и маврами. Мужчины, разделившись на две группы, каждая во главе со своим «королем», устраивают между собой состязание в виде танца-сражения по установленным традицией правилам.
В разных местностях «мориска» имеет свои отличительные особенности. Так, в некоторых провинциях Испании две группы ряженых, с чучелами «мавританского короля» и «христианского», с тамбуринами и знаменами, ходили порознь по домам и собирали подать - каждая для своего «короля», а затем соревновались в плясках.
Рождение «мориска» относится к периоду Реконкисты. Первое упоминание о нем относится к 1150 году, когда во время бракосочетания Рамона IV, графа Каталонского, с королевой Арагона Петронильей в кафедральном соборе Лериды была устроена театрализованная схватка испанцев с иноверцами. К XV веку «мориску» начали разыгрывать в Испании практически повсеместно, с явным идеологическим подтекстом. Она демонстрирует не только мастерство владения оружием и ловкость участников, но и патриотический пыл народа, в течение семи веков боровшегося с маврами за свое освобождение.