Древнеегипетский храм: краткое руководство для путешественников (часть вторая)

В этой части – рассказ о символизме храмов Древнего Египта и особенностях древнеегипетского культа.

Вход в храм Амона, Ра и Птаха, построенного Рамсесом II в Абу-Симбеле.

Общество Древнего Египта было, пожалуй, самым религиозным во всём современном ему мире. Религия буквально пронизывала все стороны жизни египтян, являясь основным идеологическим стержнем, который формировал культуру этой цивилизации все три с половиной тысячелетия её существования.

Одним из наиболее ярких воплощений тех верований, что на протяжении долгих веков складывались в долине Нила, стал своеобразный облик древнеегипетских храмов. Каждый из них задумывался и строился в соответствии с уходящими в далёкое прошлое мифологическими и религиозными представлениями. Все характерные архитектурные особенности египетских «домов бога», рассмотренные в первой части статьи, имели для жителей Древнего Египта глубокий символический подтекст и были напрямую связаны с их мироощущением.

Поэтому знание образов, которыми руководствовались египетские зодчие при создании храмов, позволяет увидеть их творения в совершенно иной плоскости и приблизиться к пониманию древнеегипетской картины мира. Именно об этом символическом измерении храмов Древнего Египта, а также об особенностях связанного с ними культа, и пойдёт речь далее.

Ещё до постройки

«Общий» символизм древнеегипетского «дома бога» задавался ещё на стадии его проектирования. Один из основных вопросов на этом этапе заключался в определении ориентации будущего храма в пространстве. Тут у древних египтян было сразу несколько вариантов выбора, поскольку единого канонического правила на этот счёт не существовало.

Отсутствие строгих канонов – вообще одна из самых характерных особенностей древнеегипетской религии. Все тридцать пять веков своей истории египтяне не особо утруждались упорядочением своего огромного пантеона и связанной с ним богатой, но противоречивой мифологии. В том числе не было выработано и обязательного направления центральной оси строящихся храмов. В полном соответствии с древнеегипетским религиозным плюрализмом «дома бога» могли ориентироваться, например, по Сириусу (как было, скажем, на острове Элефантина), по солнцу (случай Большого храма Рамсеса II в Абу-Симбеле), или по Нилу.

Вырубленный в скале Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле был построен так, чтобы дважды в году – в феврале и октябре – солнечный свет проникал в его святилище. Там, на расстоянии около 60 метров от входа, лучи Солнца падали на статуи Амона, самого Рамсеса и бога солнца Ра. Четвёртая статуя, изображавшая бога Птаха, оставалась при этом в тени.

Большинство храмов относилось к последней категории. Их возводили под прямым углом к реке, пилоном к берегу, и в результате их главная ось обычно соответствовала направлению восток-запад (как известно, Нил, словно гигантская стрелка компаса, пересекает Египет с юга на север). Подобная ориентация совпадала с другой символически важной для египтян координатой: такой путь над Египтом каждый день в своей солнечной ладье проделывал бог солнца Ра.

Интересно, что в тех местах, где Нил делал изгиб, временно отклоняясь от своего «генерального» направления «юг-север», храмы строились согласно Нилу, а не солнцу. Выбор в пользу реки недвусмысленно указывал на её важнейшую роль в жизни древних египтян. Не зря ещё «отец истории» Геродот называл Египет «даром Нила».

После того, как план будущего «дома бога» был продуман, на месте его строительства проводились определённые ритуалы. Всего насчитывалось до десятка разных обрядов, связанных с закладкой нового храма. Все они (по крайней мере, теоретически) осуществлялись лично фараоном.

Важнейший из этих ритуалов был известен ещё со времён Раннего царства (около 3100 – 2686 гг. до н. э.) и назывался «протягивание верёвки». Выполняя его, фараон вбивал в землю колья и протягивал между ними шнур, символически отмечая границы сакрального пространства будущего «дома бога».

Из других ритуалов основания храма можно отметить закладку особых символических (вотивных) предметов под четырьмя углами будущего здания. Иногда такие закладки делались ещё и на главной оси храма, а также под пилонами, колоннами и обелисками. Чаще всего они включали в себя уменьшенные копии строительных инструментов и определённых сосудов.

Только после того, как были проведены все необходимые ритуалы, начиналось непосредственно само строительство.

Важнейшие мифологические сюжеты

Несмотря на примитивные рабочие инструменты, которыми располагали древнеегипетские строители, все «дома бога» строились на высочайшем художественном уровне. Часто даже небольшие египетские храмы становились настоящими архитектурными жемчужинами Древнего мира.

На потолке храма богини Хатхор в Дендере изображено небо, каким оно представлялось древним египтянам.

При постройке уделялось внимание не только крупным элементам, но и деталям отделки. И те, и другие несли в себе определённый символический смысл, воплощая самые разные мифологические образы и сюжеты, которыми веками «обрастал» египетский политеизм. Некоторые из них оставались на периферии религиозного сознания жителей долины Нила, другие же формировали подлинное смысловое ядро их мировосприятия.

Одним из важнейших мифологических сюжетов, символически отражённых в древнеегипетском храме, был миф о творении. Существовало несколько его вариантов, но общим местом для всех них было представление о первозданном океане, из которого в начале времён появилась первая суша.

Этому Изначальному холму и уподоблялся весь древнеегипетский храм. Пол каждой из его частей последовательно устраивался всё выше от уровня земли, что символически изображало подъём на холм творения. При этом потолки, напротив, становились всё ниже, и одновременно уменьшалась освещённость. Так подчёркивалось нарастание сакральности, которая становилась максимальной в святилище – на условной вершине Изначального холма.

Древнеегипетский миф о творении буквально оживал в храмах в сезон разлива Нила – некоторые из них специально строились так, чтобы их открытые дворы и гипостильные залы в этот период затапливались нильской водой. В такие моменты святилище действительно выглядело как Изначальный холм посреди первозданного океана.

Другой образно отражённой в «домах бога» идеей было символическое противопоставление севера и юга. Выделение в храме соответствующих половин являлось не только естественным следствием описанной выше ориентации большинства храмов по линии восток-запад, но и восходило к эпохе объединения страны под властью верхнеегипетских царей.

Как известно, более шести тысячелетий назад правители юга Египта покорили северную часть страны и создали единое государство. Тем не менее, память о былом разделении не стёрлась, и дуализм «север-юг» сохранил для древних египтян отчётливую политическую окраску. В храмах это прослеживалось, например, в том, что на их южных половинах статуи фараонов часто изображались в белых коронах Верхнего (то есть южного) Египта, а на северных – в красных коронах Нижнего (соответственно, северного).

То же касалось и других геральдических символов. Скажем, капители колонн одного и того же «дома бога» могли изображаться в виде голубых лотосов на южной половине, и в форме пучков папируса – на северной (эти растения были символами двух египетских земель).

Географический принцип часто соблюдался и в храмовых изображениях военных побед фараона: живших к югу от Египта нубийцев и северных по отношению к своей стране азиатов царь приводил к покорности на соответствующих стенах храма.

Гранитная статуя сокола слева от входа в гипостильный зал храма Хора в Эдфу. На стене позади неё видно изуродованное вандалами изображение фараона в нижнеегипетской короне. За аналогичной статуей справа от входа фараон стоит в короне Верхнего Египта.

Обратите внимание: Ложь и мифы СССР. Часть 3-я..

Несмотря на то, что Эдфусский храм был ориентирован не по Нилу, в нём всё равно были условно выделены северная (левая) и южная (правая) половины.

Вообще, совершающий военные и охотничьи подвиги фараон – один из двух важнейших сюжетов в декоре египетских «домов бога». Вторым было исполнение царём религиозных обрядов и его предстояние перед богами.

Оба сюжета имели важнейший символический подтекст. Побивание врагов и укрощение диких животных олицетворяли победу порядка над силами хаоса, а сцены исполнения фараоном храмовых ритуалов символизировали его поддержание. По сути, египетский храм был своего рода моделью идеального мира, каким его себе представлял древний египтянин, – полностью лишённым всякой нестабильности и пронизанным силой божественного порядка маат.

Изображение богини Маат позади солнечного бога Ра в одной из гробниц в Долине царей. / Источник: abzubov.com

Идея всеобщего порядка и гармонии во Вселенной, персонифицированная в образе богини Маат, была одной из фундаментальных концепций древнеегипетского мировоззрения. Считалось, что именно маат сдерживает силы хаоса и тем самым, в частности, обеспечивает повторение вечного цикла движения солнца и ежегодных разливов Нила.

Для цивилизации, чьё благополучие целиком и полностью зависело от полноводности одной-единственной реки, любое нарушение заведённого хода вещей действительно представляло смертельную опасность. Другими словами, маат стала одной из центральных мифологем в древнеегипетской картине мира не случайно. Стремление к стабильности и антипатия к переменам были порождены самой хозяйственной сутью этого государства.

Соответственно, поддержание маат мыслилось как главнейшая обязанность каждого египтянина. Оно, по мнению жителей Древнего Египта, достигалось через должное общественное поведение (честность, почитание родителей и подчинение властям) и неукоснительное соблюдение храмовых ритуалов.

Культ и жречество

Интересно, что на храмовых изображениях жертвы богам всегда приносит только фараон. Такая безальтернативность объясняется тем, что египетский монарх считался верховным жрецом абсолютно всех храмов страны. Считалось, что только он, как «господин ритуала», мог выступать от лица человечества перед богами.

Единственным человеком, изображавшимся рядом с богами, был фараон. Считалось, что только он мог вступать с ними в личное взаимодействие.

На деле, однако, лично царём исполнялись лишь некоторые обряды по особым случаям в наиболее важных храмах, а ежедневные службы перепоручались от его имени жрецам.

В Древнем Египте отсутствовало разделение между жречеством и государственной администрацией. До эпохи Нового царства не существовало даже такого социального класса, как профессиональные жрецы, и их функции практически вахтовым методом выполняли царские чиновники. В дальнейшем, когда такой класс возник, он продолжал сохранять теснейшую связь с государственным аппаратом.

Существовало много разных категорий жрецов. За редким исключением это были мужчины, которые должны были поддерживать как физическую, так и ритуальную чистоту: сбривать всю растительность на теле, носить особые одежды, соблюдать определённые пищевые табу. Перед входом в храм жрецы обязательно делали омовения.

Главной обязанностью жречества было совершение ежедневных богослужений. Они происходили так. Каждое утро жрецы, совершая молитвы и воскурения, подходили к святилищу, и верховный жрец храма (представлявший во время ритуала фараона) вместе с несколькими помощниками входил в него и снимал печати с дверей наоса. Затем он простирался перед стоящей в нём статуей, вынимал её и менял божеству одеяния. Потом проводился особый ритуал «отверзания уст», чтобы «ожившая» статуя могла принять разложенные перед ней подношения в виде еды и напитков.

Через некоторое время статуя возвращалась в наос, который вновь опечатывался. Все участники церемонии покидали святилище, пятясь задом и заметая за собой следы. Пищу уносили, и она потреблялась жрецами.

Кроме утренних, были ещё и аналогичные дневные и вечерние службы. Все они помимо молитв и возжигания благовоний могли сопровождаться пением, музыкой и танцами храмовых танцовщиц.

Как можно заметить, официальный культ Древнего Египта был не слишком демократичен, и отправление всех повседневных ритуалов обходилось без какого-либо участия простого люда, которому вообще запрещалось входить в храм дальше открытого двора.

Внутренние помещения храма Исиды на острове Филэ. Вход сюда простым прихожанам был строго воспрещён.

Ограниченную возможность поучаствовать в храмовых церемониях широкие слои древнеегипетского общества получали во время религиозных праздников. В эпоху Нового царства они были важной частью общественной жизни, и народ их с нетерпением ожидал. В такие дни изображения божеств в специальных паланкинах торжественно выносились жрецами из храмов, и простые верующие могли их увидеть и обратиться к ним за советом и помощью.

Существовало много празднеств в честь разных богов, как местных, так и общенациональных. Некоторые известны лишь по кратким письменным упоминаниям, другие относительно подробно описаны в изображениях и текстах храмов и гробниц.

Поскольку верховным божеством в эпоху Нового царства был Амон, то самыми важными в рамках официального культа были два праздника города Фив – центра его почитания и столицы новоегипетской империи.

Во время двухдневного Прекрасного праздника долины статуя Амона выносилась из Карнакского храма и переправлялась на огромной ладье на западный берег Нила. Там Амон во главе торжественной процессии посещал поминальные храмы усопших фараонов и под конец дня отправлялся в район современного Дейр-эль-Бахри. Ночь статуя Амона проводила в находящемся там храме царицы Хатшепсут, воссоединяясь в нём с богиней Хатхор. На следующий день божество возвращалось в свой Большой карнакский храм.

Другим важнейшим фиванским праздником был ежегодный праздник Опет, когда изображения богов фиванской триады (Амон, Мут, Хонсу) проделывали путь из Карнакского храма в Луксорский, где проводились ритуалы символического обновления царской власти.

Пилон храма Хонсу в составе Карнакского храмового комплекса. В новоегипетский период праздникам в честь фиванской триады отводилась важнейшая роль в рамках официального культа.

Из нефиванских празднеств можно отметить праздник Осириса, который в эпоху Нового царства отмечался по всей стране. Он проводился в конце последнего зимнего месяца хойяк и сопровождался театрализованным воспроизведением знаменитого мифа об Осирисе, особенно эпизодов его смерти и воскрешения.

Конец второй части

Несмотря на стремление египтян к бесконечному сохранению устоявшихся обычаев и практик, их мир со временем всё же менялся. Сменяли друг друга на троне цари, периоды величия и могущества перемежались временами смут и неурядиц. Иногда Египет даже оказывался под властью чужеземцев. Таким образом, порядок в виде незыблемой стабильности ушедших веков оставался для египтян лишь недостижимым идеалом.

Вместе со страной преображались и древнеегипетские храмы. Позиционируемые как символы неизменности и форпосты божественного порядка в несовершенном мире, они, как и всё вокруг, возникали, менялись и исчезали. Некоторые из них развивались и продолжали существовать тысячелетиями; век других был более скоротечен.

О разных судьбах древнеегипетских храмов, а также о том, какие из них сохранились в Египте до сих пор, – читайте в третьей и заключительной части статьи (скоро будет опубликована).

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться. Впереди ещё много интересного!

Оцените также наш Instagram, где мы выкладываем самые лучшие фото и видео со всего мира.

Спасибо и до встречи!

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Древнеегипетский храм: краткое руководство для путешественников (часть вторая).