Может показаться, что связи между древнеегипетской цивилизацией и Парижем начались в результате кампании Бонапарта 1798 года или с того, что Шампольон расшифровал иероглифическую систему и создал Отдел египетских древностей Лувра. Вместо этого эта история началась более 2000 лет назад.
Пирамида парка Монсо.Париж, Пар-Изида?
Римская империя была настолько огромной, что когда-то она охватывала Лондон и Вавилон. И с тех пор, как Египет стал частью этой могущественной империи, поклонение некоторым ее божествам распространилось. Вот так в маленьком городке на берегу Сены появились храмы, посвященные богине Исиде. ( на латыни- Изис).
#история древнего мира #история древнего египта #боги египта
Как назывался этот город? Самый ранний исторический след пришел от Юлия Цезаря, чьи войска вторглись в 52 году до н. э. в место, описанное как "Лютеция, город Паризий, расположенный на острове в реке Сена".
Происхождение названия народа Паризии, неясно, как и название города, Лютеция. В 360 году нашей эры Юлиан Отступник был провозглашён императором во время своего пребывания в Лютеции Паризиорум, и город стал называться Парижем.
Первый король Франции Хлодвиг сделал Париж своей столицей в 508 г. н. э.
#париж #франция #музеи
С тех пор историки предложили множество интерпретаций происхождения названия Париж, одна из которых основана на герое Троянской войны Парисе. Другое предположение основывалось на том факте, что в Париже поклонялись древнеегипетской богине Исиде, которая, возможно, дала свое имя городу.
Это всего лишь теория, но интересная, требующая объяснения. Даже когда смысл иероглифов стал недоступен для понимания, память о Исиде сохранялась.
В 1532 году, историк перечислили различные мнения по поводу происхождения названия Парижа, и засвидетельствовал, что "некоторые говорят, что возле Сен-Жермен-де-Пре, там был храм, посвященный идолу богини Исиды" и добавил "это правда, так как несколько человек нашего времени видели статую, и она довольно большая", хотя с тех пор она исчезла. Затем он продолжает объяснять, что город назывался "Parisis, quasi par isis".
Таким образом, латинское quasi par Isis (аналогично Isis) считалось одним из потенциальных источников названия Париж.
В 1773 году появилось предположение, что в самом сердце Парижа "находился Храм Исиды, на руинах которого была воздвигнута церковь Нотр-Дам".
Далее, поскольку она считалась богиней мореплавания, корабль использовался как символ Исиды, поэтому "название этого судна также стало названием города: его имя было Барис, с сильным произношением Северной Галлии, Париж".
Эта традиция, вероятно, и закончилась тем, что Исида появилась в 1811 году на гербе города Парижа, сидя на носу корабля Парижа. Вскоре после падения Наполеона щит был заменен, но на короткое время имена Парижа и Исиды были официально связаны.
Более того, когда вторжение Наполеона привело к открытию Розеттского камня, молодой человек Жан-Франсуа Шампольон присоединился к другим великим умам того времени в гонке за расшифровкой египетских иероглифов.
Итак, благодаря Шампольону мы теперь знаем, что в древнеегипетском 𓉐 𓊨 Pr Isis (произносится Per или Par Isis) на самом деле означает Дом Исиды, как будто память о храме Исиды каким-то образом привела к названию Парижа.
Даже если это всего лишь легенда, интересно поразмышлять о потенциальной связи между Пар Исидой и Парижем, поскольку быть названным в честь египетской богини было бы более престижно, чем значение Лютеции, "болота".
Обелиски, сфинксы и возвращение Исиды
1793 Париж, на развалинах Бастилии, возвращение древнеегипетской богини Исиды в роли матери-природы. Она восстанавливала пожилых делегатов из всех регионов Франции, которые пили ее священную воду. Плутарх сообщил, что "Исида, по сути, является женским принципом Природы и восприимчива ко всем формам зарождения".В эпоху Возрождения, пытаясь подражать Риму, городу, покрытому египетскими обелисками и сфинксами, Париж смотрел в сторону Египта. Первый обелиск Парижа был воздвигнут в 1549 году в честь прибытия короля Генриха II. У Людовика XIV была Триумфальная арка, украшенная четырьмя обелисками.
Что касается сфинксов, то прогулка взад и вперед по городу выявила бы бесчисленное множество сфинксов во дворах, дверных или оконных рамах, которые начали украшать Париж с 17 века.
А с Французской революцией Исида официально вернулась в Париж.
Обратите внимание: Пловдив: древний город, без которого Болгария была бы совсем унылой страной!.
В 1793 году были установлены статуи и фонтаны, чтобы отпраздновать конец монархии. Одна из них, называемая "Регенерация", была изображена как Исида, "восстанавливающая" пожилых людей, которые пили воду, разбрызгиваемую древней богиней.Два года спустя уже было предложение воздвигнуть обелиск на площади Согласия. Затем в 1801 году поступило предложение о двух обелисках и, чтобы не отставать, еще об одном для четырех обелисков…
Обелиск Рамзеса II Площадь Согласия
Слева-обелиск у входа в Луксорский храм с двумя статуями Рамсеса. Справа, площадь Согласия с обелиском. Оба они-окаменелые лучи солнца, Ра, отца Рамсеса.В 1830 году, когда египетский паша предложил Франции два обелиска у входа в великолепный храм Луксора, Париж получил шанс быть украшенным не "ложным" обелиском, а настоящей вещью, вырезанной по приказу Рамзеса Великого.
Существовала лишь небольшая проблема транспортировки 230-тонного монолита вниз по Нилу, через Средиземное море, Атлантическое побережье и вверх по реке Сене. Египтянам удавалось перевозить камни весом до 1000 тонн вниз по Нилу, римляне, в свою очередь, перевозили обелиски в Рим ( попутно их разбивая), но такие попытки не предпринимались уже более 1500 лет.
Для этого случая пришлось построить специальную баржу, которая должна была пройти 7500 миль в течение почти трех лет. Наконец, в 1836 году парижская публика наблюдала, как медленно возводился обелиск в центре площади Согласия.
После такого трудного путешествия это была самая опасная операция, так как обелиск, уже треснувший, мог легко сломаться. Пока оркестр играл "Тайны Изиды" Моцарта, послышался треск, но, к счастью, это был всего лишь кусок дерева. Обелиск Рамзеса II, расположенный в центре одной из самых престижных площадей Парижа, является старейшим памятником города.
Парижские пирамиды
Если смотреть из Лувра, великолепная перспектива заканчивается на горизонте большой аркой ла Дефанс. Построенный вдоль изгиба реки Сены в течение восьми столетий, дворец Лувр немного смещен от центра, поэтому фактическим началом перспективы является статуя короля-Солнца Людовика XIV, как раз напротив пирамиды Пея.Первая парижская пирамида была построена в 1779 году как часть экзотического сада со средневековым замком, фермой, голландской ветряной мельницей, руинами римского храма, развлечениями в китайском и турецком стиле, обелиском и "деревом гробниц". Так была построена" египетская гробница", пирамида, внутри которой находилась статуя Исиды.
В то время как первая пирамида была построена по заказу знатного человека, вторая, как предписывает традиция, была заказана современным эквивалентом фараона, президентом Франции. Очарованный работами Ио Мин Пея в Национальной галерее Вашингтона, Франсуа Миттеран выбрал Пея для проектирования нового входа в Лувр.
Идея состояла в том, чтобы удвоить размеры музея и создать вход, способный принимать миллионы посетителей. Но многие с ужасом отреагировали на перспективу замены автостоянки стеклянной пирамидой, и скандал принес президенту такие прозвища, как "Фараон", "Сфинкс" и "Миттерамсес". Пей, который уже получил Притцкеровскую премию (эквивалент Нобелевской премии по архитектуре), подвергся таким оскорблениям, что переводчик заплакал.
Тем не менее, Ио Мин Пей на самом деле очень уважительно относился к сайту, дизайн которого был одновременно классическим и современным. Сам Пей объяснил, что дизайн не имел ничего общего с Египтом, и что стеклянная пирамида была "создана для жизни и света", и, поскольку она прозрачна, "в ней был тот же дух, что и в небе Парижа".
Можно себе представить, что парижская Пирамида произвела впечатление даже на могущественного Рамсеса II, во время его визита в 1976 году. Его мумию, доставленную в Париж, чтобы спасти ее от разложения, встретили в аэропорту с воинскими почестями, как и подобает главе государства, и Рамзеса повезли по площади Согласия, чтобы он смог полюбоваться его обелиском. Застряв в парижских пробках, он, возможно, успел взглянуть на его иероглифы, и с радостью прочитал, что он "Царь Египта, сын Солнца", и заверения, что "небо-твой памятник, твое имя будет таким же постоянным, как небо".
Может быть, этот чужой город даже показался ему знакомым. В конце концов, его жители поклонялись египетской богине, он покрыт сфинксами, там течет Нил или, по крайней мере, улица названа в его честь. Здесь есть не только каменная пирамида, но и пять стеклянных пирамид и большая коллекция египетских древностей.
Великий фараон, возможно, испытывал некоторую гордость за то, что вместе со своим обелиском участвовал в том, чтобы сделать Город Света достойным восхищения всего мира.
Еще по теме здесь: История.
Источник: Древний Египет и Париж.