ЭФФЕКТ ПРАЙМИНГА. Как наши мысли управляют поведением

Любой предмет, или просто упоминания о нем, вызывает
немедленные перемены в нашем мышлении. К примеру,
какое первое слово приходит в голову, когда вы пытаетесь
дополнить вот такое слово "м_ _ о". Еще в 1980 году, психологи обнаружили что если мы испытываем голод, или просто недавно видели или слышали слово еда, то мы с большей
вероятностью, дополним это слова до слова мясо, а не до слова мыло.

ЭФФЕКТ ПРАЙМИНГА. Как наши мысли управляют поведением

Это явление получило название эффект предшествования или просто прайминг, то есть формирование определенной установки. Так, в нашем примере идея мыть дает установку на мыло, а еда дает установку на мясо.

Последующее исследования эффекта предшествования
показали еще одну очень важную и интересную деталь.
Определенные события, идеи оказывают влияние не только
на наши мысли, но и на наши действия.

ЭФФЕКТ ПРАЙМИНГА. Как наши мысли управляют поведением

Психолог Джон Барк со своими коллегами провели наглядный эксперимент, доказывающие данное утверждение. Они собрали студентов одного крупного Нью - Йоркского университета с предложением выполнить задание, где требовалось составить предложение из группы слов. Например, набор слов мог быть таким: дом, сразу, находит, он. большой. После этого, студентам необходимо было перейти в другой кабинет, и вот здесь начиналось самое интересное. Оказалось, что студенты составляющие предложения из слов, которые ассоциировались с пожилыми людьми такими как: забывчивый, лысый, морщины, слабые и седой - передвигались по коридору значительно медленнее своих сверстников, и что самое главное данный эффект происходит совершенно неосознанно.

Все студенты, на последующем опросе, настаивали, что прочитанные слова никак не повлияли на их поведение и скорость движения. И хотя сейчас вы этого не замечаете, последние несколько секунд видео он также подействовали и на вас.

Обратите внимание: Экспериментальная вакцина против рака кожи была на 100% эффективна при тестировании на мышах.

Если бы вам потребовалось взять стакан воды, вы бы точно также сделали бы это немного медленнее обычного.

Стоит также отметить, что данный эффект работает и в обратную сторону, то есть определенные действия оказывают влияние на наши мысли. В другом эксперименте студентов просили пять минут ходить по комнате со скоростью не больше
30 шагов в минуту. Как и ожидалось, участники этого эксперимента гораздо быстрее остальных опознавали слова, связанные со старостью. Другими словами, если нас навести на мысль о старости, мы будем вести себя, как старики, а действие
присущие старикам, будут наводить нас на мысль о старости.

ЭФФЕКТ ПРАЙМИНГА. Как наши мысли управляют поведением

Возможно, именно поэтому нам часто рекомендуют больше
улыбаться, если мы больше улыбаемся - нам становится
веселее, и мы начинаем чувствовать себя лучше, а если нам
весело - мы больше улыбаемся. А призывы вести себя спокойно
и доброжелательно - уже не кажутся бессмысленными.
Весьма вероятно, что это действительно заставит нас изменить свое поведение.

Чтобы понять всю силу эффекта предшествования, вот ещё несколько примеров из популярных
экспериментов:

например оказывается, что даже специальное нахмуривание бровей или искусственная улыбка, которую можно создать, взяв в рот карандаш, могут повлиять на наши отношения к окружающему миру. Например, люди которые
делали искусственные улыбки чаще остальных, находят
данные комиксы смешнее.

ЭФФЕКТ ПРАЙМИНГА. Как наши мысли управляют поведением

Слушая сообщение рассказчика, люди чаще с ним соглашаются, если постоянно кивают в знак согласия, и наоборот реже соглашаются со сказанным и чаще отвергают услышанное, если делают повороты головы в знак несогласия.

Чтобы до конца осознать всю силу прайминга или, как его ещё называют, эффекта предшествования необходимо рассмотреть ещё один эксперимент, который был приведён на офисной кухне одного британского университета.

В течение дня, сотрудники пили чай или кофе, при этом оплачивали выпитое, складывая деньги в общую копилку, там же рядом висел список цен на все напитки. Однажды над списком цен, без предупреждения появилась фотография. В течении следующих 10 недель эта фотография обновлялась в начале каждой недели.
Это были фотографии либо цветов, либо глаз, направленных
на наблюдателя. Как оказалось, разные фотографии по - разному
влияли на людей и суммы внесенные в общую копилку.

ЭФФЕКТ ПРАЙМИНГА. Как наши мысли управляют поведением

В общем, в недели, когда были вывешены фотографии глаз -
взнос оказался почти втрое больше, чем в недели, когда
работники видели фотографии цветов. Как оказалось, даже
такое символическое напоминание людям о том, что за ними
наблюдают, заставляло их вести себя честнее и приличнее.
Каждый сотрудник понимал, что это всего лишь фотография,
но как оказалось, их подсознание не переставало работать
и выбирало более правильный и безопасный путь для каждой
ситуации.

Как мы уже разобрались, эффект предшествования оказался
не только интересным, но может быть, и полезным для
каждого из нас. Вопрос только в том, сможем ли мы его распознать в следующий раз своей жизни, и использовать в свою пользу?

Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.

Источник статьи: ЭФФЕКТ ПРАЙМИНГА. Как наши мысли управляют поведением.